Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Немые агитаторы

Общество, 00:50, 19 июля 2014,
Слушать новость
Немые агитаторы. .

Такое определение напрашивается после знакомства с выставкой плакатов, посвященных истории Первой мировой войны, организованной в музее-усадьбе Колокольниковых.

В годы войны 1914–1918 гг. искусство плаката получило новое развитие. К выполнению плакатов по военной тематике привлекались лучшие художники России, среди которых – Виктор Васнецов, Владимир Маяковский.

На выставке, появившейся благодаря содействию газеты «Комсомольская правда» и Альфа-банка, представлены хранящиеся в фондах Государственного центрального музея современной истории лубочные картинки и рекламно-благотворительные плакаты, изданные в период Первой мировой войны.

Специалисты выделяют следующие основные направления лубка (плаката):

– военно-событийный – изображение батальных сцен и пояснительный текст о событии, сражении, походе, подвиге. На выставке представлена география известных сражений: Варшава, Калиш, Ченстохов. Вряд ли кого-то оставит равнодушным плакат «Взятие русскими войсками Львова». Подвиги летчика Петра Нестерова (впервые в практике боевой авиации применившего таран) и казака Козьмы Крючкова также нашли отражение на стенах выставки.

Следующее популярное направление – сатирический лубок, по характеру приближавшийся к газетной карикатуре. Эта тема также широко представлена на выставке. Как правило, противник выставляется в смешном свете, но во многих случаях основой для сюжета является какая-то реальная история.

Третьим традиционным направлением лубочной живописи является портрет – изображение героев, военачальников, руководителей союзных держав. В представленной коллекции имеется парадный портрет знаменитого Алексея Брусилова, прославившегося при штурме Львова генерала Николая Рузского.

Военный лубок пользовался широкой популярностью, им украшали казармы, крестьянские избы, постоялые дворы. Генерал Петр Краснов вспоминал, что эти плакаты служили воспитанию солдата. Будучи молодым офицером, со своими сослуживцами он ходил по казармам и спрашивал солдат, насколько они уяснили то, что изображено на лубках и плакатах.

Плакаты в отличие от лубка имели броское изображение, обычно с коротким призывом, носили в основном рекламный и благотворительный характер. Надписи на плакатах говорят сами за себя: «Священная война», «Все для войны! Подписывайтесь на 5% заем!». Плакат «Жертвуйте солдату на переносные бани! Походные бани системы А.М. Строганова» показывает войну с малознакомой, бытовой стороны.

Несмотря на недолговечность носителя (лубки и плакаты выполнялись на обычной бумаге), эти средства массовой агитации содержали много информации. Ведущий специалист музейного комплекса Евгений Бушаров считает, что плакаты выполнены на столь высокопрофессиональном уровне, что  в настоящее время дают ориентиры музейным работникам о военной амуниции, форме, правилах ношения оружия и наград.

Небольшая по объему экспозиция – для осмотра достаточно получаса – несет содержательную информацию о событиях Первой мировой вой-
ны, которая вряд ли оставит посетителей равнодушными. Даже сейчас, по прошествии ста лет, эти немые агитаторы имеют очень выразительный язык.

Александр ВЫЧУГЖАНИН, член совета Тюменского отделения Российского исторического общества

Такое определение напрашивается после знакомства с выставкой плакатов, посвященных истории Первой мировой войны, организованной в музее-усадьбе Колокольниковых.

В годы войны 1914–1918 гг. искусство плаката получило новое развитие. К выполнению плакатов по военной тематике привлекались лучшие художники России, среди которых – Виктор Васнецов, Владимир Маяковский.

На выставке, появившейся благодаря содействию газеты «Комсомольская правда» и Альфа-банка, представлены хранящиеся в фондах Государственного центрального музея современной истории лубочные картинки и рекламно-благотворительные плакаты, изданные в период Первой мировой войны.

Специалисты выделяют следующие основные направления лубка (плаката):

– военно-событийный – изображение батальных сцен и пояснительный текст о событии, сражении, походе, подвиге. На выставке представлена география известных сражений: Варшава, Калиш, Ченстохов. Вряд ли кого-то оставит равнодушным плакат «Взятие русскими войсками Львова». Подвиги летчика Петра Нестерова (впервые в практике боевой авиации применившего таран) и казака Козьмы Крючкова также нашли отражение на стенах выставки.

Следующее популярное направление – сатирический лубок, по характеру приближавшийся к газетной карикатуре. Эта тема также широко представлена на выставке. Как правило, противник выставляется в смешном свете, но во многих случаях основой для сюжета является какая-то реальная история.

Третьим традиционным направлением лубочной живописи является портрет – изображение героев, военачальников, руководителей союзных держав. В представленной коллекции имеется парадный портрет знаменитого Алексея Брусилова, прославившегося при штурме Львова генерала Николая Рузского.

Военный лубок пользовался широкой популярностью, им украшали казармы, крестьянские избы, постоялые дворы. Генерал Петр Краснов вспоминал, что эти плакаты служили воспитанию солдата. Будучи молодым офицером, со своими сослуживцами он ходил по казармам и спрашивал солдат, насколько они уяснили то, что изображено на лубках и плакатах.

Плакаты в отличие от лубка имели броское изображение, обычно с коротким призывом, носили в основном рекламный и благотворительный характер. Надписи на плакатах говорят сами за себя: «Священная война», «Все для войны! Подписывайтесь на 5% заем!». Плакат «Жертвуйте солдату на переносные бани! Походные бани системы А.М. Строганова» показывает войну с малознакомой, бытовой стороны.

Несмотря на недолговечность носителя (лубки и плакаты выполнялись на обычной бумаге), эти средства массовой агитации содержали много информации. Ведущий специалист музейного комплекса Евгений Бушаров считает, что плакаты выполнены на столь высокопрофессиональном уровне, что  в настоящее время дают ориентиры музейным работникам о военной амуниции, форме, правилах ношения оружия и наград.

Небольшая по объему экспозиция – для осмотра достаточно получаса – несет содержательную информацию о событиях Первой мировой вой-
ны, которая вряд ли оставит посетителей равнодушными. Даже сейчас, по прошествии ста лет, эти немые агитаторы имеют очень выразительный язык.

Александр ВЫЧУГЖАНИН, член совета Тюменского отделения Российского исторического общества



В Ишимском районе вода размыла временную насыпь

20 апреля

Продлен прием заявок на региональный этап Всероссийской премии «Гордость нации» в Тюменской области

20 апреля