Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Живописный мир писателя

Общество, 00:46, 10 июля 2014,
Слушать новость
Живописный мир писателя. .

Досье

Ольга Данилова-Пушкарь,

поэт, г. Тюмень

Закончила Тюменский медицинский институт, но параллельно с основной профессией ведет активную литературную деятельность.

Издала пять книг стихов, публикуется в различных журналах и коллективных сборниках.

Член Союза журналистов России, член Союза писателей России.


Почти десять лет нет с нами Юрия Николаевича Афанасьева, писателя, журналиста, педагога. Юрий Афанасьев родился 11 апреля 1940 года в с. Питляр Шурышкарского района Ямало-Ненецкого национального округа в семье рыбака. Родителей его раскулачили в 1929 году и сослали на Север с Южного Урала.

Юра родился прямо на лесоповале, где по 12 часов работали его родители, а матери, как «кулачке», декретный отпуск не полагался. Рос  и воспитывался будущий писатель в военное время среди местного населения поселка. Коренными жителями его были ненцы и ханты, Юра свободно владел их языком, впитывал национальные традиции, слушал и читал легенды и предания народов Севера, любовался сдержанными красотами тундровой природы. В дальнейшем все это легло в основу его литературного творчества. После окончания семилетней школы в родном селе юноша поступил в Салехардское национальное педагогическое училище, в котором, параллельно с учебой, начал трудовую биографию – работал воспитателем. После окончания училища в 1959 году Юрий Афанасьев служил на флоте. После армии стал сотрудником газет «Красный Север» и «Ленинский путь», публиковался в журналах «Урал», «Костер», «Тюмень литературная», в альманахах «Под сенью нохар-юха», «Ямальский меридиан». В 1966 году заочно окончил Ленинградский педагогический институт имени Герцена. Работал учителем, преподавал педагогику и психологию в национальном училище, был директором Овгорской школы-интерната. Несколько лет  отдал партийной работе. С 1972 по 1981 год являлся редактором районной газеты «Ленинский путь», после этого вновь вернулся в школу директором.

Первая книга прозаика – «Сказки дедушки Ай-по» (1974 год) – написана по мотивам хантыйского фольклора. Автор отталкивался от ми-фа о смелом охотнике-герое, который освободил тундру от власти злого чудовища. Книгу экранизировали и по ней на студии «Союзмультфильм» создали полнометражный мультипликационный фильм. В 1980 году увидели свет книги повестей и сказок для детей «В морозный день» и книга «Мы с Митяем» (под одной обложкой с тюменским писателем Станиславом Мальцевым). Юрий Афанасьев работал в жанре повести, рассказа, сказки и сказа. В книге «Обская путина» (1984 год) продолжил тему художественного отображения национальных особенностей жизни северных народов – его культуры и быта.

В своем творчестве Юрий Николаевич отражал и весь спектр проблем Тюменского Севера – экологические, краеведческие, природоохранные, межнациональных отношений и проблемы сохранения неповторимости лица местных народов, его индивидуальности, культуры, национальных
традиций и особенностей бы-та. В 1994 году была издана повесть «Ритмы тундры», а в 1995-м опубликован рассказ-быль «Две ели», в которых он продолжил темы поиска своего места в жизни – северного народа, сохранения своей самобытности, тема любовных переживаний, страданий лирического героя и обретения смысла и цельности бытия. Автор много писал для детей. В 2000 году прозаик объединил свои рассказы и сказки в сборник «За белой горой».

Юрий Афанасьев – основатель и редактор альманаха «Обская радуга». Инициатор создания и длительное время ответственный секретарь окружной организации «Литератор Ямала». Он член Союза писателей России с 1988 года. Нередко чем разнообразнее и обильнее профессиональный путь писателя, тем интереснее и насыщеннее его литературное творчество, помноженное на талант.

В рассказе «Летучий Зверь-Налим» автор в метафорической форме рисует перед читателем картину экологической трагедии тундры. «Большое зло» принесено в нее «страшным летучим Зверем-Налимом». Это собирательный, полумифический образ разрушительной силы и внешних и внутренних негативных сил освоения Севера, демонстрирующего неуемную жадность современного завоевателя природных ресурсов, средств и т.д. Но всякому злу, как утверждает автор, есть противодействие – добро, как основной закон сохранения жизни, всего живого.

Язык автора и сказочен, и образен, и живописен одновременно. Кажется, что  в описании красот природы картин тундры видишь национальный орнамент северных народов: «ребятишки… бегают по сугробам с румяными, брусничными щеками. Да  и тундра каждый год надевает сшитую из белых снегов малицу. В ней прячутся от холода глухари и куропатки, из-под нее достают олени ягель». Времена года, природные явления (Ветер, Дождь и т.д) у писателя – живые существа, олицетворены – исток этого берется из национальных древних традиций северных народностей, его мировоззрения, когда оживляются все явления и предметы природы, наблюдается трепетное, любовное и бережное к ней отношение и обращение как  к живому, и к камню, и ветру и т.д. Рассказ интересен, я думаю, и взрослым, и детям, он несет нравственные идеалы, светлое начало и вырос, так сказать, из мифологических корней.

Подготовила Ольга ДАНИЛОВА-ПУШКАРЬ

Досье

Ольга Данилова-Пушкарь,

поэт, г. Тюмень

Закончила Тюменский медицинский институт, но параллельно с основной профессией ведет активную литературную деятельность.

Издала пять книг стихов, публикуется в различных журналах и коллективных сборниках.

Член Союза журналистов России, член Союза писателей России.


Почти десять лет нет с нами Юрия Николаевича Афанасьева, писателя, журналиста, педагога. Юрий Афанасьев родился 11 апреля 1940 года в с. Питляр Шурышкарского района Ямало-Ненецкого национального округа в семье рыбака. Родителей его раскулачили в 1929 году и сослали на Север с Южного Урала.

Юра родился прямо на лесоповале, где по 12 часов работали его родители, а матери, как «кулачке», декретный отпуск не полагался. Рос  и воспитывался будущий писатель в военное время среди местного населения поселка. Коренными жителями его были ненцы и ханты, Юра свободно владел их языком, впитывал национальные традиции, слушал и читал легенды и предания народов Севера, любовался сдержанными красотами тундровой природы. В дальнейшем все это легло в основу его литературного творчества. После окончания семилетней школы в родном селе юноша поступил в Салехардское национальное педагогическое училище, в котором, параллельно с учебой, начал трудовую биографию – работал воспитателем. После окончания училища в 1959 году Юрий Афанасьев служил на флоте. После армии стал сотрудником газет «Красный Север» и «Ленинский путь», публиковался в журналах «Урал», «Костер», «Тюмень литературная», в альманахах «Под сенью нохар-юха», «Ямальский меридиан». В 1966 году заочно окончил Ленинградский педагогический институт имени Герцена. Работал учителем, преподавал педагогику и психологию в национальном училище, был директором Овгорской школы-интерната. Несколько лет  отдал партийной работе. С 1972 по 1981 год являлся редактором районной газеты «Ленинский путь», после этого вновь вернулся в школу директором.

Первая книга прозаика – «Сказки дедушки Ай-по» (1974 год) – написана по мотивам хантыйского фольклора. Автор отталкивался от ми-фа о смелом охотнике-герое, который освободил тундру от власти злого чудовища. Книгу экранизировали и по ней на студии «Союзмультфильм» создали полнометражный мультипликационный фильм. В 1980 году увидели свет книги повестей и сказок для детей «В морозный день» и книга «Мы с Митяем» (под одной обложкой с тюменским писателем Станиславом Мальцевым). Юрий Афанасьев работал в жанре повести, рассказа, сказки и сказа. В книге «Обская путина» (1984 год) продолжил тему художественного отображения национальных особенностей жизни северных народов – его культуры и быта.

В своем творчестве Юрий Николаевич отражал и весь спектр проблем Тюменского Севера – экологические, краеведческие, природоохранные, межнациональных отношений и проблемы сохранения неповторимости лица местных народов, его индивидуальности, культуры, национальных
традиций и особенностей бы-та. В 1994 году была издана повесть «Ритмы тундры», а в 1995-м опубликован рассказ-быль «Две ели», в которых он продолжил темы поиска своего места в жизни – северного народа, сохранения своей самобытности, тема любовных переживаний, страданий лирического героя и обретения смысла и цельности бытия. Автор много писал для детей. В 2000 году прозаик объединил свои рассказы и сказки в сборник «За белой горой».

Юрий Афанасьев – основатель и редактор альманаха «Обская радуга». Инициатор создания и длительное время ответственный секретарь окружной организации «Литератор Ямала». Он член Союза писателей России с 1988 года. Нередко чем разнообразнее и обильнее профессиональный путь писателя, тем интереснее и насыщеннее его литературное творчество, помноженное на талант.

В рассказе «Летучий Зверь-Налим» автор в метафорической форме рисует перед читателем картину экологической трагедии тундры. «Большое зло» принесено в нее «страшным летучим Зверем-Налимом». Это собирательный, полумифический образ разрушительной силы и внешних и внутренних негативных сил освоения Севера, демонстрирующего неуемную жадность современного завоевателя природных ресурсов, средств и т.д. Но всякому злу, как утверждает автор, есть противодействие – добро, как основной закон сохранения жизни, всего живого.

Язык автора и сказочен, и образен, и живописен одновременно. Кажется, что  в описании красот природы картин тундры видишь национальный орнамент северных народов: «ребятишки… бегают по сугробам с румяными, брусничными щеками. Да  и тундра каждый год надевает сшитую из белых снегов малицу. В ней прячутся от холода глухари и куропатки, из-под нее достают олени ягель». Времена года, природные явления (Ветер, Дождь и т.д) у писателя – живые существа, олицетворены – исток этого берется из национальных древних традиций северных народностей, его мировоззрения, когда оживляются все явления и предметы природы, наблюдается трепетное, любовное и бережное к ней отношение и обращение как  к живому, и к камню, и ветру и т.д. Рассказ интересен, я думаю, и взрослым, и детям, он несет нравственные идеалы, светлое начало и вырос, так сказать, из мифологических корней.

Подготовила Ольга ДАНИЛОВА-ПУШКАРЬ



В районах Тюменской области продолжают укреплять дамбы

23 апреля

В Тюменской области впервые реализуют образовательный проект «Многодетная мама-предприниматель»

23 апреля