×
В социальных сетях
В печатной версии

Перспективы развития контрактной системы

04.07.2014
00:53
Тюменская область, стабильно занимающая в России лидирующие позиции по  показателям социально-экономического развития, является одним из флагманов и в сфере государственных закупок

Система госзаказа в 2014 году претерпела кардинальные изменения. Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» завершил свое действие 1.01.2014 г. в связи с вступлением в силу закона № 44-ФЗ от 5.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

94-ФЗ за время восьмилетнего функционирования получил множество как положительных, так  и отрицательных отзывов со стороны всех участников закупочного процесса. Он стал постоянным участником жарких дискуссий в средствах массовой информации, всевозможных конференций и круглых столов с участием разработчиков и законодателей.

Подвел итоги действия федерального закона о размещении государственного заказа и оценил перспективы развития контрактной системы в Тюменской области начальник управления государственных закупок Тюменской области Сергей Панков.

– Сергей Николаевич, как вы оцениваете размещение государственного заказа в регионе за период действия 94-ФЗ?

– Важнейшим событием в экономике России 2000-х годов стало принятие Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Впервые на законодательном уровне введен единый порядок размещения заказов как для государственных, так  и  муниципальных нужд.

За время действия закона, а это ровно восемь лет, изменилось отношение и представление государственных и муниципальных заказчиков к расходованию бюджетных средств. Значительная роль здесь, конечно же, кроме жестких регламентных процедур, отведена целой группе контролирующих органов, которые за каждый неправильно потраченный рубль виновных чиновников и поставщиков привлекали к ответственности, в том числе и уголовной. К счастью, в нашей области такие случаи были крайне редкими.

Безусловно, за это время значительно повысилась открытость и прозрачность государственного заказа: создан единый по всей России официальный сайт закупок для всех государственных и муниципальных заказчиков. Данные по всем закупкам стали доступны любому пользователю Интернета, в том числе в режиме реального времени.

За время действия закона управлением организовано более 30,5 тысячи государственных закупок, общий объем финансирования закупок составил более 450 миллиардов рублей. Мы достигли путем жесткой регламентации закупочных процедур, повышением уровня конкуренции и другими факторами общей экономии бюджетных средств в размере 22 миллиардов руб-лей, которые пошли на дополнительную закупку товаров, работ и услуг.

Сто процентов поступивших по нормам 94-го закона заявок государственных заказчиков Тюменской области размещены в установленные сроки. А это значит, государственные полномочия нашими заказчиками исполнялись в срок и на должном уровне. И это главная задача, с которой, на мой взгляд, справились неплохо.

Благодаря высокой прозрачности и открытости системы государственного заказа Тюменской области из более чем полутора тысяч участников размещения областного заказа сорок процентов составили поставщики 34 регионов Российской Федерации.

Качество закупок в регионе, их эффективность подтверждается высоким положением Тюменской области в Национальном рейтинге прозрачности закупок. Это авторитетный проект Национальной ассоциации участников электронных торгов, Федеральной антимонопольной службы России, Минэкономразвития России, Счетной палаты РФ, профильных комитетов Государственной Думы РФ. Положение участника в рейтинге определяется интегральной оценкой, зависящей от нескольких показателей, в числе которых степень информационной открытости процедур, интенсивность конкуренции на торгах, степень результативности конкурсных процедур, экономическая эффективность торгов.

Тюменской области, продемонстрировавшей значительную динамику роста прозрачности государственных закупок, два последних года присваивается наивысший рейтинг «Гарантированная прозрачность».

СПРАВКА

С начала 2014 года организовано 2 800 закупок, общий объем финансирования превысил 5 млрд. рублей, экономия бюджетных средств – 224 млн. рублей.


Посредством государственного заказа на всей территории области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (при реализации программы «Сотрудничество»), вновь построены и оснащены первоклассным медицинским оборудованием современные больничные комплексы, объекты культуры, введены новые школы, детские сады, спортивные объекты. Активно проводилась поддержка жилищного строительства, сельского хозяйства, осуществлялось переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, льготная категория граждан активно обеспечивалась необходимым жильем, санаторно-курортными путевками, техническими средствами реабилитации. Полностью обновился парк спецтехники в подразделениях полиции, скорой медицинской помощи, МСЧ  и других бюджетных организациях.

Нельзя не оценить государственный заказ области и с точки зрения масштаба развития транспортной инфраструктуры: введены в эксплуатацию, отремонтированы сотни километров автомобильных дорог, транспортных развязок, в том числе и в автономных округах.
В рамках дальнейшего совершенствования процедур управления государственными закупками и повышения их эффективности в Тюменской области выстроена единая централизованная платформа управления государственными и муниципальными закупками, обеспечивающая объединение в системе «АЦК-Госзаказ» работу государственных и  муниципальных заказчиков области.

– Реформа госзакупок с 1 января 2014 года вступила в новую стадию или это продолжение уже проходящей реформы?

– Реформа госзаказа идет с момента принятия 94-го федерального закона. С 1.01.2014 г. на смену ему пришел федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок.

К сожалению, при несомненных достоинствах опыт реализации 94-го закона выявил и многие его недостатки. В связи с этим он регулярно обновлялся, подстраивался под действующие экономические условия, многократно совершенствовался в части доступности и прозрачности организации и проведения закупочных процедур, исполнения государственных и муниципальных контрактов. Установленный приоритет электронных закупок призван обеспечить жесточайшую анонимность участников закупок, вылечить систему от сговора на торгах.

Отсутствие реальной и гарантированной ответственности поставщиков за демпинговые действия, продолжающийся сговор участников и многие другие причины отразились на качестве исполнения государственных и муниципальных контрактов. В итоге после длительной дискуссии 5 апреля 2013 года президентом России подписан закон о контрактной системе в сфере закупок 44-ФЗ.

Необходимость принятия нового закона назрела. В отличие от предыдущего он регулирует полный цикл закупок: прогнозирование и планирование, осуществление закупочных процедур, исполнение контрактов, контроль и аудит закупок. Я  считаю, что  комплекс этих составляющих со временем существенно облегчит и простимулирует на результат работу как  заказчиков, так и, что немаловажно, поставщиков.

Трехлетнее планирование закупок позволит не только грамотно организовать работу заказчику, но  и запланировать будущие расходы бизнес-структурам. Поставщик сможет грамотно планировать финансовые возможности в зависимости от того, в каком субъекте РФ будут проходить закупочные мероприятия. Надеемся, это позволит привлечь в сферу закупок средний и малый бизнес, что является одной из приоритетных задач как федерального, так  и регионального правительства.

– Расскажите о проделанной работе по переходу на новые контрактные отношения в Тюменской области. Какие первые итоги действия 44-ФЗ можно подвести уже сегодня?

– Сразу после принятия закона управлением государственных закупок Тюменской области утвержден план работы по переходу на контрактную систему в регионе. Правительством области, а также муниципальными образованиями утверждены необходимые нормативные правовые акты, обязательные для применения с 1.01.2014 года. Разработан, утвержден и рекомендован к применению целый ряд необходимой закупочной документации.

Всеми государственными и муниципальными заказчиками региона созданы контрактные службы, назначены контрактные управляющие. Организовано повышение квалификации государственных и муниципальных служащих Тюменской области, состоящих в закупочных комиссиях, а также служащих, осуществляющих контроль за соб-людением законодательства в сфере контрактной системы. Служащим выданы удостоверения о повышении квалификации установленного образца. Проведены обучающие семинары для государственных и муниципальных заказчиков Тюменской области, в том числе онлайн-семинар с представителями муниципальных заказчиков и глав муниципальных районов.

По итогам проведенных семинаров по поручению губернатора области организовано прохождение экспресс-экзамена в форме онлайн-тестирования на знание законодательства о контрактной системе 694 специалистов, в чьи должностные обязанности входит осуществление деятельности по размещению заказов.

Принято участие в работе конференций, проводимых электронными торговыми площадками, Тюменской областной Думой, общероссийскими общественными организациями по вопросам перехода на контрактную систему, а также участие в работе ряда совещаний в контролирующих и правоохранительных структурах.

Большая работа проведена и в части необходимого технического оснащения управления для обеспечения качественных закупок. В частности, реализована возможность получать в режиме реального времени в системе Интернет полную информацию с заседаний конкурсных и котировочных комиссий по вскрытию конвертов с заявками участников. Аналогичные онлайн-трансляции заседаний комиссий организованы и для муниципальных образований.

Подводя итог, хочется сказать, что реформа госзаказа продолжается. Новый закон уже претерпел за короткий срок ряд серьезных изменений. Принимаются как правительственные, так  и региональные нормативные акты.

Управление государственных закупок Тюменской области как регулятор контрактной системы региона активно обеспечивает государственных и муниципальных заказчиков необходимой методической документацией, своевременным консультированием и правовым обеспечением.

Проделанная в 2013 году колоссальная организационно-правовая и техническая работа по  подготовке к реализации 44-ФЗ дала результаты. Мы плавно перешли от одних условий осуществления закупок к другим, чем обеспечили возможность областным заказчикам, которыми являются органы исполнительной власти, бюджетные учреждения, вовремя исполнять полномочия.

Подготовлено управлением государственных закупок Тюменской области

200Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Пока она доступна только жителям Тюмени и Тобольска.
С учебным приветом спустя полвека.
Тюменское общество инвалидов помогает устроиться на работу.
В Тюмени сегодня пасмурно и ненастно.
В мероприятии примут участие более 180 исполнителей.
Итоги трудового семестра подвели накануне.
В течение дня в Тюмени малооблачно и возможен небольшой дождь.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде