×
В социальных сетях
В печатной версии

Кропотливое собирание имен

02.06.2014
14:10

«Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв. Словарь-указатель художников, искусствоведов, специалистов по музейному делу, исследователей, художников-педагогов, коллекционеров, меценатов, общественных и государственных деятелей в двух томах» -- новое издание фонда «Возрождение Тобольска» в серии «Сибирский художественный музей». Оно недаром рекомендовано к печати достаточно авторитетными организациями: Ученым советом Научно-исследовательской лаборатории «Изобразительное искусство и архитектура Сибири» Алтайского государственного университета; Бюро Регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств в Красноярске и Редакционно-издательским отделом Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска».

Этот словарь-справочник, составленный искусствоведом, кандидатом философских наук, членом Союза художников России Владимиром Федоровичем Чирковым, включает в себя более 5 000 статей, 5 приложений и список источников. Как говорится об этом фундаментальном двухтомном издании и об его авторе во вступительном слове председателя Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова: «Словарь Чиркова – это историческая повесть о жизни этих людей, их думах, чаяниях, бедах и радостях, об их творческих свершениях… Словарь Чиркова – это повествование о Сибири как о месте жизни и творчества людей искусства, наиболее полно воплотивших в себе дух своей эпохи…

Доблестный подвижник, по-другому сказать нельзя, Владимир Федорович Чирков собрал воедино богатейшие, рассеянные по различным источникам (в архивах, книгах, каталогах, статьях, из общений с художниками и коллегами-искусствоведами и т.п.) сведения по изобразительному искусству Сибири… Составитель словаря-указателя в своей работе руководствовался принципом «никого не забыть». Получилась история искусства в персональном, человеческом и коллективном, общественном измерении. Именно этим, «единительным», началом Сибирь была и будет сильна…»

Немного об оформлении. Кроме традиционно безукоризненной полиграфии изданий фонда, безусловно, нельзя не обратить внимание на обложку и дизайн, выполненные главным художником серии Василием Валериусом.

Кроме собственно художественного оформления, следует отметить и высокую художественную культуру издания – четкое понимание художником того, что это за издание, о чем оно и для каких пользовательских целей предназначено.

На обложке книги изображена деревянная доска – словно подготовленная для письма иконы – с окладом в виде женского контура со скрещенными руками, прижимающими цветок. Сама композиция обложки достаточно неброская, но очень точно отражает саму суть издания – информацию о людях искусства, прежде всего художниках, живших и творивших в Сибири на протяжении практически четырех веков. На обложку каждого тома так же вынесено название справочника и алфавитные границы имен, которые в нем представлены.

Внутри тоже все достаточно лаконично и удобно для пользования, то есть некое классическое справочное издание, в котором очень удобно ориентироваться.

К слову о пользовательской навигации, сама структура словаря тоже помогает быстро сориентироваться и найти нужную ему статью.

Как всегда, в самом начале книги, издательский отдел фонда «Возрождение Тобольска» не забывает тех, кто вложил свои знание и профессиональное умение, чтобы издание увидело свет. Все сопричастные к этому большому труду названы в разделе «Благодарности».

После этого идет цитируемое уже вступление Аркадия Елфимова, которое символично названо: «Прибавление света». И это не просто слова, напомню, фонд «Возрождение Тобольска» создавался в дни, когда у людей напрочь атрофировалось чувство ответственности за нашу российскую историю, когда многие наши соотечественники были погружены в суету выживания или апатию. Именно тогда, заявив с мудрого посыла писателя Валентина Григорьевича Распутина о необходимости и неизбежности возрождения Тобольска, единомышленники, объединенные этой провозглашенной идеей, подразумевали, конечно же, с самого начала зарождения фонда – возрождение Сибири и России в целом. Поэтому, приступая к осуществлению своих издательских проектов они ориентировались на авторов, работающих на идею «сохранения и возрождения исторической памяти».

Одним из таких проектов, представляется и словарь-справочник, о котором идет речь. Недаром в своем вступительном слове вице-президент Российской академии художеств «Урала, Сибири и Дальнего Востока» Российской академии художеств в Красноярске, народный художник России, профессор Анатолий Левитин характеризует выход этой книги, как «событие, которое трудно переоценить…» А труд составителя оценивает следующими словами: «Словарь, работе над которым автор-составитель посвятил десятки лет самоотверженного труда, содержит ценнейшую информацию о людях, на протяжении четырех веков создававших, хранивших, изучавших картины, скульптуру, произведения прикладного искусства Сибири».

Сам автор Владимир Чирков в обращении к будущим читателям словаря говорит скромно, по его словам, данное издание – это «попытка создать единую фактологическую и источниковедческую базу данных по субъектам изобразительного искусства и художественной культуры Сибири XVII – начала XXI вв.».

После этих вступлений, вводящих читателя в суть и предназначение данного издания, следует необходимое пояснение, как нужно пользоваться словарем, какие полезные сведения содержит та или иная статья, тот или иной раздел. Так же традиционно для справочной литературы вначале приведен список принятых в книге сокращений.

Далее собственно сам словарь, где все персоналии представлены по алфавиту, очень подробно, со всеми достижениями, регалиями и иными биографическими данными. Как уже упоминалось, расположены все они в алфавитном порядке.

Очень много информации о художественном пространстве Сибири исследователи-пользователи словаря смогут почерпнуть и из опубликованных в книге приложений. Так, в приложении 1 «Художественные музеи и собирания художественного типа Сибири. Музеи и их коллекции в различных сибирских регионах», которое открывается сибирской коллекцией Петра I, дан алфавитный список музеев и коллекций на территории Сибири, расположенный по регионам: Алтай, Алтайский край и так далее.

Приложение 2 рассказывает о творческих и выставочных организациях и объединениях Сибири, таких, как «Алеф (1990-е, Омск), «Арт 20+» (1990-е, Тюмень), «АРИЗО» (1929--1932, Самарканд) и далее в алфавитном порядке.

Художественные учебные заведения Сибири (академии, университеты, институты, техникумы, училища, колледжи, школы, мастерские) представлены в приложении 3. Здесь, как и в приложении 1, соответствующие учреждения расположены по регионам. Допустим, начинается все с Республики Алтай с Иконописной мастерской Алтайской духовной миссии, действующей в Улале (Горно-Алтайске) и в Бийске в XIX -- начале XX века.

Бесспорно, для специалистов интересен и перечень диссертаций, защищенных по искусству Сибири, опубликованных в приложении 4 в данном издании, а также список художников, музеев, институтов европейской части СССР, находившихся в Сибири в годы Великой Отечественной войны, представленных в приложении 5. И конечно, перечень источников, которые использовал составитель в работе над словарем-справочником.

Следует сказать и об общественной значимости издания. Так, в своем послесловии доктор искусствоведения, профессор, член Союза художников России Тамара Степанская пишет: «Значение и новизна словаря-указателя Владимира Федоровича Чиркова не только в масштабности, глубине и охвате материала по изобразительному искусству Сибири; данное научно-справочное издание содействует устранению сложившейся к началу XXI века информационной ассиметрии, когда общество, в том числе профессиональное арт-сообщество, владеет значительно большей информацией о европейском и столичном искусстве России, чем о сибирском. Значение словаря «Изобразительное искусство Сибири» и в том, что впервые столь панорамно на большом фактическом материале показано единство, целостность российского художественного пространства: при всем своеобразии, обусловленном природными, полиэтническими, историческими, этнографическими особенностями, искусство Сибири является органичной составляющей культуры России…

Составление словаря изобразительного искусства Сибири на основе междисциплинарной методологии и большого времени охвата предпринимается впервые».

К слову, первая презентация, что вполне логично, состоялась 18 апреля в Омском областном музее изобразительных искусств им. Врубеля, в том городе, где живет и работает Владимир Чирков. Здесь же, на представлении нового издания, автору-составителю был вручен грант общественного фонда «Духовное наследие», которым руководит бывший губернатор Омской области Леонид Полежаев. Сегодня этот фонд активно сотрудничает с фондом «Возрождение Тобольска», у двух фондов уже есть общие проекты по изданию томов альманаха «Тобольск и вся Сибирь» – «Тара», «Поэзия белого Омска» и другие. На презентации в Омске выступили председатель Союза художников Омской области Aндрей Машанов, директор музея Юрий Трофимов. Однако, что удивительно, ни в одном из Омских СМИ не появилось никакой информации об этом событии...

А недавно двухтомный словарь-справочник «Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв.» был презентован на встречах председателя фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова с красноярской общественностью. В сибирском отделении Российской академии художеств искусствоведы, директора красноярских художественных музеев, руководители регионального отделения РАХ и сам автор-составитель словаря Владимир Чирков говорили об этом уникальном издании едва ли не с дрожью в голосе. А Владимир Чирков сказал, что у него просто «крымское настроение», «хочется фейерверка и праздничных гуляний».

Эту тему поддержала и директор Красноярского художественного музея им. Сурикова профессор Марина Москалюк. Рассказывая о словаре, привезенном Елфимовым, она так выразила свои эмоции: «…просто хочется салютовать, настолько счастье переполняет, когда держу в руках этот уникальный словарь-указатель».

Как заметили участники красноярских встреч, представление словаря-справочника «Изобразительное искусство Сибири ХVII – начала ХХI вв.», безусловно, стало центральным событием. Все ведущие библиотеки Красноярского края получили в дар это уникальное издание.

А председатель правления Красноярской региональной организации ВТОО «Союз художников России» Сергей Ануфриев напомнил присутствующим, что все просьбы о грантовой государственной поддержке для издания словаря оставались без ответа. И только председатель фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов, узнав, что составлен уникальный словарь «Изобразительное искусство Сибири ХVII – начала ХХI вв.», принял решение об его издании. А Владимир Чирков добавил к словам Ануфриева: «Фонд «Возрождение Тобольска» взял на себя всю допечатную подготовку и финансовые затраты издания. За что ему низкий поклон».

Уже упомянутый нами выше вице-президент Российской академии художеств Анатолий Левитин, выступая на этом торжественном мероприятии, назвал издателя человеком с государственным масштабом мышления и вручил ему Благодарственное письмо Российской академии художеств. Также в выступлении он отметил превосходный труд замечательного художника Василия Валериуса и редактора издания Александры Шередеги.

Думается, что это новое издание фонда «Возрождение Тобольска» не только займет по праву достойное место на полках многих сибирских и российских библиотек, но также «прибавит света» в сибирском и российском культурном пространстве – что сегодня особенно важно в условиях ужесточившегося информационного прессинга, направленного на уничтожение исторической памяти – а также послужит хорошим подспорьем для новых исследований и открытий, дополняющих и приумножающих границы этого пространства.

166Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Благотворительная телеэкспедиция побывает в социальных учреждениях.
Гости торжества попробовали торты, муссы и пирожные от лучших кондитерских города.
Праздничное мероприятие прошло в доме милосердия «Богадельня».
Максим Выдрин завоевал титул чемпиона мира.
В течение дня в Тюмени выпадет большое количество осадков.
Двухдневное мероприятие пройдет в Тюменском технопарке.
Юные жители города поздравили знаменитого сказочника с праздником в центральном отделении Почты России.