Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Рождение сибирского пароходства

Предприниматели, занимавшиеся пароходным делом, играли важную роль в жизни Тюмени

Общество, 00:50, 23 мая 2014,
Слушать новость
Рождение сибирского пароходства. Предприниматели, занимавшиеся пароходным делом, играли важную роль в жизни Тюмени.

19 мая 1844 года первый сибирский пароход «Основа» прибыл из Тюмени в Тобольск, и эта дата принята как начало сибирского пароходства. Мне авторитетной представляется точка зрения одного из успешных пароходовладельцев – Ивана Игнатова, считавшего, что именно в этот год началось регулярное судоходство. С 1844 по 1854 год между Тюменью и Томском ходил только один пароход.

Тот же Игнатов отмечает, что поначалу сибирское купечество недоверчиво относилось к пароходу. Но постепенно настроение стало меняться. В 1854 году сибирские купцы Марьин, Хаминов, Кондинский и Тецков основали компанию «Опыт», построили 100-сильный пароход «Ермак», машина для которого была изготовлена в Бельгии на заводе «Коккериль». В том же году предприниматель Поклевский-Козелл построил пароход «Иртыш» в 80 сил на заводе «Гакс и Гуллет», и там же в 1856 году золотопромышленник Рязанов построил 25-сильный пароход «Иоанн».

К этому времени преимущества пароходного сообщения стали очевидны, тюменский купец Наум Тюфин первый обследовал реки Тавду, Лозьву и Сосьву с целью выяснить возможность судоходства по ним. В 1859 году Тюфин и Решетников заложили 80-сильный пароход «Тюмень» (в 1886 году он был переделан и получил название «Вьюн»). К ним в 1860 году присоединился екатеринбургский купец Михайлов, и эта компания, создав фирму «Дружба», построила 120-сильнй пароход «Сибиряк» на заводе «Гуллет», в 1860 году перенесенном в Тюмень.

1860-й стал годом, когда судостроение в Тюмени получило полное признание. В этом же году по заказу Поклевского-Козелла построен 120-сильный пароход «Работник», по заказу купца Тецкова 60-сильный «Димитрий» и по заказу чиновника Эйсмонта 80-сильный «Анатолий». До 1870 года все пароходы для Сибири строились на заводе «Гуллет», только «Тайга» был приобретен в Бельгии и доставлен в Тюмень частями.

По мере увеличения числа пароходов барыши их владельцев стали падать, что побудило компанию «Дружба» объединиться с другими собственниками в «Комиссионерство Сибирского буксирного пароходства», которое просуществовало только одну навигацию. Нездоровая конкуренция между пароходовладельцами, любыми способами стремившимися перебить друг у друга клиентов («кладчиков»), в итоге привела к полному игнорированию интересов этих клиентов. Упорядочению пароходного сообщения способствовало правительство, в 1865 году передавшее вновь созданному «Комиссионерству» право на перевозку арестантов, до того направлявшихся к местам ссылки пешими.

На новый уровень пароходное сообщение вывели объединившиеся в одну компанию нижегородский купец Колчин и тюменский купец Игнатов с братьями, когда их пароход «Рейтерн» в первых числах июня 1870 года доставил баржу с полным грузом товаров из Тюмени в Томск за восемь суток. Это был рекорд, многие не верили, поскольку пароходы «Комиссионерства» такой же путь проделывали за 17 суток. В том же году товарищество Колчина и Игнатова основало судостроительную верфь и механическое заведение в Тюмени на левом берегу Туры напротив пристаней, которое в 1874 году перенесло на четыре версты ниже, в район деревни Мысовской. В 1882 году вместо деревянных зданий были возведены каменные, и заведение переименовано в Жабынский механический и чугунолитейный завод.

Впоследствии именно пароходное дело купца Игнатова развивалось наиболее успешно и в начале XX века выросло в «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли».

Предприниматели, занимавшиеся пароходным делом, стали играть важную роль в жизни Тюмени, оказывали реальное влияние на то, кому стать городским головой, их даже стали называть «партией пароходчиков», и не случайно в типографии Высоцкой в 1889 году клиентам в качестве популярных украшений на деловые бумаги предлагались изображения пароходов.

Александр ВЫЧУГЖАНИН, доктор исторических наук

19 мая 1844 года первый сибирский пароход «Основа» прибыл из Тюмени в Тобольск, и эта дата принята как начало сибирского пароходства. Мне авторитетной представляется точка зрения одного из успешных пароходовладельцев – Ивана Игнатова, считавшего, что именно в этот год началось регулярное судоходство. С 1844 по 1854 год между Тюменью и Томском ходил только один пароход.

Тот же Игнатов отмечает, что поначалу сибирское купечество недоверчиво относилось к пароходу. Но постепенно настроение стало меняться. В 1854 году сибирские купцы Марьин, Хаминов, Кондинский и Тецков основали компанию «Опыт», построили 100-сильный пароход «Ермак», машина для которого была изготовлена в Бельгии на заводе «Коккериль». В том же году предприниматель Поклевский-Козелл построил пароход «Иртыш» в 80 сил на заводе «Гакс и Гуллет», и там же в 1856 году золотопромышленник Рязанов построил 25-сильный пароход «Иоанн».

К этому времени преимущества пароходного сообщения стали очевидны, тюменский купец Наум Тюфин первый обследовал реки Тавду, Лозьву и Сосьву с целью выяснить возможность судоходства по ним. В 1859 году Тюфин и Решетников заложили 80-сильный пароход «Тюмень» (в 1886 году он был переделан и получил название «Вьюн»). К ним в 1860 году присоединился екатеринбургский купец Михайлов, и эта компания, создав фирму «Дружба», построила 120-сильнй пароход «Сибиряк» на заводе «Гуллет», в 1860 году перенесенном в Тюмень.

1860-й стал годом, когда судостроение в Тюмени получило полное признание. В этом же году по заказу Поклевского-Козелла построен 120-сильный пароход «Работник», по заказу купца Тецкова 60-сильный «Димитрий» и по заказу чиновника Эйсмонта 80-сильный «Анатолий». До 1870 года все пароходы для Сибири строились на заводе «Гуллет», только «Тайга» был приобретен в Бельгии и доставлен в Тюмень частями.

По мере увеличения числа пароходов барыши их владельцев стали падать, что побудило компанию «Дружба» объединиться с другими собственниками в «Комиссионерство Сибирского буксирного пароходства», которое просуществовало только одну навигацию. Нездоровая конкуренция между пароходовладельцами, любыми способами стремившимися перебить друг у друга клиентов («кладчиков»), в итоге привела к полному игнорированию интересов этих клиентов. Упорядочению пароходного сообщения способствовало правительство, в 1865 году передавшее вновь созданному «Комиссионерству» право на перевозку арестантов, до того направлявшихся к местам ссылки пешими.

На новый уровень пароходное сообщение вывели объединившиеся в одну компанию нижегородский купец Колчин и тюменский купец Игнатов с братьями, когда их пароход «Рейтерн» в первых числах июня 1870 года доставил баржу с полным грузом товаров из Тюмени в Томск за восемь суток. Это был рекорд, многие не верили, поскольку пароходы «Комиссионерства» такой же путь проделывали за 17 суток. В том же году товарищество Колчина и Игнатова основало судостроительную верфь и механическое заведение в Тюмени на левом берегу Туры напротив пристаней, которое в 1874 году перенесло на четыре версты ниже, в район деревни Мысовской. В 1882 году вместо деревянных зданий были возведены каменные, и заведение переименовано в Жабынский механический и чугунолитейный завод.

Впоследствии именно пароходное дело купца Игнатова развивалось наиболее успешно и в начале XX века выросло в «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли».

Предприниматели, занимавшиеся пароходным делом, стали играть важную роль в жизни Тюмени, оказывали реальное влияние на то, кому стать городским головой, их даже стали называть «партией пароходчиков», и не случайно в типографии Высоцкой в 1889 году клиентам в качестве популярных украшений на деловые бумаги предлагались изображения пароходов.

Александр ВЫЧУГЖАНИН, доктор исторических наук



У федеральной трассы Тюмень – Омск вода закрыла всю пойму

25 апреля

В Тюмени 8-летний школьник на самокате попал под колеса иномарки

25 апреля