×
В социальных сетях
В печатной версии

Выборы обеспечивают право каждого

21.05.2014
00:58
О становлении избирательного законодательства Тюменской области

Государственные институты призваны выражать и защищать интересы общества. От того, насколько эффективно органы власти взаимодействуют с обществом, зависит благополучие и будущее страны.

Одним из важнейших государственных институтов, обеспечивающих право граждан на свободные выборы, являются избирательные комиссии. В преддверии 70-летнего юбилея Тюменской области корреспондент газеты обратился к председателю областной избирательной комиссии Игорю Халину с просьбой поделиться воспоминаниями о становлении избирательного законодательства нашего сложнопостроенного региона.

– Всенародно принятая Конституция Российской Федерации и подписание 31 марта 1992 года Федеративного договора между представителями Тюменской области и представителями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов внесли весьма существенные изменения в федеративное устройство России. Для области и автономных образований это означало качественный переход из статуса административно-территориальной единицы в статус равноправного субъекта Российской Федерации. На повестку дня встали вопросы принятия собственного законодательства и самостоятельного формирования представительного (законодательного) органа государственной власти региона.

Процесс законодательного регулирования выборов в органы исполнительной и представительной государственной власти сложноустроенного субъекта Федерации – Тюменской области – тормозился несоответствием отдельных норм действующего на тот момент республиканского законодательства положениям заключенного Федеративного договора.

Отсутствие опыта в законодательной деятельности побудило представительный орган Тюменской области использовать прежние формы нормотворчества: 10 ноября 1993 года утверждено положение «О выборах в представительный орган государственной власти Тюменской области», а 17 декабря 1993 года – положение «Об избирательной комиссии по выборам в представительный орган государственной власти Тюменской области». Данные нормативные документы позволили сохранить единство Тюменской области. Теперь выборы надлежало проводить на всей ее территории, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

В соответствии с указанными актами нормами стали следующие положения:

– нарезка одномандатных округов без нарушения границ каждого из трех названных субъектов Российской Федерации;

– трехзвенная иерархия избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, окружные комиссии (комиссии одномандатных округов) и участковые избирательные комиссии. От территориальных избирательных комиссий (городских, районных и поселковых) отказались, чтобы оградить выборы от возможного влияния со стороны органов местного само-управления на подведение итогов голосования;

– принцип гарантированного минимального доступа к государственным средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации кандидатами (право на не менее чем одно бесплатное выступление по каналам областного телевидения и радио);

– принцип смешанного финансирования избирательной кампании через специально открываемые для каждого кандидата избирательные счета в банке, контролируемые соответствующей окружной избирательной комиссией. Установлен максимально допустимый размер пожертвований для физических и юридических лиц. Введен запрет на пожертвования от иностранных юридических и физических лиц;

– несовместимость депутатского мандата с государственной службой и несовместимость двойного депутатства (для участия в избирательной кампании кандидаты в депутаты из числа государственных служащих обязаны были взять отпуск);

– судебный механизм разрешения избирательных споров предусматривал возможность обжалования в суде решений избирательной комиссии любого уровня.

В дальнейшем Тюменской областной Думой была инициирована поправка в проект Федерального закона «О выборах в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации», определяющая, что выборы в исполнительные и законодательные органы государственной власти области (края) осуществляются на всей территории края или области, включая автономные округа, входящие в их состав.

Из-за расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации принятие данного закона отложено на неопределенное время.

В последующем с принятием широко известного постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года № 12-П в пункте 5 последнего закреплены положения о том, что население автономного округа вправе наравне с населением других районов (частей) края, области участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти (главы администрации) края, области, поэтому органы государственной власти автономного округа обязаны принять все предусмотренные законодательством меры для реализации этого права граждан.

Крайне важной представляется и норма о том (закрепленная в этом же документе), что на основе Конституции Российской Федерации и в рамках действующего законодательства автономный округ, край, область могут конкретизировать с помощью договора условия и порядок формирования органов государственной власти.

Предоставленной возможностью широко пользуются не только органы госвласти Тюменской области и двух наших автономных округов, заключая договор о порядке и условиях проведения выборов депутатов Тюменской областной Думы (последний раз такой договор заключался 31 мая 2011 года на период проведения выборов депутатов регионального парламента пятого созыва), но и избирательные комиссии трех субъектов, заключающие соответствующие соглашения о делегировании ряда полномочий (подобное соглашение заключалось, например, в октябре 2011 года).

Данные юридические акты ни в коем случае не подменяют норм и положений ни Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательного кодекса (закона) Тюменской области от 3.06.2003 г. № 139 (в новой редакции от 21.06.2003), а также действующих подзаконных актов, однако подчеркивают уникальность организации и проведения выборов органов государственной власти на территории нашего региона, при этом являются уже апробированными механизмами правоприменительной практики сложно-устроенного субъекта Российской Федерации – Тюменской области.

Игорь ХАЛИН, председатель избирательной комиссии Тюменской области

169Просмотров

Актуально

Единый день голосования состоится в стране 14 сентября текущего года. Жителям почти двух десятков субъектов Федерации предстоит выбрать глав регионов.

Законно

На основе Конституции Российской Федерации и в рамках действующего законодательства автономный округ, край, область могут конкретизировать с помощью договора условия и порядок формирования органов государственной власти.

Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Двухдневная презентация прошла на базе Дворца «Пионер».
Учреждения не закрывают, но вводят ряд ограничений.
Тюменской межрегиональной организации профсоюза работников жизнеобеспечения (ТМОПРЖ) 29 декабря 2018 года исполнится 73 года.
Губернатор Тюменской области Александр Моор подписал соглашение о сотрудничестве с руководителем социальной сети «Одноклассники» Антоном Федчиным.
Поправки в трудовое законодательство приняли депутаты Госдумы.
В селе Нагорское Курганской области пройдёт смотр-конкурс.
В Тюмени ожидается еще один погожий день.

Актуально

Единый день голосования состоится в стране 14 сентября текущего года. Жителям почти двух десятков субъектов Федерации предстоит выбрать глав регионов.

Законно

На основе Конституции Российской Федерации и в рамках действующего законодательства автономный округ, край, область могут конкретизировать с помощью договора условия и порядок формирования органов государственной власти.

Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи