×
В социальных сетях
В печатной версии

Двадцать лет созидательной работы

28.03.2014
00:56

6 апреля 1994 года состоялось первое заседание Тюменской областной Думы


Двадцать лет назад, 6 апреля 1994 года, состоялось первое заседание Тюменской областной Думы. Избранный в соответствии с Конституцией РФ, принятой в 1993 году, новый институт региональной законодательной власти изначально был предназначен для разработки законодательства, обеспечивающего эффективное развитие региона, благополучие всех его жителей.

В канун знаменательной даты редакция газеты обратилась к председателю Тюменской областной Думы Сергею Корепанову с просьбой ответить на вопросы о значимости всех этапов работы законодательной власти региона. Этот же вопрос мы адресовали депутатам как прежних, так  и нынешнего созывов областной Думы.

Предлагаем вниманию читателей текст беседы с председателем Тюменской областной Думы и комментарии депутатов.

– Сергей Евгеньевич, в чем вам видится схожесть задач депутатского корпуса Тюменской областной Думы всех созывов и в чем, по вашему мнению, особенность каждого из созывов регионального законодательного собрания?


– Схожесть задач для каждого созыва определяется тем, что депутаты всех созывов преследовали и преследуют две главные цели законодательной деятельности: повышение уровня и качества жизни населения и рост экономического потенциала области. При этом депутаты всегда придерживались принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности, коллегиальности и ответственности за принятые решения.

В деятельности Думы в каждом созыве наблюдалась своя специфика. В первом созыве на первый план выдвинули задачу поиска путей стабилизации экономики. Решение виделось в создании необходимого базиса для проявления деловой активности у всех слоев населения Тюменской области. Тогда же заложили законодательные основы для функционирования новых органов государственной власти, органов местного самоуправления, начался поиск решений
вопросов взаимодействия области с автономными округами – Ямалом и Югрой.

Во втором созыве, когда острота вопросов сохранения единства региона была снята известным постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 7 июля 1997 года № 12-П по делу «О толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области», появилась возможность стабильного и конструктивного диалога по вопросам социально-экономического взаимодействия. На первый план выдвинута задача создания условий для достижения к 2001 году устойчивого экономического роста, увеличения доходной части бюджета.

В третьем созыве работа Думы проходила на фоне дальнейшего развития экономических и социально-политических интеграционных процессов в Тюменской области. Выдвинуты задачи защиты трудовых и социальных прав жителей области, роста реального уровня жизни населения. Запущен экономический механизм взаимодействия области и округов на взаимовыгодной основе – программа «Сотрудничество». С помощью этого механизма начали развиваться процессы обновления инфраструктуры региона, прежде всего дорожной, модернизации сферы социальной защиты, здравоохранения, образования. Были заложены современные основы местного самоуправления, учрежден Гражданский форум Тюменской области.

В четвертом созыве продолжалась работа над задачами повышения уровня и качества жизни населения. В 2008–2009 годах потребовалось предпринять ряд антикризисных решений и мер экономического характера. Продолжилось законодательное обеспечение развития институтов гражданского общества, местного самоуправления.

В последние два  года депутаты вместе с правительством области продолжают работать над реализацией базовых задач по обеспечению социально-экономического
развития региона. В перечне главнейших появились задачи, которые отличают пятый созыв от предыдущих – законодательное обеспечение духовно-нравственного развития общества и создание благоприятного инвестиционного климата в  регионе.

– Высказывание «все течет – все изменяется» правдиво для любого государственного и общественного института. Каков, на ваш взгляд, основной вектор деятельности областного законодательного собрания в наши дни?


– Основным вектором деятельности областной Думы было и остается совершенствование законодательства, которое обеспечивало бы рост экономики и повышение качества жизни жителей области. На первый план вышли вопросы привлечения инвестиций в экономику области. Привлечение инвестиций в Тюменскую область решается на качественно новом уровне, создан законодательный механизм привлечения инвесторов, наработан опыт, правительство Тюменской области действует на этом направлении весьма эффективно.

Последние четыре года сокращались федеральные компенсационные поступления в бюджет области, связанные с изъятием из-под юрисдикции регионов права сбора налога на добычу полезных ископаемых. Но нет худа без добра. Напомню, что губернатор области Владимир Якушев в Послании Тюменской областной Думе в прошлом году сказал о назревшей в Тюменской области инвестиционной революции. К ней практически все подготовлено – созданы соответствующие институты, необходимые инструменты. Со стороны Думы оказана максимальная поддержка этой работе, в областное законодательство внесены дополнительные поправки, предоставляющие дополнительные гарантии и льготы для инвесторов.

– Что бы вы пожелали в преддверии двадцатилетия областной Думы коллегам из депутатского корпуса и всем жителям Тюменской области?


– За двадцать лет депутатами Думы сделано немало, область динамично развивается, повышается уровень жизни тюменцев. Важнейшие задачи – это поиск вместе с правительством Тюменской области источников дополнительного роста налогооблагаемой базы, увеличения доходной части бюджета. Работы впереди много, в том числе и для законодателей. А жителям Тюменской области хотел бы пожелать мира и благополучия, уверенности в завтрашнем дне, успехов во всех делах на благо нашей любимой области.

мнения депутатов тюменской областной думы

 

Николай БАРЫШНИКОВ,

депутат Тюменской областной Думы I–V созывов, председатель Тюменской областной Думы I созыва:

– Работа Тюменской областной Думы II созыва началась в январе 1998 года. Этот этап деятельности регионального законодательного собрания отмечен работой по сближению позиции трех Дум такого сложносоставного субъекта РФ, каким является Тюменская область. В  этом процессе

депутаты Тюменской областной Думы приняли самое активное участие. Взаимодействие между Думами области и автономных округов увеличилось в разы.

Надо признать, что до решения Конституционного суда РФ  о статусе трех субъектов Российской Федерации, которое состоялось

14 июля 1997 года, ситуация во взаимоотношениях между областью и автономными округами была непростой.

На первом этапе работы областной Думы II созыва начало активного взаимодействия и совместной работы областных депутатов и их коллег из югорской и ямальской Дум прямо связано с избранием 16 января 1998 года Сергея

Корепанова председателем Тюменской областной Думы.

Еще в сентябре 1998 года в Салехарде председателями Дум Сергеем Корепановым, Сергеем Собяниным и Андреем Артюховым подписано соглашение между органами законодательной власти трех субъектов РФ  о порядке разработки согласованных законодательных актов области и автономных округов, регулирующих их общие интересы. 22 января 1999 года в Ханты-Мансийске на заседании Совета трех Дум принято решение внести изменения и дополнения в Уставы всех трех субъектов РФ, касающиеся взаимоотношений Тюменской области и автономных округов. В  процессе подготовки и выполнения соглашения огромную роль сыграли как депутаты Тюменской областной Думы II созыва, так  и их коллеги – депутаты законодательных собраний Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Согласование всех позиций между Думами субъектов РФ  в пределах Тюменской области и налаживание их конструктивного взаимодействия считаю важнейшим политическим значением деятельности областной Думы II созыва.

14 мая 2001 года тремя губернаторами и тремя председателями Дум  подписано соглашение «Об основных направлениях согласованной политики в социально-экономической сфере органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов». На основании данного документа в феврале 2001 года, уже после избрания на пост губернатора Тюменской области Сергея Собянина, депутатами Тюменской областной Думы принято соответствующее постановление.

Дальнейшее развитие совместной работы депутатов трех законодательных собраний связано с избранием на пост губернатора Тюменской области Сергея Собянина.

Важен и тот факт, что  в ходе деятельности областной Думы

II созыва появлялись новые формы и направления работы депутатского корпуса, существующие и по сей день. Например, в апреле 1998 года впервые состоялось выездное заседание областной Думы в Тобольске, посвященное вопросам поддержки региональных товаропроизводителей и развитию топливно-энергетического комплекса. В том же году впервые в истории областной Думы организован День депутата. Заложена практика поездки депутатов на предприятия области не только с целью оценить перспективы их развития, но  и рассмотреть возможность законодательной поддержки различных секторов экономики региона. В ходе работы областной Думы II созыва впервые проведены парламентские

слушания. Первое заседание было посвящено поддержке малого предпринимательства в регионе.

Напомню и то обстоятельство, что  работа Тюменской областной Думы II созыва проводилась на фоне общероссийского экономического кризиса 1998 года. Этот период – очень непростой: если вспомнить экономические параметры Тюменской области в конце 90-х годов, проблем было много. Необходимо было предпринимать усилия для того, чтобы законодательными мерами способствовать росту региональной экономики и социальной сферы. Как показало время, эти задачи депутатами областной Думы успешно выполнены.

 

Андрей АРТЮХОВ,

первый заместитель председателя Тюменской областной Думы V созыва, депутат областной Думы II, IV и V созывов:

– Работа Тюменской областной Думы II созыва началась в январе 1998 года. Этот этап деятельности регионального законодательного собрания отмечен работой по сближению позиции трех Дум такого сложносоставного субъекта РФ, каким является Тюменская область. В  этом процессе

депутаты Тюменской областной Думы приняли самое активное участие. Взаимодействие между Думами области и автономных округов увеличилось в разы.

Надо признать, что до решения Конституционного суда РФ  о статусе трех субъектов Российской Федерации, которое состоялось

14 июля 1997 года, ситуация во взаимоотношениях между областью и автономными округами была непростой.

На первом этапе работы областной Думы II созыва начало активного взаимодействия и совместной работы областных депутатов и их коллег из югорской и ямальской Дум прямо связано с избранием 16 января 1998 года Сергея

Корепанова председателем Тюменской областной Думы.

Еще в сентябре 1998 года в Салехарде председателями Дум Сергеем Корепановым, Сергеем Собяниным и Андреем Артюховым подписано соглашение между органами законодательной власти трех субъектов РФ  о порядке разработки согласованных законодательных актов области и автономных округов, регулирующих их общие интересы. 22 января 1999 года в Ханты-Мансийске на заседании Совета трех Дум принято решение внести изменения и дополнения в Уставы всех трех субъектов РФ, касающиеся взаимоотношений Тюменской области и автономных округов. В  процессе подготовки и выполнения соглашения огромную роль сыграли как депутаты Тюменской областной Думы II созыва, так  и их коллеги – депутаты законодательных собраний Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Согласование всех позиций между Думами субъектов РФ  в пределах Тюменской области и налаживание их конструктивного взаимодействия считаю важнейшим политическим значением деятельности областной Думы II созыва.

14 мая 2001 года тремя губернаторами и тремя председателями Дум  подписано соглашение «Об основных направлениях согласованной политики в социально-экономической сфере органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов». На основании данного документа в феврале 2001 года, уже после избрания на пост губернатора Тюменской области Сергея Собянина, депутатами Тюменской областной Думы принято соответствующее постановление.

Дальнейшее развитие совместной работы депутатов трех законодательных собраний связано с избранием на пост губернатора Тюменской области Сергея Собянина.

Важен и тот факт, что  в ходе деятельности областной Думы

II созыва появлялись новые формы и направления работы депутатского корпуса, существующие и по сей день. Например, в апреле 1998 года впервые состоялось выездное заседание областной Думы в Тобольске, посвященное вопросам поддержки региональных товаропроизводителей и развитию топливно-энергетического комплекса. В том же году впервые в истории областной Думы организован День депутата. Заложена практика поездки депутатов на предприятия области не только с целью оценить перспективы их развития, но  и рассмотреть возможность законодательной поддержки различных секторов экономики региона. В ходе работы областной Думы II созыва впервые проведены парламентские

слушания. Первое заседание было посвящено поддержке малого предпринимательства в регионе.

Напомню и то обстоятельство, что  работа Тюменской областной Думы II созыва проводилась на фоне общероссийского экономического кризиса 1998 года. Этот период – очень непростой: если вспомнить экономические параметры Тюменской области в конце 90-х годов, проблем было много. Необходимо было предпринимать усилия для того, чтобы законодательными мерами способствовать росту региональной экономики и социальной сферы. Как показало время, эти задачи депутатами областной Думы успешно выполнены.

 

Владимир ЗАВЬЯЛОВ,

депутат Тюменской областной Думы II – V созывов:

– Депутатская работа началась для меня после избрания во второй созыв Тюменской областной Думы. Первое, что бросилось в глаза как начинающему политику – дискуссии на заседаниях между депутатами, избранными в автономных округах и депутатами «южанами». Страсти порой кипели нешуточные, дело доходило и до взаимного блокирования

законодательных инициатив, исходивших, с одной стороны, от избранников из автономных округов, и с другой – депутатов юга Тюменской области.

Конечно, данное обстоятельство затрудняло работу регионального законодательного собрания. Так, областной бюджет 2001 года обсуждался четыре месяца.

Данная ситуация кардинально изменилась с приходом на пост губернатора Тюменской области Сергея Собянина. Политические разногласия внутри депутатского корпуса отошли «на третий план», депутаты областной Думы слаженно и конструктивно стали работать над формированием законодательной базы Тюменской области.

В частности мне, как депутату, избранному от сельскохозяйственной территории, всегда импонировала активность депутатского корпуса областной Думы в деле поддержки сельского хозяйства и формирования современного агропромышленного комплекса региона. Достаточно отметить, что программа поддержки тюменского агропрома, предложенная региональным правительством и одобренная областной Думой, начала действовать раньше, чем аналогичный Национальный проект.

Стратегически правильным решением считаю тот курс на создание разнонаправленной, диверсифицированной экономики, который областная Дума и региональное правительство начали проводить еще лет восемь назад. Замечу: в то время намерение правительства РФ централизовать на федеральном уровне налог на добычу полезных ископаемых казалось всего лишь слухами, и о возможном выпадении части налогов из областного бюджета задумывались только представители правительства и депутаты. С высоты сегодняшнего дня абсолютно верным видится и формирование законодательной базы для инвестиционной деятельности в регионе. Например, только за 2013 год крупные предприятия, появившиеся в результате реализации инвестиционных проектов, создали в Тюменской области более трех тысяч рабочих мест.

Если говорить о важных успехах в работе Тюменской областной Думы III созыва, то убежден: одним из основных стало подписание в 2004 году Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. В период подготовки данного Договора проводились встречи и консультации в рамках совета трех Дум, заседаний совместной рабочей группы представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти области и автономных округов. Дума в соответствии со своими полномочиями 12 августа 2004 года одобрила согласованный текст Договора.

Данный Договор на последующие пять лет обеспечил политическую и экономическую стабильность межсубъектных отношений в нашем регионе, механизмом его реализации стала областная программа «Сотрудничество».

Кроме того, в период деятельности областной Думы III созыва принят за основу проект Стратегии ее деятельности. Впервые Дума предложила ее для широкого обсуждения общественности, представителям политических партий, общественных объединений и движений.

За период своих полномочий Думой III созыва принят ряд важных законов в социальной сфере, таких как: «Об организации медицинской помощи населению Тюменской области», «Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области», «О государственной политике в сфере культуры и искусства в Тюменской области», «О физической культуре и спорте в Тюменской области». Кроме того, был принят Закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», направленный на сохранение всех существовавших ранее социальных гарантий отдельным категориям граждан, которым в соответствии с федеральным и областным законодательством предоставлялись меры социальной поддержки.

 

Виктор РЕЙН,

заместитель председателя Тюменской областной Думы V созыва, депутат Тюменской областной Думы I, III – V созывов:

– Должен отметить, что  в течение всего периода деятельности Тюменской областной Думы IV созыва в 2007–2011 годах депутатами принято 412 законов Тюменской области, из них 73 базовых. В том числе по вопросам бюджета, налогов и финансов принят 121 закон, из них 31 базовый. В сфере государственного строительства и местного самоуправления принят 161 закон, из них 31 базовый. Принят 61 закон, регулирующий сферу социальной политики, из них 5 являются базовыми. К сфере экономической политики и природопользования относятся 50 принятых законов, из них 6 базовых.

19 законов посвящены регулированию деятельности в аграрных вопросах и земельных отношениях.

В целом законодательная работа депутатов областной Думы IV созыва осуществлялась в широком спектре направлений социально-экономической жизни региона. Дальнейшее развитие промышленности, диверсификации экономики Тюменской области, интенсификация агропромышленного комплекса, жилищное строительство, образование, здравоохранение, молодежная политика – все эти важные факторы динамичного развития региона нашли поддержку в областном законодательстве благодаря совместной работе областной Думы и правительства Тюменской области.

Следует отметить, что совместная работа законодательной и исполнительной ветвей власти позволила без больших потерь справиться с последствиями мирового экономического кризиса 2008–2010 годов.

Нарастание кризисных явлений в 2008 году, необходимость

решения антикризисных задач в сфере занятости потребовали внесения ряда изменений в областное законодательство и прежде всего – бюджетное. В частности, в 2009 году, несмотря на двукратное сокращение бюджетных расходов, Дума в ходе совместной работы с областным правительством увеличила финансирование мероприятий в сфере занятости населения почти в два раза.

Дополнительные средства были направлены на организацию общественных работ, обеспечение гарантий социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке безработными, организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, создание временных рабочих мест на предприятиях, осуществляющих мероприятия по предотвращению высвобождения работников, а также на содействие занятости выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования и молодых специалистов. Были выделены также дополнительные средства на единовременные выплаты в целях содействия развитию малого предпринимательства и созданию новых рабочих мест в Тюменской области.

Принятые меры дали положительный эффект и позволили уже  к началу 2010 года нивелировать последствия кризиса. В этом огромная заслуга как правительства Тюменской области, так  и депутатского корпуса областной Думы IV созыва.

330Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Проект закона о сохранении региональных мер социальной поддержки, установленных для лиц пенсионного возраста, одобрен региональным парламентом.
Губернатор провел личный прием граждан.
В минувшую пятницу 14 сентября в ДК «Нефтяник» состоялось внеочередное заседание Тюменской областной Думы шестого созыва. Необычное место для работы регионального парламента было выбрано неспроста.
Вновь избранные главы регионов собрались 18 сентября в Кремле.
Управление по делам архивов Тюменской области (далее - Управление) информирует о публичном обсуждении результатов правоприменительной практики в сфере архивного дела 26 сентября 2018 года с 14.00 до 16.00 часов.
Приоритетными направлениями работы нового главы региона и правительства Тюменской области станет реализация задач, поставленных президентом России в майском указе 2018 года, а также дальнейшее и всестороннее развитие социально-экономических связей в рамках программы «Сотрудничество».
За день до церемонии инаугурации, 13 сентября, врио губернатора Тюменской области Александр Моор, с максимальным отрывом победивший на недавних выборах главы региона, дал первую большую пресс-конференцию.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи