×
В социальных сетях
В печатной версии

Двадцать лет созидательной работы

28.03.2014
00:56

6 апреля 1994 года состоялось первое заседание Тюменской областной Думы


Двадцать лет назад, 6 апреля 1994 года, состоялось первое заседание Тюменской областной Думы. Избранный в соответствии с Конституцией РФ, принятой в 1993 году, новый институт региональной законодательной власти изначально был предназначен для разработки законодательства, обеспечивающего эффективное развитие региона, благополучие всех его жителей.

В канун знаменательной даты редакция газеты обратилась к председателю Тюменской областной Думы Сергею Корепанову с просьбой ответить на вопросы о значимости всех этапов работы законодательной власти региона. Этот же вопрос мы адресовали депутатам как прежних, так  и нынешнего созывов областной Думы.

Предлагаем вниманию читателей текст беседы с председателем Тюменской областной Думы и комментарии депутатов.

– Сергей Евгеньевич, в чем вам видится схожесть задач депутатского корпуса Тюменской областной Думы всех созывов и в чем, по вашему мнению, особенность каждого из созывов регионального законодательного собрания?


– Схожесть задач для каждого созыва определяется тем, что депутаты всех созывов преследовали и преследуют две главные цели законодательной деятельности: повышение уровня и качества жизни населения и рост экономического потенциала области. При этом депутаты всегда придерживались принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности, коллегиальности и ответственности за принятые решения.

В деятельности Думы в каждом созыве наблюдалась своя специфика. В первом созыве на первый план выдвинули задачу поиска путей стабилизации экономики. Решение виделось в создании необходимого базиса для проявления деловой активности у всех слоев населения Тюменской области. Тогда же заложили законодательные основы для функционирования новых органов государственной власти, органов местного самоуправления, начался поиск решений
вопросов взаимодействия области с автономными округами – Ямалом и Югрой.

Во втором созыве, когда острота вопросов сохранения единства региона была снята известным постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 7 июля 1997 года № 12-П по делу «О толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области», появилась возможность стабильного и конструктивного диалога по вопросам социально-экономического взаимодействия. На первый план выдвинута задача создания условий для достижения к 2001 году устойчивого экономического роста, увеличения доходной части бюджета.

В третьем созыве работа Думы проходила на фоне дальнейшего развития экономических и социально-политических интеграционных процессов в Тюменской области. Выдвинуты задачи защиты трудовых и социальных прав жителей области, роста реального уровня жизни населения. Запущен экономический механизм взаимодействия области и округов на взаимовыгодной основе – программа «Сотрудничество». С помощью этого механизма начали развиваться процессы обновления инфраструктуры региона, прежде всего дорожной, модернизации сферы социальной защиты, здравоохранения, образования. Были заложены современные основы местного самоуправления, учрежден Гражданский форум Тюменской области.

В четвертом созыве продолжалась работа над задачами повышения уровня и качества жизни населения. В 2008–2009 годах потребовалось предпринять ряд антикризисных решений и мер экономического характера. Продолжилось законодательное обеспечение развития институтов гражданского общества, местного самоуправления.

В последние два  года депутаты вместе с правительством области продолжают работать над реализацией базовых задач по обеспечению социально-экономического
развития региона. В перечне главнейших появились задачи, которые отличают пятый созыв от предыдущих – законодательное обеспечение духовно-нравственного развития общества и создание благоприятного инвестиционного климата в  регионе.

– Высказывание «все течет – все изменяется» правдиво для любого государственного и общественного института. Каков, на ваш взгляд, основной вектор деятельности областного законодательного собрания в наши дни?


– Основным вектором деятельности областной Думы было и остается совершенствование законодательства, которое обеспечивало бы рост экономики и повышение качества жизни жителей области. На первый план вышли вопросы привлечения инвестиций в экономику области. Привлечение инвестиций в Тюменскую область решается на качественно новом уровне, создан законодательный механизм привлечения инвесторов, наработан опыт, правительство Тюменской области действует на этом направлении весьма эффективно.

Последние четыре года сокращались федеральные компенсационные поступления в бюджет области, связанные с изъятием из-под юрисдикции регионов права сбора налога на добычу полезных ископаемых. Но нет худа без добра. Напомню, что губернатор области Владимир Якушев в Послании Тюменской областной Думе в прошлом году сказал о назревшей в Тюменской области инвестиционной революции. К ней практически все подготовлено – созданы соответствующие институты, необходимые инструменты. Со стороны Думы оказана максимальная поддержка этой работе, в областное законодательство внесены дополнительные поправки, предоставляющие дополнительные гарантии и льготы для инвесторов.

– Что бы вы пожелали в преддверии двадцатилетия областной Думы коллегам из депутатского корпуса и всем жителям Тюменской области?


– За двадцать лет депутатами Думы сделано немало, область динамично развивается, повышается уровень жизни тюменцев. Важнейшие задачи – это поиск вместе с правительством Тюменской области источников дополнительного роста налогооблагаемой базы, увеличения доходной части бюджета. Работы впереди много, в том числе и для законодателей. А жителям Тюменской области хотел бы пожелать мира и благополучия, уверенности в завтрашнем дне, успехов во всех делах на благо нашей любимой области.

мнения депутатов тюменской областной думы

 

Николай БАРЫШНИКОВ,

депутат Тюменской областной Думы I–V созывов, председатель Тюменской областной Думы I созыва:

– Работа Тюменской областной Думы II созыва началась в январе 1998 года. Этот этап деятельности регионального законодательного собрания отмечен работой по сближению позиции трех Дум такого сложносоставного субъекта РФ, каким является Тюменская область. В  этом процессе

депутаты Тюменской областной Думы приняли самое активное участие. Взаимодействие между Думами области и автономных округов увеличилось в разы.

Надо признать, что до решения Конституционного суда РФ  о статусе трех субъектов Российской Федерации, которое состоялось

14 июля 1997 года, ситуация во взаимоотношениях между областью и автономными округами была непростой.

На первом этапе работы областной Думы II созыва начало активного взаимодействия и совместной работы областных депутатов и их коллег из югорской и ямальской Дум прямо связано с избранием 16 января 1998 года Сергея

Корепанова председателем Тюменской областной Думы.

Еще в сентябре 1998 года в Салехарде председателями Дум Сергеем Корепановым, Сергеем Собяниным и Андреем Артюховым подписано соглашение между органами законодательной власти трех субъектов РФ  о порядке разработки согласованных законодательных актов области и автономных округов, регулирующих их общие интересы. 22 января 1999 года в Ханты-Мансийске на заседании Совета трех Дум принято решение внести изменения и дополнения в Уставы всех трех субъектов РФ, касающиеся взаимоотношений Тюменской области и автономных округов. В  процессе подготовки и выполнения соглашения огромную роль сыграли как депутаты Тюменской областной Думы II созыва, так  и их коллеги – депутаты законодательных собраний Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Согласование всех позиций между Думами субъектов РФ  в пределах Тюменской области и налаживание их конструктивного взаимодействия считаю важнейшим политическим значением деятельности областной Думы II созыва.

14 мая 2001 года тремя губернаторами и тремя председателями Дум  подписано соглашение «Об основных направлениях согласованной политики в социально-экономической сфере органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов». На основании данного документа в феврале 2001 года, уже после избрания на пост губернатора Тюменской области Сергея Собянина, депутатами Тюменской областной Думы принято соответствующее постановление.

Дальнейшее развитие совместной работы депутатов трех законодательных собраний связано с избранием на пост губернатора Тюменской области Сергея Собянина.

Важен и тот факт, что  в ходе деятельности областной Думы

II созыва появлялись новые формы и направления работы депутатского корпуса, существующие и по сей день. Например, в апреле 1998 года впервые состоялось выездное заседание областной Думы в Тобольске, посвященное вопросам поддержки региональных товаропроизводителей и развитию топливно-энергетического комплекса. В том же году впервые в истории областной Думы организован День депутата. Заложена практика поездки депутатов на предприятия области не только с целью оценить перспективы их развития, но  и рассмотреть возможность законодательной поддержки различных секторов экономики региона. В ходе работы областной Думы II созыва впервые проведены парламентские

слушания. Первое заседание было посвящено поддержке малого предпринимательства в регионе.

Напомню и то обстоятельство, что  работа Тюменской областной Думы II созыва проводилась на фоне общероссийского экономического кризиса 1998 года. Этот период – очень непростой: если вспомнить экономические параметры Тюменской области в конце 90-х годов, проблем было много. Необходимо было предпринимать усилия для того, чтобы законодательными мерами способствовать росту региональной экономики и социальной сферы. Как показало время, эти задачи депутатами областной Думы успешно выполнены.

 

Андрей АРТЮХОВ,

первый заместитель председателя Тюменской областной Думы V созыва, депутат областной Думы II, IV и V созывов:

– Работа Тюменской областной Думы II созыва началась в январе 1998 года. Этот этап деятельности регионального законодательного собрания отмечен работой по сближению позиции трех Дум такого сложносоставного субъекта РФ, каким является Тюменская область. В  этом процессе

депутаты Тюменской областной Думы приняли самое активное участие. Взаимодействие между Думами области и автономных округов увеличилось в разы.

Надо признать, что до решения Конституционного суда РФ  о статусе трех субъектов Российской Федерации, которое состоялось

14 июля 1997 года, ситуация во взаимоотношениях между областью и автономными округами была непростой.

На первом этапе работы областной Думы II созыва начало активного взаимодействия и совместной работы областных депутатов и их коллег из югорской и ямальской Дум прямо связано с избранием 16 января 1998 года Сергея

Корепанова председателем Тюменской областной Думы.

Еще в сентябре 1998 года в Салехарде председателями Дум Сергеем Корепановым, Сергеем Собяниным и Андреем Артюховым подписано соглашение между органами законодательной власти трех субъектов РФ  о порядке разработки согласованных законодательных актов области и автономных округов, регулирующих их общие интересы. 22 января 1999 года в Ханты-Мансийске на заседании Совета трех Дум принято решение внести изменения и дополнения в Уставы всех трех субъектов РФ, касающиеся взаимоотношений Тюменской области и автономных округов. В  процессе подготовки и выполнения соглашения огромную роль сыграли как депутаты Тюменской областной Думы II созыва, так  и их коллеги – депутаты законодательных собраний Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Согласование всех позиций между Думами субъектов РФ  в пределах Тюменской области и налаживание их конструктивного взаимодействия считаю важнейшим политическим значением деятельности областной Думы II созыва.

14 мая 2001 года тремя губернаторами и тремя председателями Дум  подписано соглашение «Об основных направлениях согласованной политики в социально-экономической сфере органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов». На основании данного документа в феврале 2001 года, уже после избрания на пост губернатора Тюменской области Сергея Собянина, депутатами Тюменской областной Думы принято соответствующее постановление.

Дальнейшее развитие совместной работы депутатов трех законодательных собраний связано с избранием на пост губернатора Тюменской области Сергея Собянина.

Важен и тот факт, что  в ходе деятельности областной Думы

II созыва появлялись новые формы и направления работы депутатского корпуса, существующие и по сей день. Например, в апреле 1998 года впервые состоялось выездное заседание областной Думы в Тобольске, посвященное вопросам поддержки региональных товаропроизводителей и развитию топливно-энергетического комплекса. В том же году впервые в истории областной Думы организован День депутата. Заложена практика поездки депутатов на предприятия области не только с целью оценить перспективы их развития, но  и рассмотреть возможность законодательной поддержки различных секторов экономики региона. В ходе работы областной Думы II созыва впервые проведены парламентские

слушания. Первое заседание было посвящено поддержке малого предпринимательства в регионе.

Напомню и то обстоятельство, что  работа Тюменской областной Думы II созыва проводилась на фоне общероссийского экономического кризиса 1998 года. Этот период – очень непростой: если вспомнить экономические параметры Тюменской области в конце 90-х годов, проблем было много. Необходимо было предпринимать усилия для того, чтобы законодательными мерами способствовать росту региональной экономики и социальной сферы. Как показало время, эти задачи депутатами областной Думы успешно выполнены.

 

Владимир ЗАВЬЯЛОВ,

депутат Тюменской областной Думы II – V созывов:

– Депутатская работа началась для меня после избрания во второй созыв Тюменской областной Думы. Первое, что бросилось в глаза как начинающему политику – дискуссии на заседаниях между депутатами, избранными в автономных округах и депутатами «южанами». Страсти порой кипели нешуточные, дело доходило и до взаимного блокирования

законодательных инициатив, исходивших, с одной стороны, от избранников из автономных округов, и с другой – депутатов юга Тюменской области.

Конечно, данное обстоятельство затрудняло работу регионального законодательного собрания. Так, областной бюджет 2001 года обсуждался четыре месяца.

Данная ситуация кардинально изменилась с приходом на пост губернатора Тюменской области Сергея Собянина. Политические разногласия внутри депутатского корпуса отошли «на третий план», депутаты областной Думы слаженно и конструктивно стали работать над формированием законодательной базы Тюменской области.

В частности мне, как депутату, избранному от сельскохозяйственной территории, всегда импонировала активность депутатского корпуса областной Думы в деле поддержки сельского хозяйства и формирования современного агропромышленного комплекса региона. Достаточно отметить, что программа поддержки тюменского агропрома, предложенная региональным правительством и одобренная областной Думой, начала действовать раньше, чем аналогичный Национальный проект.

Стратегически правильным решением считаю тот курс на создание разнонаправленной, диверсифицированной экономики, который областная Дума и региональное правительство начали проводить еще лет восемь назад. Замечу: в то время намерение правительства РФ централизовать на федеральном уровне налог на добычу полезных ископаемых казалось всего лишь слухами, и о возможном выпадении части налогов из областного бюджета задумывались только представители правительства и депутаты. С высоты сегодняшнего дня абсолютно верным видится и формирование законодательной базы для инвестиционной деятельности в регионе. Например, только за 2013 год крупные предприятия, появившиеся в результате реализации инвестиционных проектов, создали в Тюменской области более трех тысяч рабочих мест.

Если говорить о важных успехах в работе Тюменской областной Думы III созыва, то убежден: одним из основных стало подписание в 2004 году Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. В период подготовки данного Договора проводились встречи и консультации в рамках совета трех Дум, заседаний совместной рабочей группы представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти области и автономных округов. Дума в соответствии со своими полномочиями 12 августа 2004 года одобрила согласованный текст Договора.

Данный Договор на последующие пять лет обеспечил политическую и экономическую стабильность межсубъектных отношений в нашем регионе, механизмом его реализации стала областная программа «Сотрудничество».

Кроме того, в период деятельности областной Думы III созыва принят за основу проект Стратегии ее деятельности. Впервые Дума предложила ее для широкого обсуждения общественности, представителям политических партий, общественных объединений и движений.

За период своих полномочий Думой III созыва принят ряд важных законов в социальной сфере, таких как: «Об организации медицинской помощи населению Тюменской области», «Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области», «О государственной политике в сфере культуры и искусства в Тюменской области», «О физической культуре и спорте в Тюменской области». Кроме того, был принят Закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», направленный на сохранение всех существовавших ранее социальных гарантий отдельным категориям граждан, которым в соответствии с федеральным и областным законодательством предоставлялись меры социальной поддержки.

 

Виктор РЕЙН,

заместитель председателя Тюменской областной Думы V созыва, депутат Тюменской областной Думы I, III – V созывов:

– Должен отметить, что  в течение всего периода деятельности Тюменской областной Думы IV созыва в 2007–2011 годах депутатами принято 412 законов Тюменской области, из них 73 базовых. В том числе по вопросам бюджета, налогов и финансов принят 121 закон, из них 31 базовый. В сфере государственного строительства и местного самоуправления принят 161 закон, из них 31 базовый. Принят 61 закон, регулирующий сферу социальной политики, из них 5 являются базовыми. К сфере экономической политики и природопользования относятся 50 принятых законов, из них 6 базовых.

19 законов посвящены регулированию деятельности в аграрных вопросах и земельных отношениях.

В целом законодательная работа депутатов областной Думы IV созыва осуществлялась в широком спектре направлений социально-экономической жизни региона. Дальнейшее развитие промышленности, диверсификации экономики Тюменской области, интенсификация агропромышленного комплекса, жилищное строительство, образование, здравоохранение, молодежная политика – все эти важные факторы динамичного развития региона нашли поддержку в областном законодательстве благодаря совместной работе областной Думы и правительства Тюменской области.

Следует отметить, что совместная работа законодательной и исполнительной ветвей власти позволила без больших потерь справиться с последствиями мирового экономического кризиса 2008–2010 годов.

Нарастание кризисных явлений в 2008 году, необходимость

решения антикризисных задач в сфере занятости потребовали внесения ряда изменений в областное законодательство и прежде всего – бюджетное. В частности, в 2009 году, несмотря на двукратное сокращение бюджетных расходов, Дума в ходе совместной работы с областным правительством увеличила финансирование мероприятий в сфере занятости населения почти в два раза.

Дополнительные средства были направлены на организацию общественных работ, обеспечение гарантий социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке безработными, организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, создание временных рабочих мест на предприятиях, осуществляющих мероприятия по предотвращению высвобождения работников, а также на содействие занятости выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования и молодых специалистов. Были выделены также дополнительные средства на единовременные выплаты в целях содействия развитию малого предпринимательства и созданию новых рабочих мест в Тюменской области.

Принятые меры дали положительный эффект и позволили уже  к началу 2010 года нивелировать последствия кризиса. В этом огромная заслуга как правительства Тюменской области, так  и депутатского корпуса областной Думы IV созыва.

365Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
В поселке Боровском планируют отремонтировать стадион.
Глава региона считает, что аэропорт Рощино должен носить имя Дмитрия Менделеева.
Ее лично возглавил губернатор Александр Моор.
Контрмеры обсудили на заседании профильной комиссии.
Доверительная беседа за чашкой чая состоялась вечером 7 ноября в правительстве Тюменской области.