Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

О жилье, пригородном транспорте, занятости населения, инвестициях и Олимпиаде

Власть и политика, 00:02, 18 марта 2014,
Слушать новость
О жилье, пригородном транспорте, занятости населения, инвестициях и Олимпиаде. .

Двадцатилетие деятельности Тюменской областной Думы, итоги зимних Олимпийских игр  в Сочи, поддержка братского украинского народа, переживающего непростые времена, – на вопросы по этим и другим темам ответил в ходе традиционной программы «Час с губернатором» глава региона Владимир Якушев. Вел программу журналист Анатолий Омельчук.

Предлагаем вниманию читателей газетную версию состоявшейся беседы.

Анатолий Омельчук:
– Владимир Владимирович, вы пришли в студию прямо с заседания Тюменской областной Думы, которая в марте отмечает 20 лет своего существования. У нас строгая Дума?

Владимир Якушев:
– Дума у нас строгая, принципиальная. За все это время, считаю, зарекомендовала себя очень профессиональным законодательным органом. Разные времена мы переживали, но  в любой ситуации законодательное собрание работало эффективно.

Анатолий Омельчук:
– Какие насущные вопросы рассматривались на очередном заседании?

Владимир Якушев:
– Заседание было серьезным и бурным. Обсуждались вопросы состояния преступности в Тюменской области, вопросы, связанные с «Корпорацией развития» (ранее – «Урал промышленный – Урал Полярный»), внесен ряд изменений в нормативные акты Тюменской области, рассмотрены предложения по внесению изменений в ряд федеральных законов. Обычное рабочее заседание, но более продолжительное по времени как раз из-за первых двух вопросов, о которых я сказал.

Анатолий Омельчук:
– В этом году вы уже встречались с президентом России Владимиром Путиным. Чем особенно интересовался глава государства?

Владимир Якушев:
– Президента в первую очередь всегда волнует социально-экономическая ситуация и проблемы, которые есть на территории региона. Нужно в процессе беседы четко обозначить имеющиеся вопросы, понимая, что это вопросы в компетенции именно главы государства, а не кого-либо другого. Мы обсудили социально-экономическое положение, речь также шла  о выполнении указов президента от 7 мая 2012 года и об инвестиционной политике. На ряде вопросов, по которым требуется поддержка президента Российской Федерации, я заострил внимание.

Анатолий Омельчук:
– Какие это вопросы?

Владимир Якушев:
– В частности, о состоянии федеральных трасс, развитии образования и материально-технической базы высших учебных заведений, реализации проекта «Медицинский город». Мы не распыляемся, стараемся довести до логического завершения проекты, за которые уже взялись. Если помнят телезрители, это обсуждалось и на встрече с председателем правительства России, часть вопросов решена, но есть моменты, требующие внимания главы государства.

Анатолий Омельчук:
– Кстати, соглашение с компанией «Российские железные дороги», визит в Тюмень ее президента Владимира Якунина – прямое следствие вашего предложения в Тобольске, когда туда приезжал президент России, о развитии железнодорожного сообщения на север?

Владимир Якушев:
– Да, это продолжение того самого разговора. Об этом шла речь в общении с главой РЖД. Кроме того, был разговор о пригородных перевозках. Это больная тема – многие регионы Российской Федерации отказываются субсидировать эти перевозки, а у железной дороги для них нет денежных средств. Патовая ситуация. Пригородное сообщение есть в Ханты-Мансийском округе и у нас, но  к нашим субъектам Федерации вопросов нет. Мы отдаем себе отчет, что без пригородных перевозок очень сложно. Это альтернативный вид транспорта, которым люди могут добираться до областного центра по точному маршруту и строгому расписанию. Это очень удобно. Поэтому пригородным перевозкам уделяется самое пристальное внимание, и тут каких-то проблем с РЖД не возникало.

Единственное, что мы обозначили, – вопрос о протяженности пригородных маршрутов. Таковыми сегодня считаются маршруты на расстояние не более 200 километров. Если ехать на электропоезде из Тюмени в Ишим, Тобольск или Екатеринбург, то приходится делать пересадку. Это очень неудобно для пассажиров. Мы переговорили о том, что на отдельных маршрутах можно увеличить протяженность, не лишая их статуса пригородных.

Не нужно забывать, что жителям многих районов удобнее добираться до областного центра или другого населенного пункта на электричке, чем на автобусе. Ситуация на дорогах становится все более напряженной из-за увеличивающегося трафика и аварийности. пригородное сообщение надо сохранить, поэтому будем находить для этого все необходимые ресурсы.

Анатолий Омельчук:
– Какие-то конкретные решения по продолжению вторых путей от Тобольска на север приняты?

Владимир Якушев:
– В инвестиционной программе РЖД  в первую очередь пре-дусмотрено появление вторых путей на участке Сургут – Тобольск. Что касается участка Тобольск – Тюмень, то это не разговор сегодняшнего дня, потому что там пока нет затора, проблема начнет возникать примерно с 2017 года. Тем не менее, на совещании договорились, что уже начнем готовить проектно-сметную документацию, чтобы не получилось как всегда – финансовые ресурсы на проект появились, ПСД нет. В этом вопросе у заинтересованных сторон есть полное понимание, все отражено в протоколе. РЖД станет заниматься разработкой проектов, чтобы в дальнейшем можно было приступить в том числе к модернизации магистрали на маршруте Тобольск – Тюмень.

Еще один важный вопрос, который обсуждался, – запуск в областном центре городской электрички. Она очень нужна. Если электричка будет двигаться в постоянном режиме от Войновки до Утяшево, если будут сделаны хорошие выходы и переходы на остановках, нормальные остановочные комплексы, к которым смогут подходить автобусы, то сможем решить проблему пробок.

Анатолий Омельчук:
– Удалось побывать на Олимпиаде в Сочи, Владимир Владимирович?

Владимир Якушев:
– Да, я был на Олимпиаде три полноценных дня, посмотрел все объекты, как они выглядят в завершенном виде. Год назад был там на предолимпийской неделе, могу сказать, что создана отличная инфраструктура, все замечательно организовано. Игры прошли на очень высоком уровне. Не  в первый раз выезжал на Олимпиаду и могу сказать, что для зрителей в Сочи все сделано максимально удобно – за 30 минут добраться практически из любой точки города до Олимпийского парка или необходимого объекта невозможно было нигде. На это, как правило, требовалось потратить несколько часов. Очень комфортно чувствовали себя и спортсмены, и болельщики.

Анатолий Омельчук:
– Перейдем к следующей теме. Правительство подписало соглашение с компанией «Новатэк». Это один из новых крупных парт-неров региона?

Владимир Якушев:
– Да, это мощная компания, которая активно развивается и ведет один из крупнейших инвестиционных проектов России – «Ямал-СПГ», строит порт Сабетта. После реализации проекта совершенно по-другому будет транспортироваться газ, которым так богата Россия. Естественно, порт можно будет использовать не только для сжиженного природного газа, но  и для любых грузов, которые нужно доставлять на север с юга, запада и востока.

Анатолий Омельчук:
– Компания открыла в областном центре научно-технический центр. Может ли стать новым брендом Тюмени самая современная, востребованная нефтегазовая наука?

Владимир Якушев:
– Думаю, он уже есть, был таким и останется на долгие-долгие годы. База, созданная в Тюмени еще со второй половины ХХ века, когда на севере формировался топливно-энергетический комплекс, сохранена, научно-исследовательские институты всех нефтяных и газовых компаний России находятся в областном центре. Бренд будет только развиваться.

Анатолий Омельчук:
– Вопрос от телезрительницы Татьяны Михайловны из Нефтеюганска. Она приехала в гости к друзьям, несколько лет назад они переехали в Тюмень из Югры, купили здесь хорошую квартиру в новом микрорайоне. Сами работают, дети учатся в вузах. Видит, как меняется областная столица, и тоже всерьез задумывается о переезде сюда. Обратила внимание на очень красивый микрорайон «Ямальский». А есть ли перспективы строительства в Тюмени микрорайона «Югорский»?

Владимир Якушев:
– Действительно, буквально за три года Ямал построил два огромных микрорайона. Люди переехали в хорошее, качественное жилье. Появление микрорайона «Югорский» вполне возможно. Существовала проблема отсутствия участков под застройку, так как вся земля вокруг Тюмени находилась в федеральной собственности. Процедура перевода этой земли в частную собственность с продажей на аукционе отсутствовала. С созданием федерального фонда содействия развитию жилищного строительства процедуры появились. Теперь можно сформулировать четкую политику в этой сфере и предложить Югре (думаю, и Ямал на этом не остановится) составить полноценную программу переселения для северян. Инструмент для этого есть – программа «Сотрудничество».

Анатолий Омельчук:
– Состоялся первый Тюменский инвестиционный форум. Достигнуты ли цели, ради которых он созывался?

Владимир Якушев:
– Мы обсудили вопросы, которые волнуют инвесторов, и, учитывая, что на форуме присутствовал председатель Государственной Думы России, попытались сформулировать предложения с точки зрения необходимых изменений в законодательстве. Получили возможность выступить на таком высоком уровне и представители бизнеса.

Анатолий Омельчук:
– Деньги – вещь интернациональная, но хотелось бы узнать: вам по-человечески кто более симпатичен: наш отечественный инвестор или крупный солидный иностранец?

Владимир Якушев:
– Конечно, проще разговаривать на одном языке с нашими инвесторами, потому что много нюансов, которые возникают и которые для иностранцев в процессе переговоров, скажем так, непонятны, а наши понимают все  с полуслова. Иностранцы очень долго принимают решения. Мы много говорим о российской бюрократии, но на самом деле и в других странах тоже этого хватает. В разных государствах своя культура принятия управленческих решений, разное законодательство, разный ориентир на средний или малый бизнес и на крупные предприятия.

Если проводить сравнение, можно сказать, что наиболее комфортно развивается сотрудничество с немецкими предприятиями, потому что от момента переговоров до принятия решения открывать бизнес на территории региона времени проходит гораздо меньше, учитывая, что предприятия у них, как правило, небольшие, а хозяин и руководитель выступают в одном лице. Есть ряд примеров, когда мы  с компаниями подолгу ведем переговоры, но  в силу того, что это очень крупные транснациональные корпорации, принятие решений для них – очень сложная процедура.

Анатолий Омельчук:
– Вы со спикером Госдумы открывали новую очередь Антипинского НПЗ. Это хороший пример отечественного инвестирования?

Владимир Якушев:
– Да. Потому что пора заканчивать торговать только углеводородным сырьем. Мы должны торговать конечным продуктом – это более высокая добавленная стоимость, это новые рабочие места – на переработке задействовано достаточно большое количество людей.

Если брать Антипинский НПЗ, количество работающих там около полутора тысяч, и будет еще больше. Этот пример хорош и тем, что предприятие уже  в этом году планирует выйти на стандарт «Евро-5» по дизельному топливу, в планах на будущее и производство бензина «Евро-5». Это высококачественные и высокомаржинальные продукты.

– Меня зовут Валентина Дмитриевна, у меня вопрос по беженцам. Сестра живет на Украине. Можно ли ей сюда переехать – может быть, в какой-нибудь район области, получить гражданство и работу? Она врач, когда-то здесь жила, окончила Тюменский медицинский институт. Две дочери у нее – тоже врач и педагог.

Владимир Якушев:
– Что касается граждан Украины, которые в результате происходящих в их стране политических событий готовы переехать на территорию РФ, мы готовы их принимать. Я об этом уже говорил, когда встречался с украинской диаспорой: всех желающих готовы трудоустроить, на первых порах где-то временно разместить и потом подумать о том, как помочь решить жилищную проблему. Есть вакансии по ряду специальностей – требуются врачи, учителя, инженеры и другие. Если такие специалисты будут с Украины, мы  с удовольствием готовы их принять и предложить работу на достаточно неплохих условиях.

Что необходимо для этого сделать? Учитывая форс-мажорную ситуацию, нет определенной системы, поэтому решаем каждый вопрос индивидуально. Но думаю, что буквально в течение недели выстроится определенная схема работы с гражданами. Относительно гражданства – это прерогатива федеральных органов власти. Думаю, что вопрос все-таки будет решен положительно, поэтому и по проблеме получения гражданства будем тоже помогать.

Анатолий Омельчук:
– Это правда, Владимир Владимирович, что безработица в Тюменской области составляет 0,27 процента?

Владимир Якушев:
– Необходимо различать – это официально зарегистрированная безработица, то есть доля, которую составляют люди, пришедшие в центр занятости и вставшие на учет. Но мы знаем, что есть еще так называемая латентная безработица. Когда человек не работает, не идет в центр занятости, находится «между небом и землей». Если будем ориентироваться на методологию Международной организации труда, цифра будет гораздо больше – около пяти процентов. Лучше ориентироваться на нее, она более правильно отражает ситуацию с безработицей. Об этом нужно говорить откровенно.

Анатолий Омельчук:
– В прошлом году Тюмень вышла на рекордные объемы строительства жилья. Темпы снижать не будем?

Владимир Якушев:
– Нет, сейчас такой уникальный момент, когда получено много площадок, которые можно застраивать. Решаем, как  к этим площадкам подвести инженерные сети. Учитывая, что жилье покупается как жителями южной части региона, так  и жителями северных округов, которые переезжают в Тюмень, можно сказать, что спрос на жилье существует. 1,5 миллиона квадратных метров мы построили и существующий задел позволяет считать, что  и в дальнейшем этот объем меньше не будет.

Анатолий Омельчук:
– Еще два вопроса по теме. Татьяна Латынцева спрашивает: родители живут в Ишиме, подали заявление на участие в программе переселения из ветхого и аварийного жилья. То, что им предложили, их не устраивает. Как быть в этом случае? Эльвира Андреева интересуется, будет ли сноситься ветхое жилье по улице Самарской, 15. Вы там были, все видели.

Владимир Якушев:
– Оставьте координаты, и мы посмотрим, что там происходит. А насчет родителей Татьяны из Ишима надо разобраться, что значит «не устраивает». Если есть серьезные проблемы качества предоставляемого жилья – бежит крыша, не нравится, как устроена сантехника, отсутствуют двери или еще какие-то вещи, то тогда, конечно, на это соглашаться нельзя. Если не устраивает, как идет размен по квадратным метрам, надо четко понимать – это муниципальное жилье или речь идет о приватизированной квартире. Очень много нюансов, поэтому возьмем на контроль этот случай и постараемся в нем разобраться.

Екатерина Григорьевна, с. Тушнолобово, Абатский район:
– Владимир Владимирович, по вашей инициативе действует программа «Расширяя горизонты». Я получила два сертификата. Дети на 60-летний юбилей подарили ноутбук. Теперь хочу подключить Интернет. Когда обращаюсь в администрацию, говорят: ждите. Уже второй год жду...

Владимир Якушев:
– Действительно, программа «Расширяя горизонты» вывела людей пенсионного возраста на совершенно иной уровень. Мы единственный регион России, где такая программа реализуется. Беру в работу ваш вопрос, обязательно постараюсь помочь.

Анатолий Омельчук:
– Ваши службы мониторят основные проблемы, с которыми сталкивается население?

Владимир Якушев:
– Обязательно. Проводим опросы на всей территории области. Основная оценка, которая ставится главе региона, региональному правительству и главам муниципальных образований, основывается как раз на результатах опросов, проводимых на территории. Есть вопросы занятости молодежи, здесь нужно серьезно и комплексно работать, что мы  и делаем. Поэтому много внимания уделяем образованию – и общему, и профессионально-техническому, и высшему. Молодые люди должны быть конкурентоспособными.

Что касается дорог, развязок, пробок, неоднократно говорил – это одна из самых сложных проб-лем, что подтверждают и социологические опросы в областном центре. Поэтому формируем очень большую инвестиционную программу по решению проблемы. В ближайшее время жители Тюмени увидят, что строители вышли на ряд объектов, о которых давно уже говорили, но  в силу неподготовленности проектов, наличия замечаний эта работа несколько отложилась. Тем не менее все сложности преодолели. Как только начнется сезон, выйдем на расширение и строительство мостов.

Анатолий Омельчук:
– Вопрос от телезрителей. Очень благодарны за обеспечение школьников бесплатными учебниками. Хотелось бы узнать, в этом году 7–8 классы получат бесплатные учебники, как обещано ранее?

Владимир Якушев:
– Речь про учебники, которые составлены по новым стандартам. Как только они начнут поступать, мы за свои обязательства, как говорится, ответим.

Анатолий Омельчук:
– Когда будет построена дорога Урай – Тюмень?

Владимир Якушев:
– В свое время дорога была заморожена по разным причинам. Сегодня она стала одной из тем обсуждения на заседании областной Думы. Учитывая, что обсуждали правопорядок, естественно, не могли обойти вниманием количество дорожно-транспортных происшествий на федеральных трассах. Пять процентов автомобильных дорог из общего количества дорог, находящихся на территории региона, отнесены к федеральным трассам, а на них приходится 42 процента жертв ДТП. В 80 процентах случаев – при выезде на встречную полосу и нарушении правил обгона. Избежать этого просто: если дорога будет по две полосы в каждом направлении и будет четкий разделительный барьер.

По финансированию содержания федеральных трасс я на прошлой неделе общался с министром транспорта, и в конце марта к нам приедет большая комиссия. Будем думать, что делать в этом направлении. Наверное, нужно вспомнить проект, о котором вы спросили, вернуться к нему и разморозить. Сложно на такие проекты изыскивать деньги, но экономика экономикой, а человеческие жизни должны быть на первом месте.

Двадцатилетие деятельности Тюменской областной Думы, итоги зимних Олимпийских игр  в Сочи, поддержка братского украинского народа, переживающего непростые времена, – на вопросы по этим и другим темам ответил в ходе традиционной программы «Час с губернатором» глава региона Владимир Якушев. Вел программу журналист Анатолий Омельчук.

Предлагаем вниманию читателей газетную версию состоявшейся беседы.

Анатолий Омельчук:
– Владимир Владимирович, вы пришли в студию прямо с заседания Тюменской областной Думы, которая в марте отмечает 20 лет своего существования. У нас строгая Дума?

Владимир Якушев:
– Дума у нас строгая, принципиальная. За все это время, считаю, зарекомендовала себя очень профессиональным законодательным органом. Разные времена мы переживали, но  в любой ситуации законодательное собрание работало эффективно.

Анатолий Омельчук:
– Какие насущные вопросы рассматривались на очередном заседании?

Владимир Якушев:
– Заседание было серьезным и бурным. Обсуждались вопросы состояния преступности в Тюменской области, вопросы, связанные с «Корпорацией развития» (ранее – «Урал промышленный – Урал Полярный»), внесен ряд изменений в нормативные акты Тюменской области, рассмотрены предложения по внесению изменений в ряд федеральных законов. Обычное рабочее заседание, но более продолжительное по времени как раз из-за первых двух вопросов, о которых я сказал.

Анатолий Омельчук:
– В этом году вы уже встречались с президентом России Владимиром Путиным. Чем особенно интересовался глава государства?

Владимир Якушев:
– Президента в первую очередь всегда волнует социально-экономическая ситуация и проблемы, которые есть на территории региона. Нужно в процессе беседы четко обозначить имеющиеся вопросы, понимая, что это вопросы в компетенции именно главы государства, а не кого-либо другого. Мы обсудили социально-экономическое положение, речь также шла  о выполнении указов президента от 7 мая 2012 года и об инвестиционной политике. На ряде вопросов, по которым требуется поддержка президента Российской Федерации, я заострил внимание.

Анатолий Омельчук:
– Какие это вопросы?

Владимир Якушев:
– В частности, о состоянии федеральных трасс, развитии образования и материально-технической базы высших учебных заведений, реализации проекта «Медицинский город». Мы не распыляемся, стараемся довести до логического завершения проекты, за которые уже взялись. Если помнят телезрители, это обсуждалось и на встрече с председателем правительства России, часть вопросов решена, но есть моменты, требующие внимания главы государства.

Анатолий Омельчук:
– Кстати, соглашение с компанией «Российские железные дороги», визит в Тюмень ее президента Владимира Якунина – прямое следствие вашего предложения в Тобольске, когда туда приезжал президент России, о развитии железнодорожного сообщения на север?

Владимир Якушев:
– Да, это продолжение того самого разговора. Об этом шла речь в общении с главой РЖД. Кроме того, был разговор о пригородных перевозках. Это больная тема – многие регионы Российской Федерации отказываются субсидировать эти перевозки, а у железной дороги для них нет денежных средств. Патовая ситуация. Пригородное сообщение есть в Ханты-Мансийском округе и у нас, но  к нашим субъектам Федерации вопросов нет. Мы отдаем себе отчет, что без пригородных перевозок очень сложно. Это альтернативный вид транспорта, которым люди могут добираться до областного центра по точному маршруту и строгому расписанию. Это очень удобно. Поэтому пригородным перевозкам уделяется самое пристальное внимание, и тут каких-то проблем с РЖД не возникало.

Единственное, что мы обозначили, – вопрос о протяженности пригородных маршрутов. Таковыми сегодня считаются маршруты на расстояние не более 200 километров. Если ехать на электропоезде из Тюмени в Ишим, Тобольск или Екатеринбург, то приходится делать пересадку. Это очень неудобно для пассажиров. Мы переговорили о том, что на отдельных маршрутах можно увеличить протяженность, не лишая их статуса пригородных.

Не нужно забывать, что жителям многих районов удобнее добираться до областного центра или другого населенного пункта на электричке, чем на автобусе. Ситуация на дорогах становится все более напряженной из-за увеличивающегося трафика и аварийности. пригородное сообщение надо сохранить, поэтому будем находить для этого все необходимые ресурсы.

Анатолий Омельчук:
– Какие-то конкретные решения по продолжению вторых путей от Тобольска на север приняты?

Владимир Якушев:
– В инвестиционной программе РЖД  в первую очередь пре-дусмотрено появление вторых путей на участке Сургут – Тобольск. Что касается участка Тобольск – Тюмень, то это не разговор сегодняшнего дня, потому что там пока нет затора, проблема начнет возникать примерно с 2017 года. Тем не менее, на совещании договорились, что уже начнем готовить проектно-сметную документацию, чтобы не получилось как всегда – финансовые ресурсы на проект появились, ПСД нет. В этом вопросе у заинтересованных сторон есть полное понимание, все отражено в протоколе. РЖД станет заниматься разработкой проектов, чтобы в дальнейшем можно было приступить в том числе к модернизации магистрали на маршруте Тобольск – Тюмень.

Еще один важный вопрос, который обсуждался, – запуск в областном центре городской электрички. Она очень нужна. Если электричка будет двигаться в постоянном режиме от Войновки до Утяшево, если будут сделаны хорошие выходы и переходы на остановках, нормальные остановочные комплексы, к которым смогут подходить автобусы, то сможем решить проблему пробок.

Анатолий Омельчук:
– Удалось побывать на Олимпиаде в Сочи, Владимир Владимирович?

Владимир Якушев:
– Да, я был на Олимпиаде три полноценных дня, посмотрел все объекты, как они выглядят в завершенном виде. Год назад был там на предолимпийской неделе, могу сказать, что создана отличная инфраструктура, все замечательно организовано. Игры прошли на очень высоком уровне. Не  в первый раз выезжал на Олимпиаду и могу сказать, что для зрителей в Сочи все сделано максимально удобно – за 30 минут добраться практически из любой точки города до Олимпийского парка или необходимого объекта невозможно было нигде. На это, как правило, требовалось потратить несколько часов. Очень комфортно чувствовали себя и спортсмены, и болельщики.

Анатолий Омельчук:
– Перейдем к следующей теме. Правительство подписало соглашение с компанией «Новатэк». Это один из новых крупных парт-неров региона?

Владимир Якушев:
– Да, это мощная компания, которая активно развивается и ведет один из крупнейших инвестиционных проектов России – «Ямал-СПГ», строит порт Сабетта. После реализации проекта совершенно по-другому будет транспортироваться газ, которым так богата Россия. Естественно, порт можно будет использовать не только для сжиженного природного газа, но  и для любых грузов, которые нужно доставлять на север с юга, запада и востока.

Анатолий Омельчук:
– Компания открыла в областном центре научно-технический центр. Может ли стать новым брендом Тюмени самая современная, востребованная нефтегазовая наука?

Владимир Якушев:
– Думаю, он уже есть, был таким и останется на долгие-долгие годы. База, созданная в Тюмени еще со второй половины ХХ века, когда на севере формировался топливно-энергетический комплекс, сохранена, научно-исследовательские институты всех нефтяных и газовых компаний России находятся в областном центре. Бренд будет только развиваться.

Анатолий Омельчук:
– Вопрос от телезрительницы Татьяны Михайловны из Нефтеюганска. Она приехала в гости к друзьям, несколько лет назад они переехали в Тюмень из Югры, купили здесь хорошую квартиру в новом микрорайоне. Сами работают, дети учатся в вузах. Видит, как меняется областная столица, и тоже всерьез задумывается о переезде сюда. Обратила внимание на очень красивый микрорайон «Ямальский». А есть ли перспективы строительства в Тюмени микрорайона «Югорский»?

Владимир Якушев:
– Действительно, буквально за три года Ямал построил два огромных микрорайона. Люди переехали в хорошее, качественное жилье. Появление микрорайона «Югорский» вполне возможно. Существовала проблема отсутствия участков под застройку, так как вся земля вокруг Тюмени находилась в федеральной собственности. Процедура перевода этой земли в частную собственность с продажей на аукционе отсутствовала. С созданием федерального фонда содействия развитию жилищного строительства процедуры появились. Теперь можно сформулировать четкую политику в этой сфере и предложить Югре (думаю, и Ямал на этом не остановится) составить полноценную программу переселения для северян. Инструмент для этого есть – программа «Сотрудничество».

Анатолий Омельчук:
– Состоялся первый Тюменский инвестиционный форум. Достигнуты ли цели, ради которых он созывался?

Владимир Якушев:
– Мы обсудили вопросы, которые волнуют инвесторов, и, учитывая, что на форуме присутствовал председатель Государственной Думы России, попытались сформулировать предложения с точки зрения необходимых изменений в законодательстве. Получили возможность выступить на таком высоком уровне и представители бизнеса.

Анатолий Омельчук:
– Деньги – вещь интернациональная, но хотелось бы узнать: вам по-человечески кто более симпатичен: наш отечественный инвестор или крупный солидный иностранец?

Владимир Якушев:
– Конечно, проще разговаривать на одном языке с нашими инвесторами, потому что много нюансов, которые возникают и которые для иностранцев в процессе переговоров, скажем так, непонятны, а наши понимают все  с полуслова. Иностранцы очень долго принимают решения. Мы много говорим о российской бюрократии, но на самом деле и в других странах тоже этого хватает. В разных государствах своя культура принятия управленческих решений, разное законодательство, разный ориентир на средний или малый бизнес и на крупные предприятия.

Если проводить сравнение, можно сказать, что наиболее комфортно развивается сотрудничество с немецкими предприятиями, потому что от момента переговоров до принятия решения открывать бизнес на территории региона времени проходит гораздо меньше, учитывая, что предприятия у них, как правило, небольшие, а хозяин и руководитель выступают в одном лице. Есть ряд примеров, когда мы  с компаниями подолгу ведем переговоры, но  в силу того, что это очень крупные транснациональные корпорации, принятие решений для них – очень сложная процедура.

Анатолий Омельчук:
– Вы со спикером Госдумы открывали новую очередь Антипинского НПЗ. Это хороший пример отечественного инвестирования?

Владимир Якушев:
– Да. Потому что пора заканчивать торговать только углеводородным сырьем. Мы должны торговать конечным продуктом – это более высокая добавленная стоимость, это новые рабочие места – на переработке задействовано достаточно большое количество людей.

Если брать Антипинский НПЗ, количество работающих там около полутора тысяч, и будет еще больше. Этот пример хорош и тем, что предприятие уже  в этом году планирует выйти на стандарт «Евро-5» по дизельному топливу, в планах на будущее и производство бензина «Евро-5». Это высококачественные и высокомаржинальные продукты.

– Меня зовут Валентина Дмитриевна, у меня вопрос по беженцам. Сестра живет на Украине. Можно ли ей сюда переехать – может быть, в какой-нибудь район области, получить гражданство и работу? Она врач, когда-то здесь жила, окончила Тюменский медицинский институт. Две дочери у нее – тоже врач и педагог.

Владимир Якушев:
– Что касается граждан Украины, которые в результате происходящих в их стране политических событий готовы переехать на территорию РФ, мы готовы их принимать. Я об этом уже говорил, когда встречался с украинской диаспорой: всех желающих готовы трудоустроить, на первых порах где-то временно разместить и потом подумать о том, как помочь решить жилищную проблему. Есть вакансии по ряду специальностей – требуются врачи, учителя, инженеры и другие. Если такие специалисты будут с Украины, мы  с удовольствием готовы их принять и предложить работу на достаточно неплохих условиях.

Что необходимо для этого сделать? Учитывая форс-мажорную ситуацию, нет определенной системы, поэтому решаем каждый вопрос индивидуально. Но думаю, что буквально в течение недели выстроится определенная схема работы с гражданами. Относительно гражданства – это прерогатива федеральных органов власти. Думаю, что вопрос все-таки будет решен положительно, поэтому и по проблеме получения гражданства будем тоже помогать.

Анатолий Омельчук:
– Это правда, Владимир Владимирович, что безработица в Тюменской области составляет 0,27 процента?

Владимир Якушев:
– Необходимо различать – это официально зарегистрированная безработица, то есть доля, которую составляют люди, пришедшие в центр занятости и вставшие на учет. Но мы знаем, что есть еще так называемая латентная безработица. Когда человек не работает, не идет в центр занятости, находится «между небом и землей». Если будем ориентироваться на методологию Международной организации труда, цифра будет гораздо больше – около пяти процентов. Лучше ориентироваться на нее, она более правильно отражает ситуацию с безработицей. Об этом нужно говорить откровенно.

Анатолий Омельчук:
– В прошлом году Тюмень вышла на рекордные объемы строительства жилья. Темпы снижать не будем?

Владимир Якушев:
– Нет, сейчас такой уникальный момент, когда получено много площадок, которые можно застраивать. Решаем, как  к этим площадкам подвести инженерные сети. Учитывая, что жилье покупается как жителями южной части региона, так  и жителями северных округов, которые переезжают в Тюмень, можно сказать, что спрос на жилье существует. 1,5 миллиона квадратных метров мы построили и существующий задел позволяет считать, что  и в дальнейшем этот объем меньше не будет.

Анатолий Омельчук:
– Еще два вопроса по теме. Татьяна Латынцева спрашивает: родители живут в Ишиме, подали заявление на участие в программе переселения из ветхого и аварийного жилья. То, что им предложили, их не устраивает. Как быть в этом случае? Эльвира Андреева интересуется, будет ли сноситься ветхое жилье по улице Самарской, 15. Вы там были, все видели.

Владимир Якушев:
– Оставьте координаты, и мы посмотрим, что там происходит. А насчет родителей Татьяны из Ишима надо разобраться, что значит «не устраивает». Если есть серьезные проблемы качества предоставляемого жилья – бежит крыша, не нравится, как устроена сантехника, отсутствуют двери или еще какие-то вещи, то тогда, конечно, на это соглашаться нельзя. Если не устраивает, как идет размен по квадратным метрам, надо четко понимать – это муниципальное жилье или речь идет о приватизированной квартире. Очень много нюансов, поэтому возьмем на контроль этот случай и постараемся в нем разобраться.

Екатерина Григорьевна, с. Тушнолобово, Абатский район:
– Владимир Владимирович, по вашей инициативе действует программа «Расширяя горизонты». Я получила два сертификата. Дети на 60-летний юбилей подарили ноутбук. Теперь хочу подключить Интернет. Когда обращаюсь в администрацию, говорят: ждите. Уже второй год жду...

Владимир Якушев:
– Действительно, программа «Расширяя горизонты» вывела людей пенсионного возраста на совершенно иной уровень. Мы единственный регион России, где такая программа реализуется. Беру в работу ваш вопрос, обязательно постараюсь помочь.

Анатолий Омельчук:
– Ваши службы мониторят основные проблемы, с которыми сталкивается население?

Владимир Якушев:
– Обязательно. Проводим опросы на всей территории области. Основная оценка, которая ставится главе региона, региональному правительству и главам муниципальных образований, основывается как раз на результатах опросов, проводимых на территории. Есть вопросы занятости молодежи, здесь нужно серьезно и комплексно работать, что мы  и делаем. Поэтому много внимания уделяем образованию – и общему, и профессионально-техническому, и высшему. Молодые люди должны быть конкурентоспособными.

Что касается дорог, развязок, пробок, неоднократно говорил – это одна из самых сложных проб-лем, что подтверждают и социологические опросы в областном центре. Поэтому формируем очень большую инвестиционную программу по решению проблемы. В ближайшее время жители Тюмени увидят, что строители вышли на ряд объектов, о которых давно уже говорили, но  в силу неподготовленности проектов, наличия замечаний эта работа несколько отложилась. Тем не менее все сложности преодолели. Как только начнется сезон, выйдем на расширение и строительство мостов.

Анатолий Омельчук:
– Вопрос от телезрителей. Очень благодарны за обеспечение школьников бесплатными учебниками. Хотелось бы узнать, в этом году 7–8 классы получат бесплатные учебники, как обещано ранее?

Владимир Якушев:
– Речь про учебники, которые составлены по новым стандартам. Как только они начнут поступать, мы за свои обязательства, как говорится, ответим.

Анатолий Омельчук:
– Когда будет построена дорога Урай – Тюмень?

Владимир Якушев:
– В свое время дорога была заморожена по разным причинам. Сегодня она стала одной из тем обсуждения на заседании областной Думы. Учитывая, что обсуждали правопорядок, естественно, не могли обойти вниманием количество дорожно-транспортных происшествий на федеральных трассах. Пять процентов автомобильных дорог из общего количества дорог, находящихся на территории региона, отнесены к федеральным трассам, а на них приходится 42 процента жертв ДТП. В 80 процентах случаев – при выезде на встречную полосу и нарушении правил обгона. Избежать этого просто: если дорога будет по две полосы в каждом направлении и будет четкий разделительный барьер.

По финансированию содержания федеральных трасс я на прошлой неделе общался с министром транспорта, и в конце марта к нам приедет большая комиссия. Будем думать, что делать в этом направлении. Наверное, нужно вспомнить проект, о котором вы спросили, вернуться к нему и разморозить. Сложно на такие проекты изыскивать деньги, но экономика экономикой, а человеческие жизни должны быть на первом месте.



Активная фаза строительства Тюменского кампуса начнется в конце 2025 года

23 декабря

Марат Хуснуллин подтвердил продление трассы М-12 до Тюмени в 2026 году

22 декабря