Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

О главных интересах региона и работе парламентариев

Общество, 01:55, 14 марта 2014,
Слушать новость
О главных интересах региона и работе парламентариев. .

Гостем клуба «От первого лица» стал Степан Киричук, председатель Комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера


Совет Федерации Федерального собрания РФ – особая парламентская палата. Прежде всего это институт представительства исполнительной и законодательной ветвей власти регионов – субъектов Российской Федерации. На очередном заседании клуба «От первого лица» об особенностях работы парламентариев рассказал председатель Комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.
Александр Скорбенко:
– Степан Михайлович, в марте этого года исполняется девять лет вашей работе на посту представителя от правительства Тюменской области в Совете Федерации РФ. Что было самым легким и самым сложным для вас в этой должности?

Степан Киричук:
– В самом начале работы в этой должности я стремился определить, что и как могу сделать для Тюменской области и ее жителей. Во время одной из встреч рассказываю Сергею Собянину, в то время губернатору области, о практике работы ряда членов Совета Федерации по привлечению федеральных средств на строительство детских садов, дорог в регионах, которые они представляют в Федеральном собрании России. И Сергей Семенович сказал: «Твоя задача прежде всего – в обеспечении защиты интересов жителей Тюменской области законодательством Российской Федерации. То, что тот или иной сенатор изыщет в министерстве деньги, скажем, на детский сад в своем регионе, считаю «местечковым» подходом к работе. Для Федерального собрания важно формирование законодательства, которое обеспечивает как развитие страны и ее регионов, так и положение государства на международной арене». Этот разговор стал для меня очень важным. В дальнейшем, за весь период работы в Совете Федерации, не раз убеждался в главенстве и приоритете задач по формированию законодательной базы страны.

Тюменская область – неотъемлемая часть России, и так же платит все причитающиеся налоги в общероссийский бюджет. Да, эти средства очень важны для региона, но по законодательству налоги от недропользования являются общефедеральной собственностью.
Степан Киричук

Константин Елисеев:
– Совет Федерации иногда называют парламентской палатой регионов. На ваш взгляд, как учитываются интересы регионов на федеральном уровне благодаря работе представителей субъектов РФ? Останутся ли прежними принципы формирования Совета Федерации в будущем?

Степан Киричук:
– Должен сказать, что представительство регионов изначально заложено в формировании состава Совета Федерации, так что такое понимание было всегда. Отметил бы деятельность председателя Совета Валентины Матвиенко. Благодаря ее усилиям главной задачей является постоянная работа с регионами. Мы возродили практику проведения Дней субъектов Российской Федерации. Так, 25 марта будет проведено заседание Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в рамках Дней Республики Тыва в Совете Федерации. На нем будет рассматриваться ход реализации инвестиционных проектов на территории республики.

Звонок от Софьи Ивановой, г. Тюмень:
– Уважаемый Степан Михайлович, меня интересует вопрос, касающийся сферы образования. В свое время существовали определенные льготы и квоты для детей народов Севера, поступающих в столичные вузы. Действуют ли они в наше время или все представители малых народов Севера поступают в вузы на общих основаниях?

Степан Киричук:
– В настоящее время никаких льгот не имеется, а вот территориальные квоты действуют. Более того, в ближайшее время Советом Федерации будет рассмотрена та концепция развития Сибири и Дальнего Востока, которую озвучил президент России. В подготовительных документах по реализации данной концепции предлагается, кроме прочего, расширить перечень категорий молодежи, которым может предоставляться квота по местам проживания. Они смогут получить специализированное, в том числе и высшее образование – но с условием возвращения затем на малую родину.

Иными словами, в московский вуз сможет поступить молодой человек родом с Чукотки – например, для обучения на преподавателя английского языка. Но по квоте он сможет пройти в вуз только с тем условием, что не останется после его окончания работать, скажем, в центральном офисе МИДа, а поедет домой и там, работая преподавателем, за пять-десять лет обучит английскому еще пятьсот ребятишек. Только в этом и подобных случаях необходима территориальная квота на поступление в высшие учебные заведения.

Раиса Ковденко:
– Хотелось бы вернуться к задачам сенаторов Совета Федерации по защите интересов тех регионов, которые они представляют. В этом году в бюджет Тюменской области уже не возвращается компенсация за централизованный на федеральном уровне налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Регион лишился значительной части финансовых поступлений. На ваш взгляд, возможно ли возвращение НДПИ в областной бюджет?

Степан Киричук:
– Скажу так: налог на добычу полезных ископаемых изначально имел общегосударственный, общефедеральный статус. Тюменская область – неотъемлемая часть России, и так же платит все причитающиеся налоги в общероссийский бюджет. Да, эти средства очень важны для региона, но по законодательству налоги от недропользования являются общефедеральной собственностью.
Нам, то есть Тюменской области, очень повезло благодаря наличию полезных ископаемых. Но ведь есть регионы, которым повезло гораздо меньше. Все субъекты Российской Федерации по Конституции равноправны и равноценны – почему же они должны страдать, не получая средств на развитие из государственной казны?

Средства, полученные от НДПИ и других подобных налогов, федеральная власть использует не только на выравнивание уровня жизни в субъектах РФ, но и на финансирование социальных программ, развитие науки и передовых технологий, укрепление обороноспособности. Это задача любого сильного и справедливого государства.

В Тюменской области очень важно развитие нефте- и газоперерабатывающего комплекса: ведь в этом случае регион получит гораздо больше средств, чем их было от простого использования НДПИ. Необходимо развивать различные направления экономики, стимулировать создание новых рабочих мест, чем в настоящее время успешно занимается региональное правительство под руководством губернатора Тюменской области. Новые производства, совершенствование традиционного для региона нефтесервиса – это и достойная заработная плата для жителей области, и процветание территории в целом. Иного пути развития у нас нет.

В апреле 2013 года принят
федеральный закон, наделивший субъекты Российской Федерации правом определять порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – в частности, губернаторов.
Степан Киричук

Наталья Худорожкова:
– На ваш взгляд, насколько и как вам пригодился на должности представителя регионального правительства в Совете Федерации многолетний опыт работы на посту главы города Тюмени?

Степан Киричук:
– Считаю, что люди, не работавшие руководителями больших предприятий или территорий, мэрами или губернаторами, не должны быть в Совете Федерации РФ. Им надо находить другую работу – хорошую, достойно оплачиваемую, но другую. Без этого необходимого жизненного опыта невозможно качественно рассматривать и принимать общефедеральные законы.

Профессионализм, конечно же, необходим во всех профессиях, во всех сферах жизни. В сфере государственного и муниципального управления непрофессионализм часто приводит к излишней бюрократизации, в частности, массе в действительности ненужных запретительно-разрешительных процедур. А в конечном итоге – отгораживанию власти всех уровней от граждан своей страны. Приведу простой пример: тот, кто пытался хоть когда-нибудь зайти в любой орган местного самоуправления, знает, что у него потребуют удостоверение личности – иначе не пропустят через турникет. Можно найти любые резонные оправдания этому – терроризм, боязнь эпидемии гриппа и т.д. Однако не учитывается одно обстоятельство: почему слуги народа таким образом от народа отгораживаются? Такие грустные мысли рождаются при непредвзятом взгляде на некоторые современные реалии.

Галина Евсеева:
– В Совете Федерации вы возглавляете Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных решениях комитета за минувший год.

Степан Киричук:
– Прежде всего это восстановление выборов губернаторов. Если говорить подробно, то отмечу, что в минувшем 2013 году комитет принял решения по целому ряду важных изменений в федеральное законодательство.

В апреле 2013 года принят федеральный закон, наделивший субъекты Российской Федерации правом определять порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – в частности, губернаторов.

Способствовать активизации работы политических партий и других избирательных объединений с населением на местном уровне, привлечению к политической деятельности на региональном и местном уровнях новых лидеров должен принятый в ноябре 2013 года федеральный закон об изменении порядка распределения депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в представительных органах муниципальных районов, городских округов.

Региональные власти наделены правом самостоятельно устанавливать критерии нуждаемости граждан в социальной поддержке. Эта законодательная новелла должна способствовать повышению адресности социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Одобрен федеральный закон, позволяющий оптимизировать порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований и оградить органы местного самоуправления от проведения органами государственной власти порой необоснованно регулярных контрольных мероприятий. Отмечу, что этот федеральный закон принят с учетом поправок комитета.

В сфере межнациональных отношений деятельность органов публичной власти станет более активной и ответственной в связи с принятием федерального закона, определившего полномочия органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений и ответственность за действия (или наоборот, бездействие), способствовавшие возникновению межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

В части вопросов развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей комитет являлся ответственным за подготовку к рассмотрению Советом Федерации
федерального закона, которым установлены права граждан на жилищные субсидии при выезде из населенных пунктов, которые закрываются на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В жилищной сфере приняты изменения, устанавлива­ющие единые правила управления
многоквартирным домом застройщиком (управляющей организацией) с момента выдачи разрешения на ввод такого дома в эксплуатацию до момента выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления.

В общей сложности Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в минувшем году являлся ответственным по сопровождению в Совете Федерации семнадцати федеральных законов.

Следует сказать, что комитет также взаимодействует с другими комитетами Совета Федерации при рассмотрении ими изменений, вносимых в федеральные законы, затрагивающих в той или иной степени вопросы ведения комитета. В 2013 году такие решения приняты по 123 федеральным законам, принятым Государственной Думой.

Для того чтобы поддержать фонд жилья в должном состоянии, ежегодный объем капитального ремонта многоквартирных домов должен составлять не менее четырех процентов от общей площади жилищного фонда. Именно на решение этой задачи и направлен закон о капитальном ремонте.
Степан Киричук

Александр Скорбенко:
– Кстати, если вернуться к закону о выборах губернаторов, он ведь допускает варианты избрания главы региона не всенародно, а законодательными собраниями регионов или прямым назначением из федерального центра.

Степан Киричук:
– Вначале депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации приняли решение о полном возврате выборов губернаторов в прежнем виде, то есть всенародных выборах. Но затем состоялись многочисленные консультации как в формате Федерального собрания РФ, так и с лидерами регионов, общественных организаций, депутатами законодательных собраний субъектов РФ. Помню, как мы три дня ездили с коллегами по Северному Кавказу: побывали в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане. И поняли, что для отдельных территорий невмешательство федерального центра в процесс выборов глав регионов приведет к неприятным последствиям. Дело в том, что, например, кандидат-балкарец никогда не сможет победить на президентских выборах в Кабардино-Балкарии, потому что балкарцев значительно меньше, а жить они должны в равных условиях. В Дагестане более 160 народностей. Национальную культуру и менталитет нельзя подрывать. Их нужно только пестовать и поддерживать. Посчитали, что можно дать региональным парламентам возможность определить самим. Пока приняли три субъекта: Дагестан, Ингушетия и Северная Осетия – Алания.

В 2012 году принята Концепция межнациональных отношений. В 2013 году законодательно усилена ответственность и глав муниципалитетов, и глав субъектов Федерации за непринятие мер по гармонизации межнациональных отношений. То есть главы городов и губернаторы должны быть в курсе всех событий на территории, а это уже не кабинетная работа. Как говорил президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в 2012 году: «Власть должна быть такой, до которой можно дотянуться рукой».

Если идешь на должность главы муниципалитета, если тебя избирают жители муниципального образования, то должен знать, что важнее, чем уважение и честь избравших тебя людей, ничего не существует, никакие блага.
Степан Киричук

Людмила Шорохова:
– В ведении возглавляемого вами Комитета находятся вопросы ценовой и тарифной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Расскажите, пожалуйста, какие актуальные решения принимаются Федеральным собранием РФ для того, чтобы сдержать рост тарифов ЖКХ?

Степан Киричук:
– Одним из важных направлений законопроектной деятельности Федерального собрания РФ является комплексное решение вопросов ценообразования в жилищно-коммунальном комплексе. Однако разрешить возникающие проблемы в этом секторе только жестким ограничением цены (тарифа) на оказываемые услуги нельзя, поскольку требуется уравновесить интересы всех сторон этого сектора: потребителей, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций. Именно поэтому подход к решению проблемы должен носить комплексный характер и требует принятия решения одновременно по целому ряду направлений, в соответствии с которыми и работает сейчас Федеральное собрание. Назову три основных направления.

Первое – снижение роста платы потребителей за жилищно-коммунальные услуги.
Принятый в декабре 2013 года Федеральный закон № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепил положения, которые позволят установить границу роста платы за коммунальные услуги при помощи предельных (максимальных) индексов изменения размера этой платы. Такие индексы начнут действовать и будут устанавливаться с 1 мая 2014 года органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет в соответствии с положением, которое правительство РФ планирует утвердить во втором квартале 2014 года. Помимо этого, законом также предусмот­рены и интересы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах водоотведения, тепло-, водо-, электро- и газо­снабжения. В случаях изменений индексов и возникновения убытков организаций коммунального комплекса им будет выплачиваться компенсация за счет средств бюджетной системы Российской Федерации.

Органам жилищного надзора и контроля устанавливается полномочие по выявлению и пресечению нарушений в области изменения размера платы за коммунальные услуги. Считаем, что комплекс этих мер позволит обеспечить защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг в жилищно-коммунальном секторе.

Второе направление – решение проблемы неплатежей за жилищно-коммунальные услуги, в том числе за счет усиления ответственности потребителей за полноту и своевременность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

По оценке специалистов, к началу 2013 года общая задолженность перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса составила 667,6 млрд. рублей, в том числе населения и управляющих компаний – 332,3 млрд. рублей, то есть 50 процентов задолженности.

Решение этих проблем неразрывно связано с усилением ответственности потребителей за полноту и своевременность оплаты жилищно-коммунальных услуг путем установления административной ответственности, порядка прекращения предоставления коммунальных услуг, увеличения объема государственной адресной поддержки для тех граждан, которые действительно в ней нуждаются. Наряду с этим Совет Федерации в настоящее время разрабатывает и другие меры, в том числе экономического стимулирования, которые помогут решить эту проблему.

И наконец, третье направление заключается в законодательном усилении ответственности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций за правомерность начисления платы за коммунальные услуги.

На рассмотрение Федерального собрания внесено большое количество проектов федеральных законов, которые предлагают закрепить меры административной ответственности управляющих и ресурсоснабжающих организаций за нарушение требований законодательства об осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. При этом закрепляется система штрафов и дисквалификации должностных лиц за этот вид правонарушения.

Маргарита Шаманенко:
– По оценке ВЦИОМ одной из актуальных тем для рядовых граждан являются вопросы жилищно-коммунальной сферы. Какие решения в русле реформы ЖКХ последних лет видятся вам наиболее значимыми?

Степан Киричук:
– За последние годы принят ряд важных федеральных законов, которые заложили основу для формирования четкой системы взаимоотношений между потребителями и производителями коммунальных ресурсов в таких областях, как тепло-, водоснабжение и водоотведение. Раньше отношения в таких разных отраслях регулировались законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и большим количеством подзаконных нормативных правовых актов (инструкциями, методическими рекомендациями, техническими и санитарными нормами и прочими документами). Теперь при возникновении вопросов у рядового потребителя о заключении договора, о правилах тарифного регулирования, о предоставлении услуги достаточно открыть и прочесть специальный закон.

Кроме этого, в декабре 2012 года Федеральным собранием РФ принят закон о формировании региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, который начал действовать с января 2014 года. Это важное нововведение, необходимое для всей страны и направленное на создание в регионах четкой, постоянно действующей системы капитального ремонта жилья. Проб­лема капитального ремонта многоквартирных домов является наиболее актуальной в сфере содержания жилищного фонда.

Для того чтобы поддержать фонд жилья в должном состоянии, ежегодный объем капитального ремонта многоквартирных домов должен составлять не менее четырех процентов от общей площади жилищного фонда. Именно на решение этой задачи и направлен закон о капитальном ремонте.
Также хочу выделить проб­лемы, на решение которых направлены уже внесенные на рассмот­рение законопроекты. По ним сейчас ведется работа, их принятие планируется в 2014 году.

Это, в частности, создание государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства – ГИС ЖКХ, поскольку необходимо вместо существующих разнообразных информационных систем и баз данных создать единую информационную среду в сфере ЖКХ. Она в свою очередь позволит осуществлять системный и качественный контроль в этой области.

Актуальным является и формирование некоммерческого жилищного фонда, из которого жилые помещения будут предоставляться на условиях договора некоммерческого найма гражданам, остро нуждающимся в жилье, но не имеющим оснований для получения жилых помещений на условиях социального найма. По расчетам экспертов, с 2015 по 2030 год решение этого вопроса позволит решить жилищную проблему 1 815 тысячам семей. При этом более 57 тысяч семей смогут улучшить жилищные условия при помощи некоммерческого найма жилых помещений уже в 2015 году. В настоящее время идет активная работа по совершенствованию проекта федерального закона.
Необходимым является и формирование системы общественного жилищного контроля за качеством предоставления жилищных и коммунальных услуг в сфере ЖКХ. Планируется создать на добровольной основе общественные объединения потребителей жилищных и коммунальных услуг. В этом же русле рассматриваются пути повышения эффективности контроля за деятельностью управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, то есть тех, кто управляет домами. В настоящее время предлагается ввести механизм лицензирования этих компаний с одновременным осуществлением лицензионного контроля.

Елена Попова, г. Тюмень:
– Степан Михайлович, какие законодательные инициативы, касающиеся поддержки молодых семей, приняты Федеральным собранием РФ?

Степан Киричук:
– С уверенностью могу сказать, что лучшая программа для молодых семей принята именно в Тюменской области. Не знаю ни одного субъекта, губернатор которого так трепетно бы относился к этой программе, как Владимир Якушев. В целом по стране – регионы все разные, и многие просто не имеют возможности выполнить государственную программу. А концепция ясна: молодежи дорогу! Дать возможность молодым людям учиться, работать, приобретать жилье. Ответственность возлагается на субъекты Федерации. Тюменская область, на мой взгляд, лучше всех решает проблему. Ульяновская область взяла тюменскую программу за образец, но там не хватает средств для ее реализации.

Елена Сергеевна, мы с вами живем в счастливом регионе. Если у вас что-то не получается со вступлением в программу, готов помочь.

Константин Елисеев:
– Губернатор Тюменской области ставит задачу перед главами муниципалитетов активизировать привлечение инвестиций. Значительная часть этой работы требует снятия бюрократических барьеров для организации производств. По вашему мнению, как данная проблема решается муниципальными администрациями, а также на федеральном законодательном уровне? Что нужно сделать местным властям, чтобы преодолеть существующие традиции?

Степан Киричук:
– Прежде всего нужно быть местной властью, не стесняться людей, которые тебя избрали, нужно решать проблемы и безработного, и академика. Нельзя делить людей на тех, кто голосовал за тебя, и на тех, кто против. Это основа. Если ты сумел пре­одолеть в себе это, если стал главой муниципального образования, большого или маленького, тогда уже можно начинать действовать, снимать барьеры.

Второй момент. Если идешь на должность главы муниципалитета, если тебя избирают жители муниципального образования, то должен знать, что важнее, чем уважение и честь избравших тебя людей, ничего не существует, никакие блага. Хотя зачастую, приехав в незнакомый населенный пункт, где живет примерно тысяча жителей, можно с уверенностью сказать, в каком из домов живет глава сельского поселения – за четырехметровым забором, отгородившись от людей.

И какие административные барьеры может снять такой руководитель? Прежде всего власть должна быть народной, чтобы двигаться дальше и решать проблемные вопросы.
Мешает большое количество надзорно-контрольных органов. Они работают по палочной системе: если контролер, к примеру, в текущем месяце выписал два протокола, а не четыре, как в прошлом, он в два раза ухудшил показатели.

Порой чиновник говорит, что ускорить процесс оформления того или иного документа невозможно, мешает такой-то пункт. Не верьте. Это можно исправить за 20 минут, возможно, потребуется больше времени.

Недавно мне пришлось заполнить заявление о регистрации по месту жительства, где есть строка «кем вам предоставлено жилье». Пишу: «Никем». Милая дама поправила: «Надо было написать «жилье в собственности», перепишите». Поскольку на поставленный вопрос я ответил правильно, переписывать отказался. Хотя по большому счету был не прав. Закон о миграционной службе принят в том числе и с моей подачи. Ведь на просмотр нормативно-правовых актов закона у нас не остается времени.

Чтобы подобного не происходило, надо объединить усилия: наверху подробно изучать законы и как можно меньше выставлять требований. На местах не надо переусердствовать – додумывать и дописывать. По большому счету в административных отношениях самое главное – доверие. Если будет доверие, все будет хорошо.

Вы думаете, я не встречаюсь с инвесторами? Губернатор Владимир Якушев поставил задачу абсолютно всем чиновникам: привозите в область инвесторов. Привлечение денежных средств в регион – главная задача. Чтобы ее решить, постоянно встречаемся с потенциальными инвесторами, делимся впечатлениями, иначе нельзя. Серьезные инвесторы по одной даже встрече могут определить: следует ли ехать на территорию, присутствуют ли в красивых разговорах «намеки на процент участия» и так далее. На это не следует закрывать глаза. Никакая борьба втемную ни к чему хорошему не приведет. Нужна открытость и доверие.

Раиса Ковденко:
– Предлагаю продолжить разговор о муниципалитетах. Проясните ситуацию: масса государственных полномочий будет передана территориям. Даже денежными средствами, говорят, с ними поделятся. Не лучше ли муниципалитетам дать налоговое послабление и развивать собственное производство?

Степан Киричук:
– Ваша позиция правильная. Дадут деньги, а потом что? Делай сам. Считаю, что давать ничего не надо. Надо развивать территории: город, село, поселок.
Надо дать возможность муниципалитетам сохранять собственные налоги. Затем увеличить денежные поступления через инициативу граждан.

Мне памятен случай, который произошел несколько лет назад. На улице Мельникайте шла реконструкция дороги и благоустройство прилегающей к ней территории. В ожидании жены, у магазина, стал свидетелем следующего телефонного разговора. Женщина просила, чтобы к ней родственники пока не приезжали, поскольку «идет ремонт дороги и благоустройство во дворе». Мы познакомились. Она медсестра городской больницы. Разговаривала с сестрой из Екатеринбурга. Поинтересовался: «Почему вы сказали, что мы занимаемся ремонтом?» – «А как иначе?» – ответила женщина. Перед началом работ во дворе дома состоялся сход жителей, где администрация Ленинского района рассказала, что будет сделано, и обсудила с ними сроки. Таким образом ремонт дороги и благоустройство прилежащей территории стали общим делом. Вот это и есть классический пример местного самоуправления. Территориальная власть организует ту работу, которую хотят люди.

Александр Скорбенко:
– Степан Михайлович, большое спасибо за интересные ответы. Благодарим за то, что нашли время и стали гостем интерактивного клуба «От первого лица».

Блиц


– Чем занимаетесь в свободное время?
– Летом люблю собирать грибы.

– Ваша любимая песня?
– «Крепись, геолог, держись геолог». С этой песней приехал в Тюмень. Поступил в техникум, чем очень огорчил родителей. Они приехали и увезли в Брест. Там поступил в железнодорожный техникум.

– Любите дарить цветы женщинам?
– В «дежурные дни» – дни рождения, 8 Марта и другие, обязательно.

– У вас есть любимое блюдо?
– Белорусские драники. С удовольствием их готовлю.

– Ваш любимый афоризм или изречение?
– Век живи – век учись.

– Любите посидеть с книжкой?
– Чтение – одно из любимых занятий. Сейчас меня увлекла книга Нурали Латыпова «Инженерная эквилибристика». Еще не убрал со стола другую книгу «Острая стратегическая недостаточность. Страна на перепутье», авторы: Вассерман и  Латыпов. Читаю много исторической литературы. Но есть у меня три любимых автора – Михаил Лермонтов, Антон Чехов и Сергей Есенин.

Далее в сюжете: Гость клуба «От первого лица» председатель Комитета Совета Федерации РФ Степан Киричук

Гостем клуба «От первого лица» стал Степан Киричук, председатель Комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера


Совет Федерации Федерального собрания РФ – особая парламентская палата. Прежде всего это институт представительства исполнительной и законодательной ветвей власти регионов – субъектов Российской Федерации. На очередном заседании клуба «От первого лица» об особенностях работы парламентариев рассказал председатель Комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.
Александр Скорбенко:
– Степан Михайлович, в марте этого года исполняется девять лет вашей работе на посту представителя от правительства Тюменской области в Совете Федерации РФ. Что было самым легким и самым сложным для вас в этой должности?

Степан Киричук:
– В самом начале работы в этой должности я стремился определить, что и как могу сделать для Тюменской области и ее жителей. Во время одной из встреч рассказываю Сергею Собянину, в то время губернатору области, о практике работы ряда членов Совета Федерации по привлечению федеральных средств на строительство детских садов, дорог в регионах, которые они представляют в Федеральном собрании России. И Сергей Семенович сказал: «Твоя задача прежде всего – в обеспечении защиты интересов жителей Тюменской области законодательством Российской Федерации. То, что тот или иной сенатор изыщет в министерстве деньги, скажем, на детский сад в своем регионе, считаю «местечковым» подходом к работе. Для Федерального собрания важно формирование законодательства, которое обеспечивает как развитие страны и ее регионов, так и положение государства на международной арене». Этот разговор стал для меня очень важным. В дальнейшем, за весь период работы в Совете Федерации, не раз убеждался в главенстве и приоритете задач по формированию законодательной базы страны.

Тюменская область – неотъемлемая часть России, и так же платит все причитающиеся налоги в общероссийский бюджет. Да, эти средства очень важны для региона, но по законодательству налоги от недропользования являются общефедеральной собственностью.
Степан Киричук

Константин Елисеев:
– Совет Федерации иногда называют парламентской палатой регионов. На ваш взгляд, как учитываются интересы регионов на федеральном уровне благодаря работе представителей субъектов РФ? Останутся ли прежними принципы формирования Совета Федерации в будущем?

Степан Киричук:
– Должен сказать, что представительство регионов изначально заложено в формировании состава Совета Федерации, так что такое понимание было всегда. Отметил бы деятельность председателя Совета Валентины Матвиенко. Благодаря ее усилиям главной задачей является постоянная работа с регионами. Мы возродили практику проведения Дней субъектов Российской Федерации. Так, 25 марта будет проведено заседание Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в рамках Дней Республики Тыва в Совете Федерации. На нем будет рассматриваться ход реализации инвестиционных проектов на территории республики.

Звонок от Софьи Ивановой, г. Тюмень:
– Уважаемый Степан Михайлович, меня интересует вопрос, касающийся сферы образования. В свое время существовали определенные льготы и квоты для детей народов Севера, поступающих в столичные вузы. Действуют ли они в наше время или все представители малых народов Севера поступают в вузы на общих основаниях?

Степан Киричук:
– В настоящее время никаких льгот не имеется, а вот территориальные квоты действуют. Более того, в ближайшее время Советом Федерации будет рассмотрена та концепция развития Сибири и Дальнего Востока, которую озвучил президент России. В подготовительных документах по реализации данной концепции предлагается, кроме прочего, расширить перечень категорий молодежи, которым может предоставляться квота по местам проживания. Они смогут получить специализированное, в том числе и высшее образование – но с условием возвращения затем на малую родину.

Иными словами, в московский вуз сможет поступить молодой человек родом с Чукотки – например, для обучения на преподавателя английского языка. Но по квоте он сможет пройти в вуз только с тем условием, что не останется после его окончания работать, скажем, в центральном офисе МИДа, а поедет домой и там, работая преподавателем, за пять-десять лет обучит английскому еще пятьсот ребятишек. Только в этом и подобных случаях необходима территориальная квота на поступление в высшие учебные заведения.

Раиса Ковденко:
– Хотелось бы вернуться к задачам сенаторов Совета Федерации по защите интересов тех регионов, которые они представляют. В этом году в бюджет Тюменской области уже не возвращается компенсация за централизованный на федеральном уровне налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Регион лишился значительной части финансовых поступлений. На ваш взгляд, возможно ли возвращение НДПИ в областной бюджет?

Степан Киричук:
– Скажу так: налог на добычу полезных ископаемых изначально имел общегосударственный, общефедеральный статус. Тюменская область – неотъемлемая часть России, и так же платит все причитающиеся налоги в общероссийский бюджет. Да, эти средства очень важны для региона, но по законодательству налоги от недропользования являются общефедеральной собственностью.
Нам, то есть Тюменской области, очень повезло благодаря наличию полезных ископаемых. Но ведь есть регионы, которым повезло гораздо меньше. Все субъекты Российской Федерации по Конституции равноправны и равноценны – почему же они должны страдать, не получая средств на развитие из государственной казны?

Средства, полученные от НДПИ и других подобных налогов, федеральная власть использует не только на выравнивание уровня жизни в субъектах РФ, но и на финансирование социальных программ, развитие науки и передовых технологий, укрепление обороноспособности. Это задача любого сильного и справедливого государства.

В Тюменской области очень важно развитие нефте- и газоперерабатывающего комплекса: ведь в этом случае регион получит гораздо больше средств, чем их было от простого использования НДПИ. Необходимо развивать различные направления экономики, стимулировать создание новых рабочих мест, чем в настоящее время успешно занимается региональное правительство под руководством губернатора Тюменской области. Новые производства, совершенствование традиционного для региона нефтесервиса – это и достойная заработная плата для жителей области, и процветание территории в целом. Иного пути развития у нас нет.

В апреле 2013 года принят
федеральный закон, наделивший субъекты Российской Федерации правом определять порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – в частности, губернаторов.
Степан Киричук

Наталья Худорожкова:
– На ваш взгляд, насколько и как вам пригодился на должности представителя регионального правительства в Совете Федерации многолетний опыт работы на посту главы города Тюмени?

Степан Киричук:
– Считаю, что люди, не работавшие руководителями больших предприятий или территорий, мэрами или губернаторами, не должны быть в Совете Федерации РФ. Им надо находить другую работу – хорошую, достойно оплачиваемую, но другую. Без этого необходимого жизненного опыта невозможно качественно рассматривать и принимать общефедеральные законы.

Профессионализм, конечно же, необходим во всех профессиях, во всех сферах жизни. В сфере государственного и муниципального управления непрофессионализм часто приводит к излишней бюрократизации, в частности, массе в действительности ненужных запретительно-разрешительных процедур. А в конечном итоге – отгораживанию власти всех уровней от граждан своей страны. Приведу простой пример: тот, кто пытался хоть когда-нибудь зайти в любой орган местного самоуправления, знает, что у него потребуют удостоверение личности – иначе не пропустят через турникет. Можно найти любые резонные оправдания этому – терроризм, боязнь эпидемии гриппа и т.д. Однако не учитывается одно обстоятельство: почему слуги народа таким образом от народа отгораживаются? Такие грустные мысли рождаются при непредвзятом взгляде на некоторые современные реалии.

Галина Евсеева:
– В Совете Федерации вы возглавляете Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных решениях комитета за минувший год.

Степан Киричук:
– Прежде всего это восстановление выборов губернаторов. Если говорить подробно, то отмечу, что в минувшем 2013 году комитет принял решения по целому ряду важных изменений в федеральное законодательство.

В апреле 2013 года принят федеральный закон, наделивший субъекты Российской Федерации правом определять порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – в частности, губернаторов.

Способствовать активизации работы политических партий и других избирательных объединений с населением на местном уровне, привлечению к политической деятельности на региональном и местном уровнях новых лидеров должен принятый в ноябре 2013 года федеральный закон об изменении порядка распределения депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в представительных органах муниципальных районов, городских округов.

Региональные власти наделены правом самостоятельно устанавливать критерии нуждаемости граждан в социальной поддержке. Эта законодательная новелла должна способствовать повышению адресности социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Одобрен федеральный закон, позволяющий оптимизировать порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований и оградить органы местного самоуправления от проведения органами государственной власти порой необоснованно регулярных контрольных мероприятий. Отмечу, что этот федеральный закон принят с учетом поправок комитета.

В сфере межнациональных отношений деятельность органов публичной власти станет более активной и ответственной в связи с принятием федерального закона, определившего полномочия органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений и ответственность за действия (или наоборот, бездействие), способствовавшие возникновению межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

В части вопросов развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей комитет являлся ответственным за подготовку к рассмотрению Советом Федерации
федерального закона, которым установлены права граждан на жилищные субсидии при выезде из населенных пунктов, которые закрываются на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В жилищной сфере приняты изменения, устанавлива­ющие единые правила управления
многоквартирным домом застройщиком (управляющей организацией) с момента выдачи разрешения на ввод такого дома в эксплуатацию до момента выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления.

В общей сложности Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в минувшем году являлся ответственным по сопровождению в Совете Федерации семнадцати федеральных законов.

Следует сказать, что комитет также взаимодействует с другими комитетами Совета Федерации при рассмотрении ими изменений, вносимых в федеральные законы, затрагивающих в той или иной степени вопросы ведения комитета. В 2013 году такие решения приняты по 123 федеральным законам, принятым Государственной Думой.

Для того чтобы поддержать фонд жилья в должном состоянии, ежегодный объем капитального ремонта многоквартирных домов должен составлять не менее четырех процентов от общей площади жилищного фонда. Именно на решение этой задачи и направлен закон о капитальном ремонте.
Степан Киричук

Александр Скорбенко:
– Кстати, если вернуться к закону о выборах губернаторов, он ведь допускает варианты избрания главы региона не всенародно, а законодательными собраниями регионов или прямым назначением из федерального центра.

Степан Киричук:
– Вначале депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации приняли решение о полном возврате выборов губернаторов в прежнем виде, то есть всенародных выборах. Но затем состоялись многочисленные консультации как в формате Федерального собрания РФ, так и с лидерами регионов, общественных организаций, депутатами законодательных собраний субъектов РФ. Помню, как мы три дня ездили с коллегами по Северному Кавказу: побывали в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане. И поняли, что для отдельных территорий невмешательство федерального центра в процесс выборов глав регионов приведет к неприятным последствиям. Дело в том, что, например, кандидат-балкарец никогда не сможет победить на президентских выборах в Кабардино-Балкарии, потому что балкарцев значительно меньше, а жить они должны в равных условиях. В Дагестане более 160 народностей. Национальную культуру и менталитет нельзя подрывать. Их нужно только пестовать и поддерживать. Посчитали, что можно дать региональным парламентам возможность определить самим. Пока приняли три субъекта: Дагестан, Ингушетия и Северная Осетия – Алания.

В 2012 году принята Концепция межнациональных отношений. В 2013 году законодательно усилена ответственность и глав муниципалитетов, и глав субъектов Федерации за непринятие мер по гармонизации межнациональных отношений. То есть главы городов и губернаторы должны быть в курсе всех событий на территории, а это уже не кабинетная работа. Как говорил президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в 2012 году: «Власть должна быть такой, до которой можно дотянуться рукой».

Если идешь на должность главы муниципалитета, если тебя избирают жители муниципального образования, то должен знать, что важнее, чем уважение и честь избравших тебя людей, ничего не существует, никакие блага.
Степан Киричук

Людмила Шорохова:
– В ведении возглавляемого вами Комитета находятся вопросы ценовой и тарифной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Расскажите, пожалуйста, какие актуальные решения принимаются Федеральным собранием РФ для того, чтобы сдержать рост тарифов ЖКХ?

Степан Киричук:
– Одним из важных направлений законопроектной деятельности Федерального собрания РФ является комплексное решение вопросов ценообразования в жилищно-коммунальном комплексе. Однако разрешить возникающие проблемы в этом секторе только жестким ограничением цены (тарифа) на оказываемые услуги нельзя, поскольку требуется уравновесить интересы всех сторон этого сектора: потребителей, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций. Именно поэтому подход к решению проблемы должен носить комплексный характер и требует принятия решения одновременно по целому ряду направлений, в соответствии с которыми и работает сейчас Федеральное собрание. Назову три основных направления.

Первое – снижение роста платы потребителей за жилищно-коммунальные услуги.
Принятый в декабре 2013 года Федеральный закон № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепил положения, которые позволят установить границу роста платы за коммунальные услуги при помощи предельных (максимальных) индексов изменения размера этой платы. Такие индексы начнут действовать и будут устанавливаться с 1 мая 2014 года органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет в соответствии с положением, которое правительство РФ планирует утвердить во втором квартале 2014 года. Помимо этого, законом также предусмот­рены и интересы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах водоотведения, тепло-, водо-, электро- и газо­снабжения. В случаях изменений индексов и возникновения убытков организаций коммунального комплекса им будет выплачиваться компенсация за счет средств бюджетной системы Российской Федерации.

Органам жилищного надзора и контроля устанавливается полномочие по выявлению и пресечению нарушений в области изменения размера платы за коммунальные услуги. Считаем, что комплекс этих мер позволит обеспечить защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг в жилищно-коммунальном секторе.

Второе направление – решение проблемы неплатежей за жилищно-коммунальные услуги, в том числе за счет усиления ответственности потребителей за полноту и своевременность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

По оценке специалистов, к началу 2013 года общая задолженность перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса составила 667,6 млрд. рублей, в том числе населения и управляющих компаний – 332,3 млрд. рублей, то есть 50 процентов задолженности.

Решение этих проблем неразрывно связано с усилением ответственности потребителей за полноту и своевременность оплаты жилищно-коммунальных услуг путем установления административной ответственности, порядка прекращения предоставления коммунальных услуг, увеличения объема государственной адресной поддержки для тех граждан, которые действительно в ней нуждаются. Наряду с этим Совет Федерации в настоящее время разрабатывает и другие меры, в том числе экономического стимулирования, которые помогут решить эту проблему.

И наконец, третье направление заключается в законодательном усилении ответственности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций за правомерность начисления платы за коммунальные услуги.

На рассмотрение Федерального собрания внесено большое количество проектов федеральных законов, которые предлагают закрепить меры административной ответственности управляющих и ресурсоснабжающих организаций за нарушение требований законодательства об осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. При этом закрепляется система штрафов и дисквалификации должностных лиц за этот вид правонарушения.

Маргарита Шаманенко:
– По оценке ВЦИОМ одной из актуальных тем для рядовых граждан являются вопросы жилищно-коммунальной сферы. Какие решения в русле реформы ЖКХ последних лет видятся вам наиболее значимыми?

Степан Киричук:
– За последние годы принят ряд важных федеральных законов, которые заложили основу для формирования четкой системы взаимоотношений между потребителями и производителями коммунальных ресурсов в таких областях, как тепло-, водоснабжение и водоотведение. Раньше отношения в таких разных отраслях регулировались законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и большим количеством подзаконных нормативных правовых актов (инструкциями, методическими рекомендациями, техническими и санитарными нормами и прочими документами). Теперь при возникновении вопросов у рядового потребителя о заключении договора, о правилах тарифного регулирования, о предоставлении услуги достаточно открыть и прочесть специальный закон.

Кроме этого, в декабре 2012 года Федеральным собранием РФ принят закон о формировании региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, который начал действовать с января 2014 года. Это важное нововведение, необходимое для всей страны и направленное на создание в регионах четкой, постоянно действующей системы капитального ремонта жилья. Проб­лема капитального ремонта многоквартирных домов является наиболее актуальной в сфере содержания жилищного фонда.

Для того чтобы поддержать фонд жилья в должном состоянии, ежегодный объем капитального ремонта многоквартирных домов должен составлять не менее четырех процентов от общей площади жилищного фонда. Именно на решение этой задачи и направлен закон о капитальном ремонте.
Также хочу выделить проб­лемы, на решение которых направлены уже внесенные на рассмот­рение законопроекты. По ним сейчас ведется работа, их принятие планируется в 2014 году.

Это, в частности, создание государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства – ГИС ЖКХ, поскольку необходимо вместо существующих разнообразных информационных систем и баз данных создать единую информационную среду в сфере ЖКХ. Она в свою очередь позволит осуществлять системный и качественный контроль в этой области.

Актуальным является и формирование некоммерческого жилищного фонда, из которого жилые помещения будут предоставляться на условиях договора некоммерческого найма гражданам, остро нуждающимся в жилье, но не имеющим оснований для получения жилых помещений на условиях социального найма. По расчетам экспертов, с 2015 по 2030 год решение этого вопроса позволит решить жилищную проблему 1 815 тысячам семей. При этом более 57 тысяч семей смогут улучшить жилищные условия при помощи некоммерческого найма жилых помещений уже в 2015 году. В настоящее время идет активная работа по совершенствованию проекта федерального закона.
Необходимым является и формирование системы общественного жилищного контроля за качеством предоставления жилищных и коммунальных услуг в сфере ЖКХ. Планируется создать на добровольной основе общественные объединения потребителей жилищных и коммунальных услуг. В этом же русле рассматриваются пути повышения эффективности контроля за деятельностью управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, то есть тех, кто управляет домами. В настоящее время предлагается ввести механизм лицензирования этих компаний с одновременным осуществлением лицензионного контроля.

Елена Попова, г. Тюмень:
– Степан Михайлович, какие законодательные инициативы, касающиеся поддержки молодых семей, приняты Федеральным собранием РФ?

Степан Киричук:
– С уверенностью могу сказать, что лучшая программа для молодых семей принята именно в Тюменской области. Не знаю ни одного субъекта, губернатор которого так трепетно бы относился к этой программе, как Владимир Якушев. В целом по стране – регионы все разные, и многие просто не имеют возможности выполнить государственную программу. А концепция ясна: молодежи дорогу! Дать возможность молодым людям учиться, работать, приобретать жилье. Ответственность возлагается на субъекты Федерации. Тюменская область, на мой взгляд, лучше всех решает проблему. Ульяновская область взяла тюменскую программу за образец, но там не хватает средств для ее реализации.

Елена Сергеевна, мы с вами живем в счастливом регионе. Если у вас что-то не получается со вступлением в программу, готов помочь.

Константин Елисеев:
– Губернатор Тюменской области ставит задачу перед главами муниципалитетов активизировать привлечение инвестиций. Значительная часть этой работы требует снятия бюрократических барьеров для организации производств. По вашему мнению, как данная проблема решается муниципальными администрациями, а также на федеральном законодательном уровне? Что нужно сделать местным властям, чтобы преодолеть существующие традиции?

Степан Киричук:
– Прежде всего нужно быть местной властью, не стесняться людей, которые тебя избрали, нужно решать проблемы и безработного, и академика. Нельзя делить людей на тех, кто голосовал за тебя, и на тех, кто против. Это основа. Если ты сумел пре­одолеть в себе это, если стал главой муниципального образования, большого или маленького, тогда уже можно начинать действовать, снимать барьеры.

Второй момент. Если идешь на должность главы муниципалитета, если тебя избирают жители муниципального образования, то должен знать, что важнее, чем уважение и честь избравших тебя людей, ничего не существует, никакие блага. Хотя зачастую, приехав в незнакомый населенный пункт, где живет примерно тысяча жителей, можно с уверенностью сказать, в каком из домов живет глава сельского поселения – за четырехметровым забором, отгородившись от людей.

И какие административные барьеры может снять такой руководитель? Прежде всего власть должна быть народной, чтобы двигаться дальше и решать проблемные вопросы.
Мешает большое количество надзорно-контрольных органов. Они работают по палочной системе: если контролер, к примеру, в текущем месяце выписал два протокола, а не четыре, как в прошлом, он в два раза ухудшил показатели.

Порой чиновник говорит, что ускорить процесс оформления того или иного документа невозможно, мешает такой-то пункт. Не верьте. Это можно исправить за 20 минут, возможно, потребуется больше времени.

Недавно мне пришлось заполнить заявление о регистрации по месту жительства, где есть строка «кем вам предоставлено жилье». Пишу: «Никем». Милая дама поправила: «Надо было написать «жилье в собственности», перепишите». Поскольку на поставленный вопрос я ответил правильно, переписывать отказался. Хотя по большому счету был не прав. Закон о миграционной службе принят в том числе и с моей подачи. Ведь на просмотр нормативно-правовых актов закона у нас не остается времени.

Чтобы подобного не происходило, надо объединить усилия: наверху подробно изучать законы и как можно меньше выставлять требований. На местах не надо переусердствовать – додумывать и дописывать. По большому счету в административных отношениях самое главное – доверие. Если будет доверие, все будет хорошо.

Вы думаете, я не встречаюсь с инвесторами? Губернатор Владимир Якушев поставил задачу абсолютно всем чиновникам: привозите в область инвесторов. Привлечение денежных средств в регион – главная задача. Чтобы ее решить, постоянно встречаемся с потенциальными инвесторами, делимся впечатлениями, иначе нельзя. Серьезные инвесторы по одной даже встрече могут определить: следует ли ехать на территорию, присутствуют ли в красивых разговорах «намеки на процент участия» и так далее. На это не следует закрывать глаза. Никакая борьба втемную ни к чему хорошему не приведет. Нужна открытость и доверие.

Раиса Ковденко:
– Предлагаю продолжить разговор о муниципалитетах. Проясните ситуацию: масса государственных полномочий будет передана территориям. Даже денежными средствами, говорят, с ними поделятся. Не лучше ли муниципалитетам дать налоговое послабление и развивать собственное производство?

Степан Киричук:
– Ваша позиция правильная. Дадут деньги, а потом что? Делай сам. Считаю, что давать ничего не надо. Надо развивать территории: город, село, поселок.
Надо дать возможность муниципалитетам сохранять собственные налоги. Затем увеличить денежные поступления через инициативу граждан.

Мне памятен случай, который произошел несколько лет назад. На улице Мельникайте шла реконструкция дороги и благоустройство прилегающей к ней территории. В ожидании жены, у магазина, стал свидетелем следующего телефонного разговора. Женщина просила, чтобы к ней родственники пока не приезжали, поскольку «идет ремонт дороги и благоустройство во дворе». Мы познакомились. Она медсестра городской больницы. Разговаривала с сестрой из Екатеринбурга. Поинтересовался: «Почему вы сказали, что мы занимаемся ремонтом?» – «А как иначе?» – ответила женщина. Перед началом работ во дворе дома состоялся сход жителей, где администрация Ленинского района рассказала, что будет сделано, и обсудила с ними сроки. Таким образом ремонт дороги и благоустройство прилежащей территории стали общим делом. Вот это и есть классический пример местного самоуправления. Территориальная власть организует ту работу, которую хотят люди.

Александр Скорбенко:
– Степан Михайлович, большое спасибо за интересные ответы. Благодарим за то, что нашли время и стали гостем интерактивного клуба «От первого лица».

Блиц


– Чем занимаетесь в свободное время?
– Летом люблю собирать грибы.

– Ваша любимая песня?
– «Крепись, геолог, держись геолог». С этой песней приехал в Тюмень. Поступил в техникум, чем очень огорчил родителей. Они приехали и увезли в Брест. Там поступил в железнодорожный техникум.

– Любите дарить цветы женщинам?
– В «дежурные дни» – дни рождения, 8 Марта и другие, обязательно.

– У вас есть любимое блюдо?
– Белорусские драники. С удовольствием их готовлю.

– Ваш любимый афоризм или изречение?
– Век живи – век учись.

– Любите посидеть с книжкой?
– Чтение – одно из любимых занятий. Сейчас меня увлекла книга Нурали Латыпова «Инженерная эквилибристика». Еще не убрал со стола другую книгу «Острая стратегическая недостаточность. Страна на перепутье», авторы: Вассерман и  Латыпов. Читаю много исторической литературы. Но есть у меня три любимых автора – Михаил Лермонтов, Антон Чехов и Сергей Есенин.



Ранее в сюжете

Степан Михайлович Киричук в гостях у редакции газеты «Тюменская область сегодня»

28

Степан Михайлович Киричук в гостях у редакции газеты «Тюменская область сегодня»

28

В Тюмени 4 мая прогнозируют небольшой дождь и минусовую температуру

04 мая

В Тюменской области превентивные меры помогают держать ситуацию с паводком под контролем

04 мая