Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Чтобы стоять, я должен держаться корней…»

В организованных Лилией Деминой 49 фольклорных экспедициях собраны уникальные материалы

Общество, 00:17, 07 февраля 2014,
Слушать новость
«Чтобы стоять, я должен держаться корней…». В организованных Лилией Деминой 49 фольклорных экспедициях собраны уникальные материалы.

Давайте задумаемся о том, что наделяет отдельную территорию, пусть даже очень обширную, собственным именем? Что превращает ее в край, который для кого-то становится Родиной? Это происходит с появлением общих традиций у живущих здесь людей, благодаря которым жители начинают узнавать друг друга в любом уголке земного шара – по характерным словам, привычкам. В отсутствии других общих скреп именно фольклор делает население народом, следовательно, изучение наших корней становится задачей государственной важности.

В организованных Лилией Деминой 49 экспедициях по изучению и сохранению народных традиций собран материал, который создает уникальность нашего региона. Нам неизвестны примеры столь глубокой работы с фольклорным наследием в других российских областях. Созданный ею ансамбль «Росстань» широко представил Тюменский край на международном уровне, участвуя в многочисленных фестивалях от Мексики до Туниса.

Персональная ответственность

Возможно, интерес к фольк­лору определяется родословной Лилии Васильевны, ведь ее прадед был гусляром, а бабушки «причетницами», теми, кто знал много песен и участвовал в важных для деревни событиях, например, свадьбах. Молодая выпускница Ленинградского института культуры, вернувшись в Тюмень, поставила перед собой амбициозную задачу – собрать и сохранить народные традиции Тюменской области, чтобы молодежь могла спеть наши песни всему миру. Это удалось: ансамбль «Росстань» уже стал движением по развитию народных традиций, имеющим множество последователей.

– Мне стало понятно, что  в Тюмени есть что записывать, когда приехала сюда студенткой, – вспоминает Лилия Ва­сильевна, – подружка попросила записать пение своих бабушек, которые переселились в город из Исетского района.

Когда я услышала их, поняла, что  у нас в области есть много фольк­лорного материала, о котором еще ничего не знаем. Записывали тогда на магнитофоны, и это были, наверное, лучшие записи, благодаря которым сохранились многие песни. Кроме этого, песню еще нужно было расшифровать – то есть записать ее ноты и текст. Одному человеку сделать все это очень сложно, и когда в Тюменском училище искусств открыли фольклорное отделение, студенты коллективно начали этим заниматься.

«Росстань» – не просто ансамбль, это группа сподвижников и коллег. Один занимается наукой, другой преподает, третий великолепно расшифровывает песни, улавливает все их интонации. Это пристанище, где мы можем поговорить о чем угодно – о жизни, фольклоре, не просто спеть какую-то песню, а еще и поспорить, почему ее нужно петь именно так…
Лилия Демина,
директор института музыки, театра и хореографии Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий

Во время учебы в городе на Неве Лилия Демина участвовала в фольклорных экспедициях по Псковской области. Когда подобные исследования проводились уже  в Тюменской области, оказалось, что во многих сибирских селах сохранились отголоски традиции. Сначала фольклор нашего региона представлялся ей «слоеным пирогом», который было сложно разделить. Но  после посещения нескольких десятков деревень картина начала складываться. В экспедициях принимало участие до 22 студентов, которые по две недели исследовали каждый (!) район области. Это позволило побывать практически во всех ее уголках и составить фольклорную карту региона, которая отражена в научных работах доктора культурологии Деминой.

– Без образования и системы подготовки кадров ансамбль будет петь то, что скажет руководитель, – считает Лилия Демина. – Нужна молодежь, которая станет собирать и понимать фольклор. Мы начинали работу со студентами, изучавшими тео­рию музыки, и оркестрантами, затем создали фольклорное отделение для подготовки специалистов, углубленно изучавших традицию.

Вначале было… бездорожье!

Первой и очень тяжелой была экспедиция в Вагайский район. Дороги после дождя становились непроходимыми. Большинство жителей воспринимали студентов настороженно. За исключением бабушек, родившихся до революции. В них чувствовалось желание поделиться тем, что помнили, передать традиции и обряды, которые при советской власти были «заморожены». Записанный тогда уникальный материал больше нигде не удалось встретить. Сегодня он издан на дисках и исполняется ансамб­лем «Росстань».

Наш регион оказался «банком данных», где «законсервированы» многие образцы семейно-бытового фольклора. В Сладковском районе есть село Александровка, основанное переселенцами из европейской России, неподалеку – село Лопазное, где живут выходцы из Черниговской губернии, а в селе Задонское – переселенцы с Дона. И везде по-разному празднуют свадьбы. Только в этом районе было записано четыре прекрасных свадебных обряда, со своими песнями, которые даже не повторяются!

В начале девяностых годов Лилия Демина открывает фольк­лорное отделение при школе «Лира», ведь многие дети уже не знают народных песен и обрядов. Там же был создан ансамбль «Верея», который возрождает традицию празднования святок. По инициативе школьников тогда организовали проводы Масленицы. Кстати, ту традицию ансамбль показывал на Кипре, где проходил фольк­лорный фестиваль.

Подобные мероприятия уже  с участием ансамбля «Росстань» проходили в Бердюжье и Омутинском, где празднование Дня села совпадало с Троицей. В них участвовали практически все жители села, которые вспомнили о своей истории. Так теория постепенно становилась практикой.

– Съездив в один район, испытываешь желание побывать в следующем, – говорит Лилия Демина. – Кто-то из жителей рассказал, что  в соседнем районе тоже поют старые песни, где-то побывал летом, а хочется посмотреть зимние обряды. Благодаря «охотничьему» азарту все районы Тюменской области мы посетили не по разу. Еще одна причина, по которой все время тянет в экспедицию, – люди. Невозможно забыть, как нас принимали, расселяли и угощали. Помню, в Упоровском районе в 30-градусный мороз дали машину, понимая, что мы просто можем замерзнуть где-нибудь по дороге.

Руководитель ансамбля «Калинушка» из села Бердюгино Ялуторовского района Анна Дмитриевна Бабушкина сообщила, что ее коллектив очень давно дружит с Лилией Василь­евной Деминой, еще  с тех пор, как она со студентами приезжала туда собирать фольклор. Много раз посещал эту деревню и ансамбль «Росстань», помогал записать песни в исполнении местных артистов. Кое-что из собранного в деревнях юга Тюменской области материала используется в репертуаре «Калинушки» до сих пор. Этому ансамблю уже идет 29-й год, он получил звание «Народного коллектива» и ценит помощь, которую оказала Лилия Демина.

Особенности местного колорита

Напомним, что сбором фольклора по Тюменской области занимались также студенты Тюменского госуниверситета и Ишимского пединститута, но они записывали только тексты. Петербургский фольклорист Анатолий Иванович Мехнецов ограничился изучением мест поселения старожилов в Сургутском районе, а Александр Васильевич Бердников из Челябинска в основном изучал Тобольский район. Музыкальным фольклором нашего региона в таком объеме впервые стали заниматься студенты под руководством Лилии Деминой.

По исследованиям можно представить, где до сих пор бытуют те или иные традиции. В Нижнетавдинском районе жили переселенцы из Архангельской губернии, там до сих пор стоят характерные для русского севера дома. Интересен Исетский район, где смешивается культура «двоедан» (старообрядцев) и «мирских» (не относящихся к ним людей). Там «Росстань» нашла жанр духовных стихов, который уже практически не звучал в наше время. В Викуловском районе записана свадьба-веселье, которая была свойственна «самоходам» – переселенцам из западных областей России. Уникальным по фольклору может считаться и Тюменский район, хотя он находится рядом с городом. «Росстани» удалось собрать северные русские песни в деревне Княжевой и старожильческие в Другановой.

– В прошлом году мы проводили праздник Ивана Купалы в деревне Ермаки Викуловского района, – рассказывает Лилия Васильевна, – показывали собранные в этом районе песни с участием коллективов местного ДК. Костры, купание в реке, хороводы: любой горожанин, попав на такое мероприятие, получает массу эмоций и заряд положительной энергии. Еще одна традиция тех мест – перенос иконы в селе Осиновке. Может быть, с учетом современных условий, надо построить для нее какое-то постоянное пристанище, в целом сохранив обряд.

Путешествие домой вокруг света

Работой по продвижению тюменского фольклора на мировом уровне можно назвать поездки ансамбля «Росстань» на международные фестивали. Коллектив в основном показывает обрядовые композиции: многим людям в мире интересна культура, которая сохраняется в быту.

– Что отрадно, нас не воспринимают как представителей, условно говоря, культуры «валенок и балалаек», – утверждает Лилия Демина. – От нас всегда ждут чего-то необычного, хотя сегодня мы ближе к Европе, принимают именно как посланцев Сибири. Не знаю, меняем ли мы стереотипы восприятия, но после каждого фестиваля через Интернет идет много хороших отзывов, многие желают к нам приехать.

Это подтверждают проходившие в Тюмени международные фестивали фольклора, на которые приезжали коллективы из Мексики и Южной Кореи. Не один-два спортсмена, как  в биатлоне, а по два десятка человек! Значит, им интересен наш регион.

Сохраненный усилиями энтузиастов фольклор Тюменской области можно предлагать в качестве объекта для инвестиций. Сюда могут приезжать люди, чтобы окунуться в древнюю традицию, попробовать натуральной еды, прикоснуться к чистым эмоциям.

Традиции должны реализовываться в жизни и бытовой культуре сибиряков. Для этого важно не только передать им песни, записанные на материальных носителях, но  и организовывать современные праздники. Праздники должны объединять!

Далее в сюжете: Не хлебом единым…

Давайте задумаемся о том, что наделяет отдельную территорию, пусть даже очень обширную, собственным именем? Что превращает ее в край, который для кого-то становится Родиной? Это происходит с появлением общих традиций у живущих здесь людей, благодаря которым жители начинают узнавать друг друга в любом уголке земного шара – по характерным словам, привычкам. В отсутствии других общих скреп именно фольклор делает население народом, следовательно, изучение наших корней становится задачей государственной важности.

В организованных Лилией Деминой 49 экспедициях по изучению и сохранению народных традиций собран материал, который создает уникальность нашего региона. Нам неизвестны примеры столь глубокой работы с фольклорным наследием в других российских областях. Созданный ею ансамбль «Росстань» широко представил Тюменский край на международном уровне, участвуя в многочисленных фестивалях от Мексики до Туниса.

Персональная ответственность

Возможно, интерес к фольк­лору определяется родословной Лилии Васильевны, ведь ее прадед был гусляром, а бабушки «причетницами», теми, кто знал много песен и участвовал в важных для деревни событиях, например, свадьбах. Молодая выпускница Ленинградского института культуры, вернувшись в Тюмень, поставила перед собой амбициозную задачу – собрать и сохранить народные традиции Тюменской области, чтобы молодежь могла спеть наши песни всему миру. Это удалось: ансамбль «Росстань» уже стал движением по развитию народных традиций, имеющим множество последователей.

– Мне стало понятно, что  в Тюмени есть что записывать, когда приехала сюда студенткой, – вспоминает Лилия Ва­сильевна, – подружка попросила записать пение своих бабушек, которые переселились в город из Исетского района.

Когда я услышала их, поняла, что  у нас в области есть много фольк­лорного материала, о котором еще ничего не знаем. Записывали тогда на магнитофоны, и это были, наверное, лучшие записи, благодаря которым сохранились многие песни. Кроме этого, песню еще нужно было расшифровать – то есть записать ее ноты и текст. Одному человеку сделать все это очень сложно, и когда в Тюменском училище искусств открыли фольклорное отделение, студенты коллективно начали этим заниматься.

«Росстань» – не просто ансамбль, это группа сподвижников и коллег. Один занимается наукой, другой преподает, третий великолепно расшифровывает песни, улавливает все их интонации. Это пристанище, где мы можем поговорить о чем угодно – о жизни, фольклоре, не просто спеть какую-то песню, а еще и поспорить, почему ее нужно петь именно так…
Лилия Демина,
директор института музыки, театра и хореографии Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий

Во время учебы в городе на Неве Лилия Демина участвовала в фольклорных экспедициях по Псковской области. Когда подобные исследования проводились уже  в Тюменской области, оказалось, что во многих сибирских селах сохранились отголоски традиции. Сначала фольклор нашего региона представлялся ей «слоеным пирогом», который было сложно разделить. Но  после посещения нескольких десятков деревень картина начала складываться. В экспедициях принимало участие до 22 студентов, которые по две недели исследовали каждый (!) район области. Это позволило побывать практически во всех ее уголках и составить фольклорную карту региона, которая отражена в научных работах доктора культурологии Деминой.

– Без образования и системы подготовки кадров ансамбль будет петь то, что скажет руководитель, – считает Лилия Демина. – Нужна молодежь, которая станет собирать и понимать фольклор. Мы начинали работу со студентами, изучавшими тео­рию музыки, и оркестрантами, затем создали фольклорное отделение для подготовки специалистов, углубленно изучавших традицию.

Вначале было… бездорожье!

Первой и очень тяжелой была экспедиция в Вагайский район. Дороги после дождя становились непроходимыми. Большинство жителей воспринимали студентов настороженно. За исключением бабушек, родившихся до революции. В них чувствовалось желание поделиться тем, что помнили, передать традиции и обряды, которые при советской власти были «заморожены». Записанный тогда уникальный материал больше нигде не удалось встретить. Сегодня он издан на дисках и исполняется ансамб­лем «Росстань».

Наш регион оказался «банком данных», где «законсервированы» многие образцы семейно-бытового фольклора. В Сладковском районе есть село Александровка, основанное переселенцами из европейской России, неподалеку – село Лопазное, где живут выходцы из Черниговской губернии, а в селе Задонское – переселенцы с Дона. И везде по-разному празднуют свадьбы. Только в этом районе было записано четыре прекрасных свадебных обряда, со своими песнями, которые даже не повторяются!

В начале девяностых годов Лилия Демина открывает фольк­лорное отделение при школе «Лира», ведь многие дети уже не знают народных песен и обрядов. Там же был создан ансамбль «Верея», который возрождает традицию празднования святок. По инициативе школьников тогда организовали проводы Масленицы. Кстати, ту традицию ансамбль показывал на Кипре, где проходил фольк­лорный фестиваль.

Подобные мероприятия уже  с участием ансамбля «Росстань» проходили в Бердюжье и Омутинском, где празднование Дня села совпадало с Троицей. В них участвовали практически все жители села, которые вспомнили о своей истории. Так теория постепенно становилась практикой.

– Съездив в один район, испытываешь желание побывать в следующем, – говорит Лилия Демина. – Кто-то из жителей рассказал, что  в соседнем районе тоже поют старые песни, где-то побывал летом, а хочется посмотреть зимние обряды. Благодаря «охотничьему» азарту все районы Тюменской области мы посетили не по разу. Еще одна причина, по которой все время тянет в экспедицию, – люди. Невозможно забыть, как нас принимали, расселяли и угощали. Помню, в Упоровском районе в 30-градусный мороз дали машину, понимая, что мы просто можем замерзнуть где-нибудь по дороге.

Руководитель ансамбля «Калинушка» из села Бердюгино Ялуторовского района Анна Дмитриевна Бабушкина сообщила, что ее коллектив очень давно дружит с Лилией Василь­евной Деминой, еще  с тех пор, как она со студентами приезжала туда собирать фольклор. Много раз посещал эту деревню и ансамбль «Росстань», помогал записать песни в исполнении местных артистов. Кое-что из собранного в деревнях юга Тюменской области материала используется в репертуаре «Калинушки» до сих пор. Этому ансамблю уже идет 29-й год, он получил звание «Народного коллектива» и ценит помощь, которую оказала Лилия Демина.

Особенности местного колорита

Напомним, что сбором фольклора по Тюменской области занимались также студенты Тюменского госуниверситета и Ишимского пединститута, но они записывали только тексты. Петербургский фольклорист Анатолий Иванович Мехнецов ограничился изучением мест поселения старожилов в Сургутском районе, а Александр Васильевич Бердников из Челябинска в основном изучал Тобольский район. Музыкальным фольклором нашего региона в таком объеме впервые стали заниматься студенты под руководством Лилии Деминой.

По исследованиям можно представить, где до сих пор бытуют те или иные традиции. В Нижнетавдинском районе жили переселенцы из Архангельской губернии, там до сих пор стоят характерные для русского севера дома. Интересен Исетский район, где смешивается культура «двоедан» (старообрядцев) и «мирских» (не относящихся к ним людей). Там «Росстань» нашла жанр духовных стихов, который уже практически не звучал в наше время. В Викуловском районе записана свадьба-веселье, которая была свойственна «самоходам» – переселенцам из западных областей России. Уникальным по фольклору может считаться и Тюменский район, хотя он находится рядом с городом. «Росстани» удалось собрать северные русские песни в деревне Княжевой и старожильческие в Другановой.

– В прошлом году мы проводили праздник Ивана Купалы в деревне Ермаки Викуловского района, – рассказывает Лилия Васильевна, – показывали собранные в этом районе песни с участием коллективов местного ДК. Костры, купание в реке, хороводы: любой горожанин, попав на такое мероприятие, получает массу эмоций и заряд положительной энергии. Еще одна традиция тех мест – перенос иконы в селе Осиновке. Может быть, с учетом современных условий, надо построить для нее какое-то постоянное пристанище, в целом сохранив обряд.

Путешествие домой вокруг света

Работой по продвижению тюменского фольклора на мировом уровне можно назвать поездки ансамбля «Росстань» на международные фестивали. Коллектив в основном показывает обрядовые композиции: многим людям в мире интересна культура, которая сохраняется в быту.

– Что отрадно, нас не воспринимают как представителей, условно говоря, культуры «валенок и балалаек», – утверждает Лилия Демина. – От нас всегда ждут чего-то необычного, хотя сегодня мы ближе к Европе, принимают именно как посланцев Сибири. Не знаю, меняем ли мы стереотипы восприятия, но после каждого фестиваля через Интернет идет много хороших отзывов, многие желают к нам приехать.

Это подтверждают проходившие в Тюмени международные фестивали фольклора, на которые приезжали коллективы из Мексики и Южной Кореи. Не один-два спортсмена, как  в биатлоне, а по два десятка человек! Значит, им интересен наш регион.

Сохраненный усилиями энтузиастов фольклор Тюменской области можно предлагать в качестве объекта для инвестиций. Сюда могут приезжать люди, чтобы окунуться в древнюю традицию, попробовать натуральной еды, прикоснуться к чистым эмоциям.

Традиции должны реализовываться в жизни и бытовой культуре сибиряков. Для этого важно не только передать им песни, записанные на материальных носителях, но  и организовывать современные праздники. Праздники должны объединять!



Ранее в сюжете

Приишимье – вторая родина ленинградцев

05

Приишимье – вторая родина ленинградцев

05

Продлен прием заявок на региональный этап Всероссийской премии «Гордость нации» в Тюменской области

20 апреля

Тюменцев приглашают принять участие в форуме уральской молодежи «УТРО»

20 апреля