Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Зафиксировать течение жизни

Общество, 00:48, 18 января 2014,
Слушать новость
Зафиксировать течение жизни. .

Профессиональный праздник – День российской прессы – принес очередную награду одному из тех, кто делает нашу газету. В номинации «Мастер своего дела» конкурса «Славим человека труда» первая премия досталась Валерию Бычкову за фотографию «Ковровщица».

Брать интервью у коллеги по редакции приходится нечасто, тем интереснее было взглянуть на него с «профессиональной» точки зрения. Готовясь к рассказу о человеке, прежде всего пытаешься заранее узнать подробности его биографии, профессиональные достижения, мнения знающих людей. Даже в день, который был назначен для интервью, Валерия было сложно «отвлечь» от работы – беседа прерывалась съемками и звонками с просьбами «срочно скинуть фотографии». И это тоже многое говорит о человеке и его отношении к выбранному делу жизни.

Валерий всегда очень тщательно работает с героями съемок, конечно, когда время и условия позволяют это делать. Он немногословен, но настойчив, буквально двумя-тремя словами убеждает человека выполнить его просьбу, нужную для создания очередного шедевра. В чем-то его работа напоминает работу скульптора, отсекающего от камня все лишнее, с той разницей, что он удаляет из кадра то, что может помешать восприятию сюжета.

– Увлечение фотографией для меня началось традиционно – со школьного кружка, – вспоминает Валерий Бычков. – Затем учеба в Тюменском государственном университете на факультете журналистики. Начинал как пишущий журналист, работая в «Сибирском издательском доме» над книгами, посвященными Тюменской области. Приходилось много ездить по командировкам, готовить материалы и иллюстрации к ним. Проще фотографировать, когда знаешь, о чем собираешься написать…

Позднее увлечение фотографией поглотило его без остатка. Свой выбор Валерий объясняет тем, что эта работа больше соответствовала его темпераменту, и говорит, что занимается ей  с большим удовольствием. Лишь немного сетует о том, что  в редакционной текучке не всегда хватает времени на темы, которые нравятся больше всего... А ведь такие снимки и становятся лучшими!

– Мы начинали работать с пленкой, которая дисциплинирует, – убежден Валерий Бычков. – Она не позволяла, в отличие от современных цифровых камер, «долбить как пулеметчик». Для хорошей фотографии не требуется делать десятки кадров с одним и тем же сюжетом: нужно заранее представить картинку и выстроить композицию. Ответственную съемку всегда планируешь заранее, что помогает экономить время и располагает к тебе людей.

Руки мастера

Рассказывая об участии в конкурсе «Славим человека труда», Валерий упомянул, что представление о рабочих профессиях требует серьезного изменения. Производство сейчас становится все более технологичным, в цехах практически нет людей, поменялись и лица наших современников – в глазах нет той искорки, какая была раньше. Поэтому задача фотографа, который должен привлечь внимание к людям труда, становится особенно сложной.

– Фотограф снимает душу, которую еще нужно уметь разглядеть, – делится Валерий Бычков. – Те, кто работает в офисах, зачастую выглядят надменными, но  и в них нужно увидеть простого человека.

С рабочими людьми легче вступить в контакт, но не всегда это приводит к хорошему снимку. Мне нравится фотографировать пожилых людей, на лице которых можно прочитать очень многое… Хотя и старики сейчас меняются: иногда думаешь, разглядывая журналы, зачем из 60-летнего человека делать куклу Барби? Ведь морщины выглядят естественно, они украшают человека и показывают, что он умеет чувствовать.

Понятие фактуры – одно из самых распространенных в речи фотографа, объясняется как совокупность интерьера, фона и типажа героя снимка. Валерий говорит, что, попадая в определенную ситуацию, он понимает, что здесь получится удачный снимок. Правда, к этому нужно быть готовым заранее! Он убежден, что работа фотографа индивидуальна, а при коллективных съемках трудно сделать хороший кадр. В пресс-турах с большим количеством фотографов больше приходится думать о том, как найти нестандартный ракурс. Кроме того, есть редакционные стандарты, в которых также нужно уметь найти себя.

– Победный снимок в конкурсе «Славим человека труда» получился во время работы над материалом о традиции тюменского ковроткачества, – рассказал Валерий Бычков. – Вместе с искусствоведом Натальей Сезевой мы ездили к потомственной мастерице Августе Васильевне Риффель, в девичестве Шабановой, которая и живет в деревне Шабаново. Уже по этому можно представить себе глубину сохранения традиции. Ей 83 года, она вырастила шестерых детей, у нее была нелегкая судьба. На ее лице написано все  о жизни… О многом говорят и руки мастера – это важная деталь снимка, и если мы говорим о человеке труда, стараемся это подчеркивать.

Увидеть сюжет

Есть мнение, что фотография как вид искусства с приходом цифровой техники убивается, ведь сейчас можно снимать даже на телефон. Но  и в этом случае может получиться гениальный снимок, важно увидеть сюжет, уловить своеобразный миг жизни, ведь другого такого не случится. Затем нужно из множества кадров выбрать лучший, и лишь единицы фотографов могут сами отбирать свои снимки. Как правило, это делает кто-то из коллег, ведь им проще отрешиться от ситуации, которая была во время съемки.

– В последнее время я увлекся съемками сюжетов на природе, – делится планами на будущее Валерий Бычков. – Представьте, как сложно сделать кадр псовой охоты, когда собака гонится в поле за зайцем или лисой. Ее не попросишь остановиться, поднять лапу для кадра… Особенности нашей профессии в том, что кто-то из фотографов может увидеть сюжет в природе, но не находит себя в портрете. Могу сказать, что мне ближе не статичная съемка, а динамичный репортаж!

Профессиональный праздник – День российской прессы – принес очередную награду одному из тех, кто делает нашу газету. В номинации «Мастер своего дела» конкурса «Славим человека труда» первая премия досталась Валерию Бычкову за фотографию «Ковровщица».

Брать интервью у коллеги по редакции приходится нечасто, тем интереснее было взглянуть на него с «профессиональной» точки зрения. Готовясь к рассказу о человеке, прежде всего пытаешься заранее узнать подробности его биографии, профессиональные достижения, мнения знающих людей. Даже в день, который был назначен для интервью, Валерия было сложно «отвлечь» от работы – беседа прерывалась съемками и звонками с просьбами «срочно скинуть фотографии». И это тоже многое говорит о человеке и его отношении к выбранному делу жизни.

Валерий всегда очень тщательно работает с героями съемок, конечно, когда время и условия позволяют это делать. Он немногословен, но настойчив, буквально двумя-тремя словами убеждает человека выполнить его просьбу, нужную для создания очередного шедевра. В чем-то его работа напоминает работу скульптора, отсекающего от камня все лишнее, с той разницей, что он удаляет из кадра то, что может помешать восприятию сюжета.

– Увлечение фотографией для меня началось традиционно – со школьного кружка, – вспоминает Валерий Бычков. – Затем учеба в Тюменском государственном университете на факультете журналистики. Начинал как пишущий журналист, работая в «Сибирском издательском доме» над книгами, посвященными Тюменской области. Приходилось много ездить по командировкам, готовить материалы и иллюстрации к ним. Проще фотографировать, когда знаешь, о чем собираешься написать…

Позднее увлечение фотографией поглотило его без остатка. Свой выбор Валерий объясняет тем, что эта работа больше соответствовала его темпераменту, и говорит, что занимается ей  с большим удовольствием. Лишь немного сетует о том, что  в редакционной текучке не всегда хватает времени на темы, которые нравятся больше всего... А ведь такие снимки и становятся лучшими!

– Мы начинали работать с пленкой, которая дисциплинирует, – убежден Валерий Бычков. – Она не позволяла, в отличие от современных цифровых камер, «долбить как пулеметчик». Для хорошей фотографии не требуется делать десятки кадров с одним и тем же сюжетом: нужно заранее представить картинку и выстроить композицию. Ответственную съемку всегда планируешь заранее, что помогает экономить время и располагает к тебе людей.

Руки мастера

Рассказывая об участии в конкурсе «Славим человека труда», Валерий упомянул, что представление о рабочих профессиях требует серьезного изменения. Производство сейчас становится все более технологичным, в цехах практически нет людей, поменялись и лица наших современников – в глазах нет той искорки, какая была раньше. Поэтому задача фотографа, который должен привлечь внимание к людям труда, становится особенно сложной.

– Фотограф снимает душу, которую еще нужно уметь разглядеть, – делится Валерий Бычков. – Те, кто работает в офисах, зачастую выглядят надменными, но  и в них нужно увидеть простого человека.

С рабочими людьми легче вступить в контакт, но не всегда это приводит к хорошему снимку. Мне нравится фотографировать пожилых людей, на лице которых можно прочитать очень многое… Хотя и старики сейчас меняются: иногда думаешь, разглядывая журналы, зачем из 60-летнего человека делать куклу Барби? Ведь морщины выглядят естественно, они украшают человека и показывают, что он умеет чувствовать.

Понятие фактуры – одно из самых распространенных в речи фотографа, объясняется как совокупность интерьера, фона и типажа героя снимка. Валерий говорит, что, попадая в определенную ситуацию, он понимает, что здесь получится удачный снимок. Правда, к этому нужно быть готовым заранее! Он убежден, что работа фотографа индивидуальна, а при коллективных съемках трудно сделать хороший кадр. В пресс-турах с большим количеством фотографов больше приходится думать о том, как найти нестандартный ракурс. Кроме того, есть редакционные стандарты, в которых также нужно уметь найти себя.

– Победный снимок в конкурсе «Славим человека труда» получился во время работы над материалом о традиции тюменского ковроткачества, – рассказал Валерий Бычков. – Вместе с искусствоведом Натальей Сезевой мы ездили к потомственной мастерице Августе Васильевне Риффель, в девичестве Шабановой, которая и живет в деревне Шабаново. Уже по этому можно представить себе глубину сохранения традиции. Ей 83 года, она вырастила шестерых детей, у нее была нелегкая судьба. На ее лице написано все  о жизни… О многом говорят и руки мастера – это важная деталь снимка, и если мы говорим о человеке труда, стараемся это подчеркивать.

Увидеть сюжет

Есть мнение, что фотография как вид искусства с приходом цифровой техники убивается, ведь сейчас можно снимать даже на телефон. Но  и в этом случае может получиться гениальный снимок, важно увидеть сюжет, уловить своеобразный миг жизни, ведь другого такого не случится. Затем нужно из множества кадров выбрать лучший, и лишь единицы фотографов могут сами отбирать свои снимки. Как правило, это делает кто-то из коллег, ведь им проще отрешиться от ситуации, которая была во время съемки.

– В последнее время я увлекся съемками сюжетов на природе, – делится планами на будущее Валерий Бычков. – Представьте, как сложно сделать кадр псовой охоты, когда собака гонится в поле за зайцем или лисой. Ее не попросишь остановиться, поднять лапу для кадра… Особенности нашей профессии в том, что кто-то из фотографов может увидеть сюжет в природе, но не находит себя в портрете. Могу сказать, что мне ближе не статичная съемка, а динамичный репортаж!



Руководители китайской компании «Тайхэ Шэньси» посетили Тюменскую область

21 ноября

О чем будут говорить на форуме «Россия зовет!»

21 ноября