×
В социальных сетях
В печатной версии

Как возместить причиненный вред?

26.12.2013
00:28

Как возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков приобретенного товара или необеспечения его безопасности, результата работы или услуги, либо предоставления ему недостоверной информации? В чем отличие материального вреда, причиненного потребителю, от морального? В редакционной почте нередко встречаются письма с просьбами об оказании помощи в защите нарушенных прав потребителей.

На вопросы читателей газеты «Тюменская область сегодня», касающиеся возмещения причиненного вреда вследствие недостатков приобретенного товара или услуги, отвечает ведущий юрис-консульт отдела по защите прав потребителей департамента потребительского рынка администрации г. Тюмени Олег Борисович Костин (тел. (3452) 51-09-40):

– В действующем законодательстве используются понятия «материальный вред» (применительно к потребителю это вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков товара, результата работы или услуги, либо предоставления неполной или недостоверной информации о них) и «моральный вред» (физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его права потребителя).

Материальный вред подлежит возмещению в полном объеме продавцом или изготовителем товара (по выбору потерпевшего потребителя), исполнителем работы или услуги независимо от его вины и от наличия у него договорных отношений с потерпевшим. Чтобы избежать имущественной ответственности, лицо, которому потребителем предъявлено требование о компенсации материального вреда, должно доказать, что причиной вреда явились непреодолимая сила, либо виновные действия самого потребителя.

Как оценить размер причиненного материального вреда?

Если вы получили бытовую травму вследствие конструктивного недостатка приобретенного автомобиля или серьезно отравились, съев только что купленный в магазине сыр, возмещению подлежит утраченный вами заработок или доход, который вы имели бы за время восстановления поврежденного здоровья (рассчитывается как его среднемесячный размер за предшествующий повреждению здоровья год), а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что вы нуждаетесь в этих видах помощи и ухода и не имеете права на их бесплатное получение (ст. 1085 Гражданского кодекса РФ). Это возмещение выплачивается помесячно, но по вашему обоснованному требованию суд вправе, с учетом материального положения причинителя вреда, обязать его выплатить вам единовременно возмещение в размере, не превышающем обязательства перед вами за три года (ст. 1092 ГК РФ).

Если в результате скачка напряжения в электросети вышли из строя бытовые приборы, или разлом некачественного водопроводного крана привел к заливу соседней квартиры, причинитель вреда обязан возместить все ваши расходы, связанные с устранением последствий причиненного им вреда, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению, если он возник в течение установленного срока их годности или срока службы, а если срок годности или срок службы не установлен, то  в течение десяти лет со дня их производства. Но если срок годности или срок службы не был установлен в нарушение требований Закона, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения (ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»). То же правило действует, если лицо, которому был продан товар, для которого была выполнена работа или которому была оказана услуга, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге).

Компенсация морального вреда

Моральный вред, в отличие от материального, возмещается причинителем вреда только при  наличии его вины, причем независимо от возмещения материального вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии со ст. 15 Закона, размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Это не значит, что вы сами не вправе предъявить тому, кого считаете виновником ваших физических или нравственных страданий, требование о возмещении морального вреда, а он не вправе без решения суда признать и удовлетворить ваше требование полностью или, с вашего согласия, частично. Случаи внесудебного возмещения морального вреда не часто, но встречаются, например, тур-оператор, помимо исполнения основных требований потребителей, выплачивал им определенную сумму или давал скидку на следующую поездку в порядке компенсации неудобств и переживаний, вызванных их ненадлежащим размещением.

Компенсация морального вреда осуществляется исключительно в денежной форме. Согласно ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. К сожалению, понятия «характер страданий» и «степень вины» до сих пор не получили однозначного толкования, поэтому каждому судье в каждом деле, где присутствует такое требование, приходится ориентироваться исключительно на свои ощущения.

Поскольку решение суда о взыскании компенсации морального вреда в сумме меньшей, чем требовал истец (о решениях о взыскании большей суммы не приходилось слышать), должно быть мотивированным, можно проанализировать обстоятельства, учитываемые судьями.

Анализ судебной практики по спорам о защите прав потребителей показывает, что судьи при определении размера компенсации морального вреда принимают во внимание не столько характер страданий и степень вины, сколько общественную опасность нарушения потребительского права (создает угрозу жизни или здоровью людей, их праву на жилище и т.д.), продолжительность такого нарушения (как долго потребители испытывали неудобства), отношение нарушителя к сложившейся ситуации (осознание своей вины и готовность ее искупить) и его материальное положение (не приведет ли взыскание компенсации к его банкротству). В итоге, как правило, размер взыскиваемой компенсации составляет очень скромную сумму – от 500 до 5 000 руб., к сожалению, не способную стать барьером для нарушителей потребительских прав.

408Просмотров
Комментариев

Читать далее
В течение какого времени продавец обязан удовлетворить требования по возврату денег за товар ненадлежащего качества?
Можно ли записаться к узким специалистам самостоятельно, не посещая поликлинику? 
Положены ли бесплатные лекарства беременным?
Как быть, если авиаперевозчик задерживает рейс? Какие права гарантированы пассажиру в этом случае?
Пришел в магазин с требованием вернуть деньги за товар, но мне ответили, что вернут только при наличии существенного недостатка. Какой недостаток признается существенным?
Если вдруг человека укусит гадюка, какие меры первой помощи нужно предпринять?
Тобольских пенсионеров обучают приемам самообороны на улице. Как посетить такие занятия?
О чем стоит позаботиться, на что обратить внимание, чтобы отдых прошел для ребенка безопасно и с пользой?