Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Ворота в Арктику: забытый первопроходец

«Имя покойного Александра Трапезникова в деле, столь важном, как непосредственное сближение Сибири с Европой через Обь, должно быть поставлено одним из первых, и очень жаль, что оно так скоро забылось, и об экспедициях, Александром Трапезниковым предпринятых, нигде даже не упоминается», - так писал в 1898 году его современник и почитатель Николай Чукмалдин.

Культура, 01:40, 13 декабря 2013,
Слушать новость
Ворота в Арктику: забытый первопроходец. «Имя покойного Александра Трапезникова в деле, столь важном, как непосредственное сближение Сибири с Европой через Обь, должно быть поставлено одним из первых, и очень жаль, что оно так скоро забылось, и об экспедициях, Александром Трапезниковым предпринятых, нигде даже не упоминается», - так писал в 1898 году его современник и почитатель Николай Чукмалдин..

«Имя покойного Александра Трапезникова в деле, столь важном, как непосредственное сближение Сибири с Европой через Обь, должно быть поставлено одним из первых, и очень жаль, что оно так скоро забылось, и об экспедициях, Александром Трапезниковым предпринятых, нигде даже не упоминается», - так писал в 1898 году его современник и почитатель Николай Чукмалдин.

Другой современник свидетельствовал, что Трапезников «везде и у всех своим прямодушным характером, рыцарскою честностью и благородным образом воззрений снискивал себе всеобщее расположение и приобретал неограниченное среди коммерческого люда доверие».

Александр Трапезников считается иркутским и московским купцом, но важная часть его биографии связана и с нашим краем. Не столько из личной выгоды, сколько из желания на собственном опыте убедиться в возможности доставки грузов Северным морским путем из Западной Сибири в Европу и тем способствовать экономическому развитию нашего края Трапезников в 1877 году отправил из Лондона собственный пароход «Луиза». Первый опыт оказался удачным: «Луиза» с грузом европейских товаров благополучно прошла Карское море и прибыла в Тобольск.

На следующий год Трапезников на построенной в Тюмени трехмачтовой шхуне «Сибирь» отправил в Лондон груз сала. По прибытии в Лондон шхуна была освидетельствована обществом Veritas и зачислена в список судов первого класса. Как говорил сам Трапезников, столь успешное начало давало не только надежду на успешное развитие нового вида деятельности, но и нравственно обязывало продолжать начатые опыты для большего убеждения в возможности морских торговых сношений Сибири с Европой.

С этой целью Трапезников построил в Тюмени еще три трехмачтовые шхуны: «Надежду», «Обь» и «Тюмень». В 1879 году отправил их вместе с остававшимся в Обской губе пароходом «Луиза» с пшеницей, салом и спиртом. Эта экспедиция закончилась неудачно. Пароход «Луиза» в результате случившейся аварии и потери руля сел на мель и в августе 1879 года потонул во время сильной бури близ Тазовской губы. Шхуны «Надежда» со спиртом и «Обь» с пшеницей благополучно дошли до Новой Земли, однако не смогли пройти через проливы, которые в том году оказались закрыты льдом. Обе шхуны, оставшиеся на зимовку близ Байдарацкой губы, вследствие сильного напора льдов потерпели полное крушение: «Надежда» осенью 1879-го, а «Обь» весной 1880 года. Тогда же погибла и шхуна «Тюмень», оказавшаяся на мели в Обской губе, хотя и удалось спасти часть груза с помощью специально посланного из Тобольска парохода.

Несмотря на столь серьезные убытки, сам Трапезников по этому поводу никакого сожаления не испытывал и всегда говорил, что «эта его потеря пошла на дело общеполезное и государственное». Для будущих исследователей Северного морского пути после этой экспедиции Трапезников издал отдельной брошюрой метеорологические наблюдения.

«Имя покойного Александра Трапезникова в деле, столь важном, как непосредственное сближение Сибири с Европой через Обь, должно быть поставлено одним из первых, и очень жаль, что оно так скоро забылось, и об экспедициях, Александром Трапезниковым предпринятых, нигде даже не упоминается», - так писал в 1898 году его современник и почитатель Николай Чукмалдин.

Другой современник свидетельствовал, что Трапезников «везде и у всех своим прямодушным характером, рыцарскою честностью и благородным образом воззрений снискивал себе всеобщее расположение и приобретал неограниченное среди коммерческого люда доверие».

Александр Трапезников считается иркутским и московским купцом, но важная часть его биографии связана и с нашим краем. Не столько из личной выгоды, сколько из желания на собственном опыте убедиться в возможности доставки грузов Северным морским путем из Западной Сибири в Европу и тем способствовать экономическому развитию нашего края Трапезников в 1877 году отправил из Лондона собственный пароход «Луиза». Первый опыт оказался удачным: «Луиза» с грузом европейских товаров благополучно прошла Карское море и прибыла в Тобольск.

На следующий год Трапезников на построенной в Тюмени трехмачтовой шхуне «Сибирь» отправил в Лондон груз сала. По прибытии в Лондон шхуна была освидетельствована обществом Veritas и зачислена в список судов первого класса. Как говорил сам Трапезников, столь успешное начало давало не только надежду на успешное развитие нового вида деятельности, но и нравственно обязывало продолжать начатые опыты для большего убеждения в возможности морских торговых сношений Сибири с Европой.

С этой целью Трапезников построил в Тюмени еще три трехмачтовые шхуны: «Надежду», «Обь» и «Тюмень». В 1879 году отправил их вместе с остававшимся в Обской губе пароходом «Луиза» с пшеницей, салом и спиртом. Эта экспедиция закончилась неудачно. Пароход «Луиза» в результате случившейся аварии и потери руля сел на мель и в августе 1879 года потонул во время сильной бури близ Тазовской губы. Шхуны «Надежда» со спиртом и «Обь» с пшеницей благополучно дошли до Новой Земли, однако не смогли пройти через проливы, которые в том году оказались закрыты льдом. Обе шхуны, оставшиеся на зимовку близ Байдарацкой губы, вследствие сильного напора льдов потерпели полное крушение: «Надежда» осенью 1879-го, а «Обь» весной 1880 года. Тогда же погибла и шхуна «Тюмень», оказавшаяся на мели в Обской губе, хотя и удалось спасти часть груза с помощью специально посланного из Тобольска парохода.

Несмотря на столь серьезные убытки, сам Трапезников по этому поводу никакого сожаления не испытывал и всегда говорил, что «эта его потеря пошла на дело общеполезное и государственное». Для будущих исследователей Северного морского пути после этой экспедиции Трапезников издал отдельной брошюрой метеорологические наблюдения.



Уроки родиноведения: скульптор Владимир Шарапов

26 марта

В Тюмени открывается терапевтическая выставка художников из Сибири и Москвы

26 марта