Пернатый бизнес на берегу озера
Кто сейчас главный на подворье Булата Ибраева – гусь или утка, сказать сложно, их баланс зависит от спроса покупателей, на который и ориентируется хозяин. Бизнесмен в деревне – это вам не «белый воротничок», он работает от рассвета до заката. Иметь в личном хозяйстве более двух тысяч птиц – дело нешуточное.
Селяне традиционно занимаются либо земледелием, либо животноводством. Булат же сделал ставку на производство птицы.
– Во дворе родительского дома всегда было много кур и гусей. Теперь и мой дом стоит на самом берегу озера. Работал раньше в совхозе, а когда того не стало, стал голову ломать, чем же заняться. Ответ подсказала сама природа. Да вы посмотрите: какое раздолье вокруг и гладь озерная! Для водоплавающей птицы благодать, – объясняет выбор направления своего бизнеса Булат Ибраев, житель села Полозаозерье Бердюжского района.
Столь многочисленное подворье, пожалуй, единственное не только в этом районе, но и далеко в округе. А начиналось все с малого: купил гусей, потом привез немного уток. Так затянуло «птичье» дело, что не отпускает десяток лет.
– Уже два года разводим до двух тысяч голов, – рассказывает фермер. – Для нас, как для любого производителя, главное – угадать спрос на продукцию. В этом году селяне хорошо покупали утят, только подавай.
Простор на берегу озера позволил Ибраевым разместить птицеферму по соседству с домом. Из построек – дощатые помещения, где зимует, а летом только ночует птица, склад для хранения зерна да рубленая изба для хозяйственных нужд. Здесь с утра до вечера стоит птичий гвалт. Наше появление вызвало откровенный интерес разномастной утиной стаи. Но человек с ведром в руках тут же отвлек внимание пернатых. Сергей Пятанов работает вместе с Булатом с самого начала «птичьего бизнеса».
– Наше дело может показаться неинтересным только незнакомцу. А посидишь, понаблюдаешь за птицей и начинаешь по-иному относиться. Гуси и утки все понимают, соображают, – убежден Сергей. – Куда я – туда и они за мной, мы привыкли друг к другу. Дел мне хватает с утра до вечера круглый год. Только в большие морозы утка не выходит на улицу. А вот гуси, напротив, холода любят, посмотрите, с каким удовольствием купаются в снегу.
– Не надоело ли за десять лет одно и то же, не думали сменить занятие? – допытываюсь.
– Что вы, я птицу уважаю, – ответил Сергей. – Мое дело – кормить уток, цыплят выращивать, ухаживать, сохранять, чтобы они быстрее подрастали, не худели. Чтобы продать людям хороший товар.
Кстати, Пятанов – один из пятерых местных жителей, получивших постоянную работу на птичьем дворе Ибраевых. С апреля до августа хозяйство реализует цыплят. После начинается массовый забой птицы вплоть до Нового года. Все это время семь женщин занимаются ощипом и потрошением тушек. А вот заниматься торговлей фермер не привык, считает, не его это дело. Понимая, что упускает часть прибыли, он всю свою продукцию сдает оптовикам.
– Проблем с реализацией цыплят и мяса птицы сейчас нет, – рассказывает Булат Ибраев. – В последнее время тушки мяса увожу в бердюжский производственно-закупочный кооператив «Энергия». Конечно, выгоднее самому поставлять потребителям готовые полуфабрикаты. Возможно, в будущем и до этого, как говорится, дойдут руки.
А пока для него важнее создать собственную кормовую базу. И птицевод занялся земледелием. Благодаря этому получили постоянное место работы еще трое сельских механизаторов. На 150 гектарах пашни фермер выращивает зерно. Полученного урожая хватит на прокорм хозяйства до следующей осени, а в прошлом году даже продавал излишки. Поскольку за новое для себя дело взялся недавно, приходится разрабатывать дальние угодья, другими невостребованные, хотя это затратно. На банковский кредит Ибраев купил новый трактор «Беларус», нынешним летом к пашне прибавилась сотня гектаров залежной земли.
– Старая техника требует больших затрат на ремонт, работать на ней уже никто не хочет. В перспективе надо склады строить и постепенно обновлять всю технику, – делится планами Булат. – Еще хочу развести индюков.
Спросом сегодня пользуется не только мясо птицы. Хорошую цену дают за гусиное перо. Грандиозных планов полозаозерский фермер не строит, но сворачивать бизнес не намерен. Он работает сам и дает возможность зарабатывать другим.