×
В социальных сетях
В печатной версии

С думами о регионе

23.07.2013
23:54
В предыдущем выпуске газета начала публикацию статьи Владимира Новоселова, ректора ТюмГНГУ, депутата Тюменской областной Думы, члена фракции «Единой России», доктора технических наук, профессора и Виктора Спасибова, доктора технических наук, профессора о развитии региона и приоритетных задачах, стоящих перед органами власти, педагогическим сообществом, бизнесом. Сегодня - завершение публикации.

В предыдущем выпуске газета начала публикацию статьи Владимира Новоселова, ректора ТюмГНГУ, депутата Тюменской областной Думы, члена фракции «Единой России», доктора технических наук, профессора и Виктора Спасибова, доктора технических наук, профессора о развитии региона и приоритетных задачах, стоящих перед органами власти, педагогическим сообществом, бизнесом. Сегодня - завершение публикации.

О школе


В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, развитие его творческих способностей на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. В целом задачи школы состоят в том, чтобы школьник освоил базовое образование и был подготовлен к будущей профессии. Современная школа в области профориентации в значительной степени не выполняет, как было раньше, своих функций. Проблема в том, что главная ее цель сегодня - выдать выпускнику аттестат об общем образовании и чтобы у него был нормальный балл ЕГЭ. От этого может зависеть размер финансирования. Физику, необходимый предмет при поступлении в технические вузы, не включили в обязательный перечень экзаменов, ее сдают только энтузиасты. Учителя «натаскивают» гуманитариев, которые с высоким баллом ЕГЭ успешно поступают в университеты, причем в первую очередь едут в столицу и Санкт-Петербург. Не случайно в лидирующую десятку университетов по среднему баллу ЕГЭ поступивших в 2012 году входят только вузы Москвы и Санкт-Петербурга, а замыкают список окраинные вузы - Якутии, Камчатки и Дальнего Востока. Потом эти выпускники пополняют ряды невостребованных специалистов. Таким образом происходит «вымывание мозгов» из периферийных регионов. Занижена мотивированность в выборе технических профессий и самих школьников. Основные «герои современности» - олигархи, госчиновники с «откатами», банкиры. Судите сами: в этом году, согласно данным Роспотребнадзора, в вузах открыто 416 тыс. бюджетных мест. Плюс немногим меньше платных. И это при том, что в этом году ЕГЭ сдавали 860 тыс. человек. В отнюдь не худшем вузе - Московском государственном индустриальном университете сетуют: «Абитуриенты соглашаются поступать исключительно на гуманитарные специальности. А профильному технологическому факультету грозит недобор». Что уж говорить о периферийных вузах. Школьник - это личность, человек - основа мироздания и школа должна любить, растить его и воспитывать. На каждого школьника должен быть составлен «паспорт», разработан сквозной из класса в класс индивидуальный план его развития. Составлена, как сейчас модно говорить, на каждого транспортная карта.


О профессиональном образовании


Следующий этап становления личности - получение профессии. Для профессионального образовательного учреждения важно осуществить необходимый набор, и желательно качественный. На примере ТюмГНГУ могу отметить, что университет в рамках профориентации проводит дни открытых дверей, приглашает в свои стены школьников, преподаватели выезжают представлять институты и колледжи в базовые города нефтегазовой промышленности. Традиционный арсенал пополняется новыми формами. Ежегодно для старшеклассников в спортивно-оздоровительном формате проводится фестиваль «Мой выбор - нефтегаз!». Удачно прошла акция «Отдохни перед ЕГЭ», в которой приняли участие более пятисот выпускников школ, студенты и выпускники университета, представители бизнеса. Но данная работа проводится в рамках мероприятий. Должна быть постоянная системная работа, направленная на конкретного школьника, в увязке с планами работ школы и бизнеса, используя современные IT. Профессиональное образовательное учреждение должно не в выпускных классах, а гораздо ранее выявлять «своего» абитуриента, вести его из класса в класс, приобщать к своей корпоративной культуре через участие в совместных мероприятиях, спортивных состязаниях, работу в кружках. Знакомить с направлениями подготовки и специальностями. Воспитывать в нем увлеченность, чувство привязанности, а возможно и любви к будущей alma mater.


Бизнес и образование


Правильно выбранная профессия - основа качества специалиста, конечным потребителем которого является бизнес. Однако сегодня небольшая доля бизнеса принимает участие в профориентационной работе. Остальной же пассивно ждет, когда к нему придет готовый специалист, уповая на то, что «я же плачу налоги». Не будем затрагивать моральные аспекты «ответственности перед обществом» и другие. Хотелось бы только отметить, что такая позиция неперспективна. Неправильная профориентация - это нехватка кадров, дополнительные затраты на поиск и приглашение специалистов из других регионов, переподготовка и доучивание до уровня, который существует на производстве. Откуда бизнес ждет квалифицированных специалистов? Из Москвы? Практика показала, что наиболее адаптированными и эффективными специалистами являются местные ребята, подготовленные в нашем регионе. Значит, необходимо сделать наши вузы привлекательными для абитуриентов, чтобы они стали конкурентоспособными даже на мировом уровне. Техническое образование очень дорогое, никакой вуз в одиночку не справится с развитием своей материальной базы. Необходимо заинтересованное, системное участие бизнеса в образовании, в подготовке для себя специалистов, инфраструктурном развитии научной и образовательной деятельности. Мы хотим иметь сов-местные с бизнесом программы научных исследований, позволяющих реализовать научный потенциал вузов (по примеру взаимодействия с ОАО «ЛУКОЙЛ» по передаче на аутсорсинг в ТюмГНГУ блока проектно-изыскательских работ). В западных странах из общего объема инвестиций в науку 80 процентов приходится на бизнес и 20 процентов - вклад государства. У нас же пока обратная пропорция. Школьник при выборе профессии должен быть нацелен на производство. Давайте вспомним хорошо забытое старое, когда предприятия брали шефство над школами, классами. Организовывали экскурсии на современные предприятия. Бизнес должен стать неразрывным звеном в профориентационной деятельности.


О государстве и региональном образовании


Диверсификация экономики должна соответственно изменить и образование. Заинтересованными в этом являются инвесторы, население, вузы, региональная власть. Инвесторы ждут квалифицированные кад­ры, подготовленные на месте, отвечающие всем требованиям конкретного производства, вузы получат заказ на их подготовку, население - престижную работу с высоким уровнем дохода, область - динамичное развитие экономики. Но главенствующим звеном является человек. Кто должен возглавить работу по созданию квалифицированного специалиста по рассмотренной выше цепочке? Одним из инструментов решения этих проблем явилось создание в Тюменской торгово-промышленной палате в 2013 году комитета по вопросам профессионального и бизнес-образования, призванный стать общественной дискуссионной площадкой по выработке вариантов объединения «пограничных слоев» всего процесса профессионального и бизнес-образования, от школьного до послевузовского. Но это общественный совет. Для решения рассмотренных выше проблем нужны определенные правила, нормы, установки, законы. А это прерогатива государства. Взять проблемы школы. Единственной формой выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вузы является ЕГЭ. Но его содержание и форма требуют серьезной модернизации.


Проблемы высшего образования


Только в первой половине девяностых годов покинуло Россию около 80 тысяч ученых, из них более 45 тысяч докторов наук. Беспредельно низок престиж ученых. Если в США 56 процентов населения считает профессию ученого престижной, то в России чуть более одного. И сегодня продолжается утечка молодых научно-педагогических работников высшей квалификации. Более 80 процентов подготовленных кандидатов наук уходит из стен университета в течение трех лет после защиты диссертации. Основной причиной является более чем трехкратный разрыв в оплате труда по сравнению с нефтегазовой отраслью. Происходит вымывание средней возрастной группы высококвалифицированных специалистов. Государство взяло курс на поддержку сильных вузов. ТюмГНГУ и ТюмГУ принимают участие в конкурсах и выигрывают гранты, в частности, стали победителями конкурса среди российских вузов «Программа развития инновационной инфраструктуры», «Конкурса программ стратегического развития вузов России». Чтобы стать действительно сильными, необходим другой уровень финансирования, а значит, другой статус - «национально-исследовательский университет» или «федеральный университет».


Создание университета такого уровня требует объединения усилий органов власти и бизнеса. Субъекты федерации (Красноярский край, Томская, Ростовская, Архангельская области и другие) активно участвуют в развитии своих ведущих университетов. Так, например, создание Сибирского федерального университета (г. Красноярск) потребовало комбинированного финансирования в размере 19 млрд. руб. (федеральный бюджет, бюджет Красноярского края, ОАО «Роснефть» и другие). В Послании Федеральному Собранию 2013 года президент Российской Федерации Владимир Путин заявил: «Было бы правильно, чтобы приоритетную поддержку получили те вузы, которые работают в регионах, сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов, вместе с ними продвигают научные исследования и разработки, чьи выпускники уже в период учебы связывают свое будущее с тем местом, где они живут и учатся».


О распределении бюджетных мест


ТюмГНГУ, играющий ключевую роль в социально-экономическом развитии Западно-Сибирского региона, не может удовлетворить полностью заявки от предприятий реального сектора на выпускников (по направлению «Нефтегазовое дело» - 729 чел.). В то же время университет в 2013 году получил всего 95 бюджетных мест по этому направлению, а Москва - 186 мест, Санкт-Петербург - 97 мест. Хотя в том же Послании было сказано: ...пора прекратить «практику, когда немалые ресурсы тратятся на подготовку в Москве и Петербурге студентов, которые даже не собираются устраиваться работать по приобретаемой специальности».


В заключение. В данной публикации авторы поставили в качестве главной задачу обозначить проблемы, совместными усилиями найти пути их решения, которые способствовали бы созданию богатого и благополучного региона. Мы отчетливо понимаем, что ближайшие годы будут решающими не только для страны, а практически для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен. Ужесточается конкуренция за ресурсы, и не только за нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы. Кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли нации, каждого из нас, от способности к движению вперед и к переменам.


Мы не считаем здесь высказанное истиной в последней инстанции и приглашаем к дискуссии на страницах газеты представителей родительского, педагогического, вузовского и других сообществ, бизнеса и органов государственной власти, результаты которой могли бы стать основой для выработки мер по решению приоритетных проблем региона.


Окончание. начало в 127 от 23 июля


Владимир НОВОСЕЛОВ, ректор ТюмГНГУ, депутат Тюменской областной Думы, член фракции «Единой России», доктор технических наук, профессор
Виктор СПАСИБОВ, доктор технических наук, профессор

285Просмотров
Комментариев

Читать далее
Сегодня можно только порадоваться за всех тюменцев, - это один из редких, последних солнечных дней уходящего лета.
22 августа в День Государственного флага РФ, в Тюмени на набережной реки Туры состоялась праздничная акция, в ходе которой флаг России водрузили на высшую точку моста Влюбленных.
24  августа 2017 года редакция газеты «Тюменская область сегодня» совместно с управлением Росреестра по Тюменской области проводит прямую телефонную линию. Специалисты Росреестра расскажут о простоте, оперативности, доступности регистрации прав в электронном виде.
Не знаю, как у вас, читатель, но на даче у меня поднят Государственный флаг Российской Федерации, чем горжусь.
Зверь был замечен в районе села Каменка.
Сегодня в День государственного флага культурно-досуговые учреждения Тюмени предлагают горожанам участвовать в праздничных мероприятиях.
Народные гулянья, развлекательные программы и масса праздничных сюрпризов в день празднования образования Тюменской области состоялись не только в областном центре, но и в других муниципалитетах. 
Глава региона Владимир Якушев расскажет о том, как решается проблема самого сложного участка транспортной магистрали Уват – Салым, готовы ли школы к новому учебному году, а также ответит на вопросы жителей региона.