×
В социальных сетях
В печатной версии

Заря православия в Сибири

18.07.2013
02:47

28 июля – День крещения Руси


Пути Господни, как известно, неисповедимы… Примерно так можно сказать и о путях распространения идей христианства на территории Сибири. Хотя традиционно принято считать, что христианство перешагнуло через отроги Урала одновременно с походом Ермака, в чьей дружине по неточным сведениям был священник и даже несколько монахов, но, по мнению автора этих строк, распространение христианства шло более сложным путем, о чем говорят исследования последних лет.

Пути проникновения христианства в Сибирь

Выделяются два направления проникновения христианства в Сибирь: южное, когда один из маршрутов Великого шелкового пути в VI–VII вв. стал проходить по территории Южного Казахстана и Семиречья; и северное – путь новгородских первопроходцев в Зауральскую Югру, о чем сообщается в Ипатьевской летописи еще в 1096 г. Если рассматривать этот процесс более предметно, то по южному направлению в I тыс. н. э. наблюдается проникновение с Ближнего Востока в Центральную Азию учения манихейства и христианства. В начале IV в. в Мерве создается епископство.

В результате раскопок там обнаружены христианский монастырь и некрополь, где велись захоронения по христианским обрядам с III по VI века н. э. Из Мерва в VII–VIII веках христианское учение распространяется в города Южного Казахстана и Семиречья. Именно в VI-VII веках на юге Западной Сибири происходило бурное формирование и развитие городов Отрар, Тараз, Навакент, Испиджаб, где распространилась одна из ветвей раннего христианства, известная как несторианство. Хотя в 431 г. на соборе в Ефесе несторианство было осуждено и азиато-сибирская его ветвь постепенно угасла, но, надо
полагать, народы юга Западной Сибири получили представление об основах христианского вероучения. Так что, если быть объективным, христианство на юг Сибири пришло на несколько веков ранее, нежели в Киевскую Русь. Другой вопрос, что в силу исторических причин оно здесь просуществовало относительно недолгий срок и сегодня этот факт как бы не учитывается современными историками христианства. Тем более любопытно осознавать, какие препоны и преграды пришлось преодолеть этому учению, прежде чем были очерчены современные географические контуры его существования.

Другое направление, северное, связано с продвижением русских на северо-восток азиатского континента, что было вызвано интересами торговли. Товары Сибири ценились не только на Руси, но и в европейских странах (меха, моржовый клык, бивни ископаемых мамонтов). Из Ипатьевской летописи можно заключить, что путешествие в Югру в XI в. совершалось неоднократно. Маршрут русских землепроходцев проходил с р. Вычегды на р. Печору, далее вверх по р. Щугору за Урал в бассейн р. Северной Сосьвы. Существовал и другой путь, известный как «полунощный», – с Печоры на Усу, потом на Урал на р. Собь. Этими маршрутами русские путешественники пользовались, вероятно, с XI по XVII вв.

Русь и Зауральская Югра

История взаимоотношений Руси и Зауральской Югры рисует разнообразные русско-угорские контакты – военные, политические, торгово-обменные, даннические. Несомненно, что при этом языческое население Югры получило некоторые представления о христианстве от русского православного населения. Если оценивать степень развития различного рода контактов, то можно отметить, что в первое время (XI–XIV вв.) они имели не только военно-грабительский характер, но и торгово-обменный, на что указывает значительное число археологических находок русских вещей и местных подражаний им в пределах лесного Зауралья и Нижнего Обь-Иртышья. Появление первых русских вещей за Уралом относится к XI в., а наибольшее их распространение в домонгольское время приходится на XII–XIII вв.

Именно новгородцы стали не только первопроходцами в Югру, но и сумели обложить данью местное население, и в летописях XII века Югра называется в числе данников Великого Новгорода. Но из-за отдаленности данническая зависимость Югры была в значительной мере призрачной, и сборщики дани часто прибегали к силе оружия, о чем имеются неоднократные свидетельства в летописях. Первая новгородская летопись сообщает о походе в 1104 г. за данью вооруженного отряда под руководством воеводы Ядрея. Среди ратников находился и некий поп Иванка Леген. Кроме совершения необходимых для православных воинов треб и церковных служб поп Иванка вполне мог выполнять и роль проповедника христианских идей во время переговоров и неформальных контактов с местным населением.

В пользу знакомства югорских народов с христианством говорит и ряд археологических находок в Западной Сибири. Одна из них – бронзовый равноконечный крест, обнаруженный археологами в погребении второй половины X–XI вв. н. э. при раскопках в 1998 г. Сайгатинского могильника близ Сургута. Подобные кресты, в том числе с изображением распятий, были широко распространены на территории Древней Руси и сопредельных территориях.

Не менее любопытна архео-логическая находка на городище Уки II (Уватский район): в виде круглой бляхи-подвески из листовой меди с изображением креста. Руководивший раскопками городища Могильников делает по этому поводу осторожное предположение: «Как знать, может быть, эта бляха с изображением креста отражает попытку обращения в христианство местных жителей или хотя бы воспроизведения отдельных элементов этой религии».

В 1383 г. была основана Пермская епархия и началась активная христианизация коми-зырян, которая стала надежной опорой в овладении Северным Приуральем, а затем и Югрой. После поражения Новгорода в борьбе с Московским княжеством северные владения новгородцев перешли к Москве. В 1465 г. югорские князья Калпик и Течик приняли русское подданство. В 1472 г. с присоединением к Москве Перми Великой восточные владения Руси вплотную подошли к Югре.

В 1483 г., во время военного похода московской рати, на Оби были захвачены в плен хантыйские князья, в том числе «большой» князь Молдан и два сына князя Екмычея. Для их возвращения на родину весной 1484 г. в Москву прибыло посольство югорской знати с подарками Ивану III и просьбой отпустить пленников. Трудно не предположить, что югорская знать не посетила ни один из московских храмов, а вполне возможно, что кто-то из них пожелал принять крещение. Во всяком случае через сто с небольшим лет такие явления были отнюдь не редки, о чем свидетельствуют документы того времени.

При этом и православная церковь проявляла интерес к жителям северных земель: когда в конце 1484 г. князья Кодского княжества, располагавшегося на Нижней Оби, прибыли в резиденцию епископа Пермского в Усть-Вымский городок на Вычегде, то владыка заключил с ними мирный договор о прекращении нападений на пермские земли и князья присягнули на верность Московскому Великому князю.

Изложенные факты заставляют посмотреть на проблему христианизации аборигенов Сибири несколько иначе и не считать окончательной и бесспорной общепринятую дату их знакомства с православием в конце XVI – начале XVII вв.

787Просмотров
Комментариев

Читать далее
Концерт в честь празднования Дня области проходил в рамках федерального проекта "Праздник песни".
Центры занятости населения Тюменской области регулярно организуют профориентационные встречи.
Губернатор Владимир Якушев развеял опасения охотников.
Кульминацией празднования 73-й годовщины со дня образования области стало чествование земляков, прославивших своим трудом и поступками малую родину.
В Пенсионном фонде РФ по Тюменской области назвали информацию о перерасчете пенсии за детей, рожденных до 1991 года, неточной.
В рамках проекта «Мои права» профессиональные юристы консультируют предпринимателей и рядовых обывателей жителей района.
Работой над мобильным приложением, ориентированным на помощь призывникам и их семьям занялись активисты программы «Достойный выбор».
В сквере шахматистов прошел спортивный праздник для детей, отдыхающих в летнем школьном лагере.