×
В социальных сетях
В печатной версии

Сподвижник Петра I – первый историк России

02.07.2013
00:23

Погружаясь в прошлое России, двигаясь во временном потоке ее истории, испытываешь чувство гордости за предков. Мы не просто осмысливаем их деяния, но переживаем события того времени всей силой чувств, с ними связаны наши интересы, страсти, стремления. Не претендуя на полноту освещения всей деятельности первого историка нашего Отечества Василия Татищева (1686–1750), понимая, что вряд ли возможна объективная оценка столь неординарной личности, тем более что о нем написано огромное количество работ в разное время, а память, как известно, обладает свойством эстетизировать, смещать акценты.

Василий Татищев родился в селе Болдино, ныне Солнечногорский район Московской области. Его родословная связана с Рюриковичами, образование получил в артиллерийской школе, продолжил обучение инженерному делу, артиллерии и математики в Германии, одновременно выполнял различные дипломатические поручения.

Как и великий Ломоносов, Татищев был одним из первых энциклопедистов своего времени, обладавшим обширным умом, находившим применение в многосторонней деятельности на благо России. Русский ученый-исследователь сказал новое слово в области истории, философии, географии, проявил себя как финансист, естествоиспытатель, горный инженер, математик, археолог, лингвист, ученый юрист, политик, публицист, просвещенный общественный практический деятель и талантливый администратор. К перечисленному нужно еще добавить, что Татищев сформулировал педагогическую теорию и практику, когда открывал школы, его исследования в области экономики, труды по механике, геометрии, металлургии, минералогии, военному делу, гомеопатии, искусству фортификации и градостро­ительства до сих пор представляют большой интерес.

Сподвижник Петра I, он про­явил бесстрашие при взятии Нар­вы, в Полтавской битве и Прусском походе 1711 года, был ранен. Бывая за границей, Татищев собрал немалое число книг, его библиотека насчитывала несколько тысяч томов, что само по себе для России первой четверти XVIII века явление уникальное, он был одним из образованнейших людей своего времени.

В 1741–1745 гг. был астраханским губернатором, выполнял самые сложные поручения Пет­ра I. Однако нужно признать, что его рвение честно служить России, стремление к «истинному благополучию» всех людей не находило понимания у власти, не однажды он подвергался опале, остракизму. Последние пять лет он провел в имении Болдино, где интенсивно занимался научными изысканиями и хозяйственной деятельностью. За два дня до смерти Василий Никитич выбрал место для

погребения на кладбище, за­явив сопровождавшим его слугам, что он умрет через сутки. Когда вернулся домой, его ждала приятная весть: курьер из столицы привез указ императрицы Елизаветы Петровны, что Татищев не виновен и полностью оправдан, а также награждается за труды орденом Александ­ра Невского. Ученый написал благодарственное письмо императрице и вернул орден как уже ненужный. Через сутки Василий Никитич причастился и исповедался. Как и предсказывал, он покинул этот, не до конца познанный им мир...

Татищев, обладая большими организаторскими способностями, практически осуществляя планы Петра I, связанные с вестернизацией России, каждую свободную минуту читал книги европейских мыслителей, в основном философов: Локка, Бейля, Гоббса, Лейбница, Вольфа. Не без влияния этих авторов складывались собственные философские воззрения русского мыслителя.

Василий Татищев на практике стремился искоренять невежество людей посредством развития образования в стране и считал, что философия отвечает на самые сложные вопросы: что такое Бог, человек, его «физия» и «дух», как они между собой соотносятся и правомерно ли говорить об их смертности и бессмертии. По мысли Татищева, цель человеческой жизни – учение, развитие разума, усво­ение добра и отвращение от зла. Смысл науки – самосовершенствование и самопознание человека, деятельность его на пользу государства и общества.

Ученый создал своеобразную квалификацию наук, разделив их на полезные для общества (все естественные и гуманитарные науки, сюда включил богословие и философию) и тщетно бесполезные (алхимия, астрология, хиромантия, шаманство). В конце жизни ученый намеревался создать подобие словаря русской философской терминологии.

В реальной жизни мыслитель придавал религии большое государственное значение и считал, что она охраняет народные массы от пороков и преступлений, сам отличался набожностью, исполнял православные обряды предков.

Исторические сочинения Татищева вдохновлялись национальным самосознанием, в исследовании и изучении русского прошлого он находил удовлетворение патриотическому чувству родины. Будущий историк стал им в силу необходимости: работая на Урале, занимаясь географией, он осознал необходимость в исторических сведениях, увлекся историей, и на это увлечение ученым потрачено четверть века. Татищев собрал огромный архив, в котором наличествовали древние летописи и предания, ранее не известные историкам. Впервые в русской историографии им предпринята попытка найти закономерности в развитии человеческого общества, он пытается обосновать причины возникновения государственной власти.

Историк вводит в научный оборот тексты «Русской правды» и «Судебника Ивана Грозного 1550 года» с подробным комментарием, он положил начало развитию в России этнографии, источниковедения, создал грандиозный исторический труд из пяти книг «История Российская с самых древнейших времен», написанных на основе многочисленных русских и иностранных источников. Сохраняя язык летописей и других источников, ученый почти каждому дает суждения и примечания, убеждая читателей, что положительные и отрицательные примеры истории полезны и необходимы для воспитания подрастающих поколений. Великий историк Соловьев так оценил исторический труд первого историка России: «Заслуга Татищева состоит в том, что он первый начал дело так, как следовало начать: собрал материалы, подверг их критике, свел летописные известия, снабдил их примечаниями: географическими, этнографическими и хронологическими, указал на многие важные вопросы, послужившие темами для позднейших исследований, собрал известия древних и новых писателей о древнейшем состоянии России, одним словом, указал путь и дал средства соотечественникам заниматься русской историей».

Одновременно Татищев составляет первый русский энцик­лопедический словарь «Лексикон Российский». В «Духовной книге моему сыну» он советует воспользоваться его трудами и следовать его нравственным, базовым ценностям. Как истинный христианин, он не может не думать о том, какое поколение людей придет после него. Вчитываясь в произведения Василия Татищева, проникаешься гордостью за страну, в которой рождались такие титаны мысли, отдавшие полностью себя, свой талант служению России.

151Просмотров
Комментариев

Читать далее
Заявки на конкурс можно подать до 3 сентября.
Серия профориентационных мероприятий для детей проходит этим летом под руководством опытных психологов из центра занятости населения Тюмени и Тюменского района.
В течение дня в Тюмени вновь ожидается повышенная облачность.
В Пенсионном фонде РФ по Тюменской области назвали информацию о перерасчете пенсии за детей, рожденных до 1991 года, неточной.
В рамках очередного «Коворкинг-тура» все желающие могут получить навыки необычной технике росписи по ткани, традиционно практикуемой индонезийцами.
Школьники соревновались познаниями в геологии и палеонтологии со сверстниками из 6 стран.
Концерт в честь празднования Дня области проходил в рамках федерального проекта "Праздник песни".
Центры занятости населения Тюменской области регулярно организуют профориентационные встречи.
Популярные статьи