×
В социальных сетях
В печатной версии

Послушайте легенды седого Иртыша

05.06.2013
00:41

Уватский краеведческий музей радует посетителей интересными экспозициями


Более шести тысяч экспонатов хранится в Уватском музее «Легенды седого Иртыша». Самому древнему из них – без шуток! – 450 миллионов лет. О листке тропического дерева гингко написала «Книга рекордов Тюменской области» как  о старейшем музейном экспонате. Засвидетельствовать факт существования реликвии и сфотографироваться с мамонтенком не прочь были и журналисты «Тюменской области сегодня». 

Современного посетителя одними рассказами экскурсовода не заговоришь, ему прогрессивное оформление подавай да начинку покреативней. Уватцы стремятся сделать свое детище одним из ведущих центров истории и краеведения в Тюменском регионе, и потому для создания экспозиций потребовалась изрядная доля новшеств музейных технологий.

Хранилище истории 

А началась история музея аж  в 1967 году. Активный и инициативный учитель истории Клавдия Кручинина организовала в Уватской средней школе комнату боевой и трудовой славы. В классном кабинете разместились преимущественно материалы о земляках – участниках гражданской и Великой Отечественной войн.

Эстафетную палочку подхватил ученический отряд «Поиск» в 1989-м. Ребята под руководством историка Людмилы Телегиной собирали экспонаты для музея, изучали документы по истории Уватского района в архивах родного села, а также Тобольска, Тюмени и Москвы.

Все, что удалось отыскать школьникам, легло в основу экспозиции Уватского краеведческого музея, который открылся 1 февраля 2007 года по инициативе тогдашнего главы районной администрации Юрия Свяцкевича.

Многие мероприятия, проводимые в музее, стали ежегоднми: например, историко-краеведческая игра «Наследники» среди поисковиков района, победители которой регулярно становятся призерами областного уровня, акция «Ночь в музее» и творческие вечера, при-уроченные к праздничным датам. В стенах учреждения культуры действуют многочисленные передвижные выставки и проводятся мастер-классы.

От каменного века до нефтяного фонтана 

Обширная экспозиция, разместившаяся в восьми залах Уватского краеведческого музея, последовательно ведет нас по временной лестнице.

Открывает экскурсию легенда о золотой бабе – знаменитом хантыйском идоле, исчезнувшем четыре века назад во время штурма казаками Демьянского городка, располагавшегося на территории района.

– Скульптура – целиком и полностью плод воображения мастера, – поясняет сотрудник му-зея Ольга Бронникова. – Тем не менее за основу взято описание из Кунгурской летописи.

В полумгле взору посетителей открывается муляж жертвенника со стоящей над ним фигурой идола. По одной из версий, золотая баба – жена главного хантыйского бога Торума, которая дает и отнимает жизнь, помогает женщинам при родах, защищает дом  и очаг. Коренные народы Севера верят: если принести жертву идолу, заветное желание непременно сбудется. Просителей, по всему видать, много: подножие жертвенника щедро усыпано купюрами и монетами.

Второй зал посвящен природе Уватского края и народам, его населяющим. Медведь, разоряющий хантыйский лабаз, лось, укрывшийся в водо-еме от назойливого гнуса, заяц, спасающийся от волка, лисы и рыси, фигура охотника в одежде хантыйского покроя... Миниатюрные сценки воссозданы на фоне панорамы, запечатлевшей природу края, и усилены звуковым сопровождением, воссоздающим голоса природы.

Что происходит в жилище под покровом ночи? Таинственные шорохи, пугающие звуки – дом как живое существо предстает перед нами в зале «Русская изба конца XIX–начала XX века». Сотрудники музея воссоздали типичный для того времени интерьер и сопроводили экспозицию скрипом половиц, завыванием ветра, хпопаньем ставен, храпом хозяина и даже шагами домового. В скудно освещенном пространстве не сразу разглядишь кровать, где под одеялом угадываются очертания человеческого тела. Жутковато...

Одними из первых не побоялись перебраться в суровый край ямщики и священники. Истории освоения обширной территории Уватского района посвящена одна из экспозиций.

Сохранились документы первого преподавателя Уватского сельского училища Анны Одинцевой, которая приехала сюда в 1895 году и вышла замуж за священника Иосифа Захарова. А далее последовал целый ряд политических катаклизмов, которые разрушили привычный уклад жизни: Октябрьская революция, восстание в 1921-м и период репрессий 1930-х годов. По рассказам Ольги Бронниковой, период раскулачивания не обошел стороной и далекий Сибирский край. В официальных государственных документах Уватский район значился как АгроГУЛАГ:

– На нашей территории было образовано сорок спецпоселков, в которых проживали переселенцы не только с юга Тюменского края, но  и из Челябинской, Курганской и других областей. Карту одного из таких спецпоселков по памяти нарисовала Валентина Усольцева: ее привезли на Север двухлетней девочкой с записью в документах: «кулак».

О жизни района в годы Великой Отечественной войны расскажет экспозиция шестого зала. Макеты оружия тех лет, фронтовые письма, фотографии, награды, личные вещи бойцов и предметы, найденные поисковиками на полях сражений, – все это бережно хранится в музейных витринах.

Повествование о начале войны сопровождается звукозаписью с речью Молотова от 22 июня 1941 года. Из Уватского района ушли на фронт более трех тысяч человек, из них более двух тысяч не вернулись домой.

– Мы гордимся своими героями, – говорит Ольга Васильевна. – В Уватском районе родились два Героя Советского Союза: Яков Неумоев и Григорий Кошкаров.

Седьмой зал посвящен промышленному освоению природных богатств края. Пройдя по дороге-лежневке, посетители видят палатку геологов, строящееся железнодорожное полотно, добычу охотопромышленников и инструменты лесников. Завершает экспозицию рассказ о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района.

И Смуту мы смогли преодолеть...

Наше пребывание на Уватской земле совпало с открытием в стенах музея новой передвижной экспозиции «Преодоление Смуты в России в начале XVII века».

Это уникальное собрание отсканированных копий исторических документов, гравюр, картин и других изображений, посвященных периоду Смутного времени в России. Оригиналы документов хранятся в музеях Федерального архивного агентства.

Смута – один из самых тяжелых и трагических периодов в истории Российского государства. Не случайно историки называли его гражданской войной. Для того времени характерен глубокий кризис в экономической, социальной и духовной сферах. В России начала XVII столетия назрела необходимость перемен. Экспозиция повествует о ключевых этапах Смутного времени – от смерти Ивана Грозного до укрепления российской государственности и начале правления династии Романовых.

В 2013 году в России отмечают четырехсотлетие окончания Смутного времени.

Масштабный благотворительный проект, подготовленный Альфа-Банком, газетой «Комсомольская правда» совместно с Федеральным архивным агентством, одновременно проводится в сорока крупнейших городах России в мае–июне 2013 года. Вслед за жителями мегаполисов с уникальными историческими документами познакомятся и люди в малых населенных пунктах. Обещают, что экспозицию региональным музеям преподнесут в дар.

Кстати, экспозиция «Пре-одоление Смуты в России в начале XVII века» гостит и в Тюмени. Выставка разместилась в музее-усадьбе Колокольниковых.

566Просмотров
Комментариев

Читать далее
Артисты театральной студии «Тишина» представили на суд публики постановку по бессмертному произведению Гоголя.
В честь знаменитого уроженца Заводоуковска в городской библиотеке, носящей его имя, проходит цикл литературных вечеров.
Участника полуфинала  телепроекта НТВ «Ты супер!» Руслана Чванько приглашают на концерты и большую сцену.
Цикл бесед и выставок, посвященных 73-й годовщине со дня образования Тюменской области, проводит областная научная детская библиотека имени Лагунова.
Пятеро наших земляков, чьи аккаунты популярны в Интернете, поучаствуют в международном проекте «Культурица».
Около сотни человек пришли на массовый показ «Летней театральной школы» в «Космосе», пишет "Мой портал".
Продолжается Успенский пост, начавшийся 14 августа. Он небольшой и продлится по 27 августа. 
Изначально  фестиваль затевался бардовским в дополнение к уже существующим Грушинскому и многим его аналогам, но очень быстро стал пополняться многочисленными авторами любительской поэзии, которые вскоре из просто зрителей превратились в полноценных участников хотя бы потому, что то один, то другой исполнитель пел песни на их слова.