Искусство ездить по расписанию
Уровень транспортного обслуживания жителей областного центра растет
– Эти «Жигули»
чем думают, я не знаю.
Под ногами крутятся,
крутятся, крутятся…
(Рубик Хачикян,
персонаж художественного
фильма «Мимино»)
За годы, прошедшие после выхода на экраны гениальной комедии Георгия Данелии, чудо-изделий Волжского автозавода на дорогах стало меньше, чем иномарок, но высказанное персонажем Фрунзе Мкртчяна отношение водителей машин с большим литражом к легковушкам, пожалуй, не изменилось. Во всяком случае «рулевым» тюменских маршрутных автобусов больше всего головной боли доставляет легковой транспорт.
Если вы привыкли находиться на рабочем месте «с девяти до шести», то режим труда, при котором то и дело надо просыпаться в четыре утра и ложиться в два ночи, наверняка покажется вам экстремальным. Однако в городском хозяйстве не одна тысяча таких жаворонков и одновременно сов. В их число входят водитель Валерий Климов и кондуктор Мария Черноносова, работающие в Тюменском пассажирском автотранспортном предприятии № 1.
На них равняются коллеги
Валерий курсирует по строго выверенной траектории в городской черте с 1995 года, а до этого 15 лет водил междугородные и пригородные автобусы. Вся жизнь транспортника подчиняется строгому графику, поэтому когда Климову выпадает «открывать» движение, на конечной (или в данном случае начальной) остановке он появляется в шестом часу утра.
В противоположном случае, то есть когда приходит черед завершать трудовой день транспортной сети, в гараж Валерий возвращается после полуночи. Естественно, по воле плана работ водитель может, например, опоздать к новогоднему столу. Либо покинуть его первым, не притронувшись к бокалу с шампанским. Аналогичный распорядок у Марии за исключением разве что последнего пункта.
За долгие годы в профессиях наши новые знакомые стали теми, на кого равняются коллеги. Безаварийная езда, минимум нареканий со стороны пассажиров, почетные грамоты и премии от предприятия – все это характеризует работу Климова и Черноносовой. По словам начальника колонны № 1 ТПАТП-1 Сергея Зырянова, водителя отличает искусство ездить по расписанию. Почему-то одни могут всегда приезжать на остановки вовремя и выполнять при этом план сбора выручки, а другим это не удается ни при каких обстоятельствах. Климова смело можно отнести к числу первых. А еще, между прочим, Валерий – почетный донор, что тоже многое говорит о человеке.
– Мария Черноносова – честный человек, принципиальный, – отмечает Сергей Зырянов. – В обязательном порядке проверяет, по правильному ли документу осуществляется проезд. Работающие с ней водители говорят, что с ней легко работать и план всегда выполняется. Сам часто езжу на автобусе и вижу кондукторов на нашем транспорте и на частном. Есть невнимательные работники, могут пропустить безбилетника. У Марии такого не бывает.
Чтобы попытаться представить, каково сейчас работать на пассажирском транспорте, корреспонденты газеты напросились на поездку в ЛиАЗе с экипажем Климов – Черноносова. В тот день график привел их на 15-й маршрут.
У стартовой остановки «Рабочий поселок» – привычное столпотворение. Владельцы легковушек, работающие на близлежащем предприятии (пока не будем позорить его нелестным упоминанием в печати), заполонили как площадку для отстоя, так и разгонную полосу. В условиях, когда автобус должен пройти по маршруту с точностью до минуты – а именно этого добиваются сейчас и автохозяйства, и городские власти, – у человека за рулем сразу возникают сложности.
– Утром и вечером сплошной поток транспорта из Антипино и Боровского подолгу не дает вырулить на дорогу, – сетует Валерий Климов.
– Остановки по всему маршруту забиты автомобилями. Службы, занимающиеся эвакуацией машин, припаркованных в неположенном месте, контролируют ситуацию в центре города, а вот на окраинах нарушителям правил дорожного движения почти ничего не угрожает.
График и трафик
У кондуктора свои заботы. Марию Черноносову удручает агрессия, настрой на конфликт, с годами все больше проявляющиеся в пассажирах. Предлогом для препирательств у некоторых может оказаться даже номинал монет, которые они получают в качестве сдачи, словно работник транспорта должен возить за собой сейф с дензнаками любого достоинства.
– Касса предприятия принимает любые деньги, поэтому стараюсь мелочь сдавать туда, – рассказывает Мария Черноносова. – Но иногда нет возможности дать пассажиру рубль сдачи иначе, чем двумя монетами по 50 копеек. И тут раздаются такие оскорбления, что вслух не сказать...
Заместитель генерального директора по эксплуатации акционерного общества ТПАТП № 1 Александр Страдчук подтверждает: труд кондуктора специфичен, тяжел. В течение дня ему нужно наладить психологический контакт, пусть кратковременный, с несколькими тысячами человек. Что-то подобное, наверное, испытывает продавец в супермаркете, но там покупатели идут с товаром, зная, что за него нужно заплатить деньги. А в автобусах встречаются люди, которые пускаются на любые уловки, чтобы проехать бесплатно. Работа не для каждого, многие не выдерживают. Хотя есть пример Зинаиды Иевлевой, которая продолжает трудиться в 65 лет.
– Напряженный график работы, трафик на улицах, много светофоров и пешеходных переходов, – перечисляет Александр Страдчук особенности работы на самых загруженных маршрутах. – Тем не менее вопросы качества и культуры обслуживания всегда находятся под контролем. Стараемся, чтобы кондукторы были вежливыми, чаще улыбались. В коллективе в основном работники старше 40 лет, то есть не новички, имеют стаж свыше 15 лет, много награжденных грамотами Министерства транспорта и почетными знаками. С 1 мая ожидается повышение заработной платы, поэтому надеемся, что еще больше высококвалифицированных водителей заинтересуются работой на благо горожан.
Отдельно стоит сказать о нареканиях. Автотранспортники, с которыми довелось пообщаться, не сговариваясь делятся ощущением, что для некоторых тюменцев написать жалобу – дело чуть ли не жизненной необходимости. В ПАТП-1 существует комиссия, разбирающая обращения пассажиров и принимающая решения о взысканиях, но зачастую оказывается, что претензии жалобщиков не обоснованы ничем. В случае же если водитель или кондуктор не правы, их ждет наказание вплоть до лишения премиальных.
Больше автобусов, больше маршрутов
Слова Александра Страдчука подтверждаются и общегородскими данными. Так, согласно информации департамента дорожной инфраструктуры и транспорта администрации Тюмени, в 2012 году было принято 140 654 телефонных звонка от граждан, в том числе 10 263 жалобы и предложения (остальное составили сведения справочного характера). После обработки 8 031 жалоба перенаправлена в адрес перевозчиков.
Помимо этого, проведено 5 322 проверки работы пассажирского транспорта на линии. Выявлено 984 нарушения, составлено 597 актов-рапортов и 59 актов административного правонарушения.
Усилия чиновников и предпринимателей этой отрасли не остаются незамеченными горожанами. Опрос 8 546 жителей Тюмени, проведенный в январе и феврале региональным информационно-аналитическим центром «Сотрудничество», показал, что городским властям за год удалось существенно снизить актуальность транспортной проблемы: по данным социологов, ее считают острой только 18 процентов тюменцев.
В 2013 году на реализацию мероприятий по повышению качества транспортного обслуживания населения Тюмени область и город потратят 984,697 миллиона рублей (448,497 миллиона – бюджет региона и 536,200 миллиона – бюджет муниципалитета). В частности, планируется обустройство 10 остановочных пунктов с устройством заездных карманов, посадочных площадок и остановочных павильонов, а также установка 28 павильонов ожидания транспорта.
Будет продолжена работа по обновлению подвижного состава. За счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования намечено приобрести 80 автобусов, в том числе 50 большой вместимости и 30 малой вместимости. В связи с перераспределением транспортных потоков организована работа по изменению и открытию новых маршрутов. В течение года их список увеличится на три.
Репортаж из городского автобуса с небольшим экскурсом в планы транспортников хочется завершить цифрами и эмоциями. За одну смену на 15-м маршруте экипаж машины трудовой совершает шесть рейсов, накрутив на спидометр 155 километров. Несколько арифметических действий позволяют подсчитать – водитель и кондуктор всего за год с небольшим совершают поездку, равную... длине земного экватора.
Уважайте работников транспорта, тюменцы, и ваше отношение к ним окупится сторицей.
мнения
Галина ЗАМЫШЛЯЕВА,
пенсионер:
– Работу пассажирского транспорта Тюмени отличает прекрасная регулярность маршрутов. Нет проблем уехать в любой конец города в течение дня. Труднее вечером, но это объяснимо – пассажиропоток ведь уменьшается. Отрадно, что многие водители отказались от курения на рабочем месте. Очень благодарна властям и транспорт-никам за то, что у пенсионеров появилась возможность ездить в маршрутках. Это просто замечательно.
Владимир КУДРЯШОВ,
водитель:
– Общественным транспортом пользуюсь не каждый день, но всегда замечаю, какая это непростая работа. При этом сам не сталкивался с грубостью или хамством со стороны водителей и кондукторов. Мне кажется, люди качественно делают необходимую всем работу. Да и в целом заметны перемены только к лучшему – все время появляются новые автобусы, в них чисто и просторно, открываются новые маршруты.
Геннадий ПРЯДКО,
служащий:
– По долгу службы часто доводится бывать в других регионах, и ситуация с городским транспортом во многих городах просто аховая! Автобусами называют грязные грохочущие коробки; у них какие-то невероятные трехзначные номера маршрутов, да еще с дополнительными буковками; в маршрутные такси народ утрамбовывается, как сельдь в бочку. На этом фоне Тюмень выглядит верхом цивилизации, я счастлив, что живу в таком городе.