×
В социальных сетях
В печатной версии

Абалакская икона – достояние Сибири

По Владимиру Далю, известному русскому писателю и лексикографу, слово «знамение» означает знак, признак, примету; клеймо, печать; явление природы или чудо для знаменованья, доказательства, предвещанья чего-либо. В 1636 году благочестивой вдове Марии из селения Абалак под Тобольском явилась во сне икона Божией Матери с изображенными по сторонам иконы Николаем Чудотворцем и Марией Египетской. 
Предвестие

Богородица повелела построить в Абалаке церковь во имя иконы с приделами этих двух святых. Вдова из боязни не спешила рассказать о сне и тогда получила грозные видения с требованием исполнить указание. По распоряжению архиепископа началась постройка храма – иконы в камне.

Через год в Тобольске для строящегося храма была написана икона Божией Матери «Знамение» по обету парализованного крестьянина Евфимия. Образ написал протодиакон Тобольского кафедрального собора Матфей. После написания иконы крестьянин полностью выздоровел. Весть о чудотворной иконе распространилась по всей России. Образ исцелял болящих и немощных, оберегал от злых людей – в том же XVII веке записали более 130 случаев помощи от чудотворной иконы.

До революции Абалакская икона являлась самой почитаемой святыней на Урале и в Сибири, а ее многочисленные списки находятся в храмах и монастырях Омска, Челябинска, Красноярска,Томска, Иркутска, Тюмени, Ишима. Образ, к сожалению, не сохранился. По одной из версий икону вывезли за пределы России во время гражданской войны. А может, она никогда не покидала Тобольска? В Абалакском монастыре находится один из ее списков одинаковой величины с оригиналом, его называют «Наместницей».

Летом 2011 года началась акция «Возвращение Абалакской иконы», получившая благословение архиепископа Тоболького и Тюменского Димитрия. Она организована совместно с Тобольско-Тюменской епархией при поддержке средств массовой информации. Целью акции является поиск первообраза и ранних копий иконы Абалакской Божией Матери, сбор
информации, связанной с чудотворным образом и с его известными копиями, привлечение внимания широкой общественности к историко-культурному наследию Тобольска и Абалакского Свято-Знаменского монастыря.

Шадринская загадка

Шадринск когда-то был купеческим городом, его жители  построили девять храмов. Оставив в стороне улицу Тюменскую, подъезжаем к Свято-Николаевскому храму, где нас встречает настоятель протоиерей Михаил (Тихонов). Церковь большая, двухэтажная, шестипридельная, ей более двух сотен лет. В годы гонений ее закрыли, разорили. Вновь она открылась в 1991 году. Именно здесь находятся два списка сибирской святыни, общее число которых, пожалуй, едва ли известно в настоящее время.

Один из списков предположительно относится к XIX веку. Краски довольно яркие, но есть ряд значительных отличий от тобольской «Наместницы». Однако наше внимание привлек другой образ, который, вероятно, должен быть старше XIX века, судя по значительно выцветшим краскам.

В нем, как и в разыскиваемой иконе, много декоративных элементов, включая жемчужные обнизи поручей и нимб Богоматери, декоративное украшение полей иконы, хотя и отсутствует сложный орнамент в нимбе. Кто пожертвовал иконы и как они попали в храм, теперь едва ли можно установить.

В Спасо-Преображенском соборе мы увидели еще одну икону «Знамение», но с изображенными по сторонам иконы Николаем Чудотворцем и митрополитом Алексием. Там же встретились с редчайшим чудом – «удвоением» икон.

В 2007 году сняли надвратный Нерукотворный образ Спасителя, чтобы почистить от пыли. Когда убрали стекло, прикрывавшее икону, то увидели на нем «отпечатавшийся» четкий лик Иисуса Христа, будто вышитый белыми нитями.

Итоги

Историю появления списков чудотворной иконы Абалакской Божией Матери «Знамение» и время их написания нам не удалось установить – слово за историками, искусствоведами, исследователями.

Например, редактор сайта храма «Порт-Артурской иконы» в Кургане, бывший инженер «Курганмашзавода», член Зауральского генеалогического общества Николай Павлов приводит перечень известных ему абалакских икон. Во-первых, это оригинал Абалакской иконы (1637 г.) – версия о том, что он может находиться в Австралии, не подтвердилась. Далее следует список Абалакской иконы (конец XVII – начало XVIII вв.), хранящийся в запасных фондах Третьяковской галереи в Москве. Довольно широко известна чудотворная икона Абалакской Божией Матери (предположительно начало XIX века), находящаяся около двух веков в Петропавловском храме г. Куртамыша в Курганской области. Копия   Абалакской иконы находится в Шадринске в Никольской церкви (XIX век или  ранее). Списки разыскиваемого первообраза можно увидеть в епархиальном пресс-центре в Кургане (конец XIX в.), в Санкт-Петербурге, Омске, Екатеринбурге, в других городах и селах.

В Знаменском кафедральном соборе Тюмени также можно найти копию сибирской святыни. В том же Знаменском соборе в конце 20-х годов прошлого века бесследно исчез местночтимый чудотворный образ Божией Матери «Знамение», написанный в XVII веке. На его месте помещен список.

Время собирать камни...

[gallery link="file" columns="8"]

310Просмотров
Комментариев

Читать далее
На улице Розы Люксембург, что проходит вдоль тобольского холма, расположено много памятников архитектуры, но особо выделяется среди них красно-кирпичное здание римско-католического храма Пресвятой Троицы.
История о том, как сбываются мечты, если в них искренне верить.
Валерия Борисова из 15-ти лет своей жизни уже 12 выходит на сцену.
Исетское творческое объединение «Родник» дружит с литклубом «Истоки» села Кодское Курганской области.
В течение 2016-17 учебного года воспитанники Ярковской детской музыкальной школы ездили на множество конкурсов и ни разу не возвращались без наград.
Вокалисты группы «От Афгана до Чечни» покоряют сердца земляков и поднимают дух патриотизма
Елена Половинкина и Мария Плотникова не только играют в фолк-группе, но и занимаются народными ремеслами и исторической реконструкцией
В Заводоуковском городском округе  проживает 36 участников Великой Отечественной войны.