×
В социальных сетях
В печатной версии

Благородные задачи Тюменского госуниверситета

В Тюменском государственном университете состоялись выборы ректора на последующий пятилетний срок. Избранный большинством голосов Валерий Фальков дал эксклюзивное интервью корреспонденту газеты. 
– Валерий Николаевич, прежде всего разрешите поздравить вас от имени редакции газеты с избранием на должность ректора ТюмГУ.Расскажите, что является для вас первоочередным в работе на этом посту?

– В деятельности ректора можно увидеть ряд направлений, в каждом из которых имеются первоочередные задачи. Однако самым важным, интегральным направлением считаю умение привлекать в университет новые таланты. Тюменский государственный университет должен стать самым перспективным и интересным вузом для выпускников школ, а также учащихся других высших образовательных учреждений, желающих продолжить обучение в магистратуре.

Приоритетное внимание намерены уделить качеству отбора тех, кто поступает в ТюмГУ.

Не видим вуз в качестве ог­ромного университета, предоставляющего массовое образование – хотя масштабы Тюменского госуниверситета позволяют этого достичь. Наша задача – предложить настолько комфортные условия для обучения, чтобы к нам шли самые талантливые выпускники школ. В течение многих лет университет проводит олимпиады среди школьников, в его стенах работает гимназия. В целом ставим перед собой задачу выйти за пределы статуса регионального вуза.

Одним из важных критериев такого отбора являются результаты Единого государственного экзамена. Средний балл ЕГЭ у первокурсников, поступивших в ТюмГУ на бюджетные места в 2012 году, составил 69,7 (в расчете на один предмет). В этом году планируем выйти на проходной балл свыше 70, а это уже означает «вхождение в высшую лигу» среди вузов.

На мой взгляд, главной движущей силой университета на пути к поставленной цели являются люди: как студенты, так и сотрудники университета.

Коллеги в учебных аудиториях, научных лабораториях и рабочих кабинетах – вот «золотой фонд» университета и главный объект внимания. Необходимо раскрыть потенциал уже работающих сотрудников вуза, но нужны и новые люди – как преподаватели, так  и управленцы. Для достижения данной цели намерены использовать следующую стратегию: во-первых, научиться на системной основе привлекать в вуз действительно лучших на академическом рынке труда российских и зарубежных специалистов. И не для чтения одной-двух лекций, а на срок от двух недель до одного семестра, с заранее запланированной нагрузкой по базовым учебным курсам.

Тогда тюменские студенты получат возможность прослушать курс, например, по теплофизике, прочитанный одним из ведущих специалистов в данной области знаний.

Это ни  в коей мере не умаляет квалификации профессоров ТюмГУ, просто такая практика позволит поддерживать ведущий на нынешний день международный уровень преподавания.

Во-вторых, не менее важно сделать университет самым привлекательным работодателем для лучших выпускников тюменских вузов.

Отдельная и важная тема – использование потенциала уже работающих сотрудников. Не секрет, что  у многих преподавателей вуза запредельная учебная нагрузка. Выход из создавшейся ситуации возможен в реализации права преподавателей на творческий отпуск с целью подготовки научных работ – конечно, при соблюдении определенных условий и на конкурсной основе.

Также возможно ранжирование учебной нагрузки в зависимости от научных достижений преподавателя. Чем выше научная эффективность, тем меньше учебная нагрузка.

– Какие наиболее актуальные задачи развития вуза ставите перед собой в первый год работы на посту ректора?

– Актуальных задач несколько. Первая – совершенствование кадровой политики. Вторая – активизация научной деятельности в стенах вуза. Третья – реформирование системы управления. В качестве других приоритетных задач назову создание комфортных, в том числе и бытовых условий для студентов, сохранение благоприятного морально-психологического климата в университете, дальнейшее решение вопросов безопасности и, конечно же, постоянное внимание к вопросам раскрытия личностного потенциала студентов, обучающихся в вузе. Последнее означает и создание условий для того, чтобы студентам было интересно посещать лекции и семинары, заниматься исследовательской работой.

– Как оцените потенциал ТюмГУ к моменту вашего вступления в должность?

– Прежде всего отмечу, что среди вузов нашей страны можно выделить четыре основных категории: федеральные университеты, исследовательские университеты, ведущие вузы России и все остальные высшие учебные заведения. Тюменский государственный университет относится к категории ведущих вузов, и мы ставим перед собой задачу перейти в «лигу» исследовательских университетов. Для этого за последние годы сделано многое по разным направлениям, и прежде всего в формировании лабораторной базы. Университет выиграл ряд значимых общероссийских конкурсов. Вместе с тем, и мы ясно это осознаем, университет сегодня должен развиваться еще быстрее, чем вчера.

– Каким вам видится будущее Тюменского государственного университета как исследовательско-образовательного центра?

– Несомненно, светлым – если ответить однозначно. Если же говорить развернуто, то прежде всего необходимо помнить, что любой серьезный университет является исследовательским. Вопрос лишь в качестве и объеме проводимых в его стенах исследований. Соответственно, стремимся к созданию такого вуза, который выделялся бы среди себе подобных качеством и объемом исследований. Это, в свою очередь, означает, что основная часть преподавателей университета вовлечена в исследовательскую работу.

Убежден, что как классический университет мы должны заниматься как фундаментальными, так  и прикладными исследованиями. Однако проводить их следует с прицелом на потребности региона.

В частности, необходимо четко осознавать, что  в Тюменской области создается нефтехимический кластер, и глава региона четко обозначил роль университетской науки в его развитии. Специалисты ТюмГУ в настоящее время работают по подготовке кадров и проведению исследований в рамках формирования в регионе туристической

индустрии. Также перед сотрудниками и руководством ТюмГУ стоит серьезная задача в русле помощи региональным предприятиям в выработке стратегии деятельности в рамках Всемирной торговой организации. Совместно с органами областной власти университетом планируется создание Центра ВТО. И это лишь часть из реализуемых вузом проектов.

Отдельный и очень крупный блок деятельности – подготовка кадров для системы общего образования. Подготовка учителей видится как часть нашей миссии. Считаю, что лучшие выпускники ТюмГУ, не только педагоги, но  и  математики, биологи, физики, юристы и представители других предметных наук, должны находить себе место в школах. Это крайне принципиальный вопрос, поскольку конкурентоспособность вуза, безусловно, зависит от работы школы. Качество общего образования и уровень вузовской подготовки тесно взаимосвязаны.

Университет – это место сосредоточения интеллигенции, вуз должен выполнять историческую миссию по формированию интеллектуальной элиты. Именно поэтому так актуален ныне тезис о необходимости формирования интеллигентной личности именно посредством университетского образования. Формирование зрелой личности, не просто образованной, но  и культурно, нравственно развитой, умеющей отделить «зерна от плевел», а доброе от злого – в этом и заключается миссия вузовского образования. Развитие Тюменского государственного университета идет именно в русле этой благородной задачи.

416Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
На минувшей неделе в адрес редакции поступило 36 письменных и устных обращений читателей.
«Целины» в это лето было предостаточно: Якутия, Ямал, Тюмень, Урал, Крым, Краснодар и даже Бангладеш. Подвести итоги в мультицентре «Моя территория» собралось около двух десятков студентов.
Второй год подряд делегация Тюменской области из числа активистов регионального отделения Всероссийского движения «Юнармия» посещает Внешние острова Финского залива.
Трудиться Галина Бенке начала в 1946 году, продолжая учиться в школе, и сейчас, несмотря на преклонный возраст, не мыслит себя без дела. 
Грант в размере 230 тысяч рублей направят на организацию в областной столице школы электронной музыки для молодых людей старше 16 лет.
Благотворительный проект «Клубок надежды» объединил тюменских рукодельниц, готовых безвозмездно помогать детям из детских домов, больниц и неблагополучных семей.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи