Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Сибирские каналы: миф и реальность

Слушать новость
Сибирские каналы: миф и реальность. .

Транспортные артерии для Сибири были и остаются наиболее важной составляющей ее промышленного развития. Хорошо понимали это наши предки, использующие для передвижения главным образом многочисленные сибирские реки.

Их не всегда устраивал маршрут, что предлагала природа – приходилось создавать для сокращения расстояний рукотворные сооружения, зачастую спрямляя русла рек или соединяя меж собой крупные озера.

Каналы в Заболотье?

В настоящее время забылись имена тех, кто этим занимался, да  и сами каналы уже давно стали привычны, неотличимы от существующего ландшафта. Вместе с тем существует ряд легенд и мифов, к чему можно отнести легенду о «Ермаковой перекопи», спрямившей реку Вагай; или укоренившийся миф  о перенесении места впадения реки Тобол в Иртыш на две версты в районе Тобольска при губернаторе Гагарине, что якобы исполнили шведские военнопленные.

…Хорошо помню удивление, когда в начале семидесятых годов двадцатого столетия попал в находящуюся не так далеко от Тобольска (около 70 км) местность, которую принято называть Заболотьем. Там находится великое множество больших и малых озер, в которых вылавливали довольно много рыбы. Удивление было вызвано сетью рукотворных каналов, соединяющих меж собой озера, по которым «заболотские татары», как их называли, передвигались в легких обласках или долбленках из осины. При этом они не использовали весла, а стоя в лодке на коленях, продвигались по каналу с помощью небольших, раздвоенных на концах рогатинок из дерева.

Эти так называемые каналы местные жители зовут «резками», поскольку они были когда-то в прошлом именно прорезаны в болотной толще спрессованных трав с помощью специальных приспособлений или обычных кос. Дело в том, что во многих районах, недаром получивших название Заболотья, водяное пространство покрыто толстым слоем сгнивших трав, которые образовали с годами подушку, толщину которой любительским способом определить затруднительно. Благодаря этому большая часть озер в Заболотье стала доступна для небольших рыбацких лодок. Не знаю, сохранились ли те каналы до настоящего времени, но, несомненно, они являются своеобразными памятниками культурного наследия сибирских аборигенов и могли бы стать объектами для посещения туристов. Насколько мне известно, нет даже единого плана или схемы, на которых была бы изображена сеть заболотских каналов. Хотя на карте, где находится «Малое Заболотье», нанесены линии, соединяющие меж собой отдельные озера.

Хранящийся в фондах Тобольского государственного архива документ назван так: «Дело Тобольского окружного исправника по ходатайству о прорытии канала для соединения реки Иртыша и реки Конда». Датируется он 5 июня 1894 года.

В нем сообщается, что «1 июня 1894 года мы, тобольский окружной исправник Павстинов, тобольский губернский архитектор статский советник Знобишин и земский заседатель 4 участка Тобольского округа Жакаряков посетили местность по речке с целью исследовать возможности прорыть канал для соединения рек Иртыша и Конды».

Рано утром они выехали из деревни Кокуйской (Кокуй), находящейся на берегу Иртыша. Для экспедиции наняли лодку «Кедровка», поднимающую груз до 50–70 пудов. Затем сменили большегрузную «Кедровку» на малые суда «по причине часто встречающихся затруднений движения в этой лодке и разместились в маленьких остятских лодках вместе с проводниками и плыли того в продолжение до вершины речки Тугутки, впадающей в Иртыш».

Путешествие по сибирским каналам

Живое и красочное описание путешествия приведем полностью.

«Дальше уже нельзя было плыть и в маленьких лодках, потому что река совершенно иссякла. Местность здесь представляет сплошные водянистые болота приблизительно до 4-х верст в длину и до 2-х верст в ширину, называемые волоком. Этот волок или перешеек и служит водоразделом систем Иртыша и Конды. По назначенному месту в жидких местах случалось даже тонуть до самой груди, утопая по колено в воде. В особенности трудно доставалось нашим проводникам, которым пришлось тащить на себе лодки и необходимые в пути багажи, и вследствие этого они чаще нашего проваливались по пояс и выше, а местами даже должны были уйти, потому что жидкая поверхность, поросшая болотистым мхом, тонула под ногами и не позволяла идти. Этот способ передвижения до того истощил всех нас, что мы решили остановиться на ночлег в 7 часов вечера, воспользовавшись единственным на пути островком.

На другой день, то есть 2 июня, утром в 5 часов мы двинулись дальше и первые 2 часа пути шли пешком с такими же затруднениями как накануне и лишь около 8 часов утра достигли вершины другой речки Тугутки, впадающей в Конду. Здесь мы сели в лодки и двинулись дальше, но река, сплошь заросшая густой болотистой травой, сильно затрудняла наш путь. Только через 7 часов пути, считая от места, где оканчивался волок и началась вершина Тугутки, мы достигли чистого места речки, где ожидала нас крытая, довольно большая лодка «Каюк».

Дальше речка не представляла уже никакого затруднения для плавания и мы быстро плыли вниз по течению и прибыли к конечной цели нашего пути в Чесногорские Юрты в 9 часов вечера того же 2 июня и здесь ночевали. Обратно двинулись тем же самым путем на другой день, 3 июня, в 3 часа дня, и возвратились в Кокуйскую деревню 4 июня в час ночи, пробыв в пути 35 часов, то есть на 4 часа меньше, чем шли вперед.

Хотелось бы обратить внимание на должности указанных в документе лиц: тобольский окружный исправник – одна из высших губернских должностей; тобольский губернский архитектор – по сегодняшним меркам главный архитектор области; земский заседатель являлся одним из ближайших помощников окружного исправника. Как видим, прокладке канала для соединения Иртыша и Конды придавалось немалое значение.

Рапорт тобольского окружного исправника

В том же деле находится документ, в котором рассматривается возможность привлечения для строительства канала местного населения, что планировалось предпринять на следующее лето.

«В конце минувшего августа месяца в третий раз проплыл по местности, разделяющей системы реки Иртыша и Конды, и убедился, что, для того чтобы осуществить прорытие канала через волок для соединения этих двух рек  и расчистить вершины двух рек Тугуток, не должно встретиться никаких препятствий.

Бывшие со мною спутники русские крестьяне и остяки, живущие постоянно в селениях по реке Конде, вполне знакомы с местными условиями, высказали предположения, что сто человек рабочих, которые обязались выставить работать Кондинской и Меньше-Кондинская волость, в течение одного месяца смогут расчистить ту Тугутку, которая впадает в Конду и прорыть канал на расстоянии около 2-х верст, что же касается другой Тугутки, впадающей в Иртыш, то расчистить и прокопать канал на остальной половине волока придется через наемных рабочих, потому что все это место принадлежит другим вотчинникам.

Работать будет удобней всего начать 20–25 мая  и продолжать до 20 июня, после чего у остяков начинаются обыкновенно рыбные промыслы и их необходимо тогда распустить по домам. Необходимо заблаговременно закупить и доставить на место до начала работы следующие предметы: горбушки с кольцами для продевания веревки, заступы, топоры, точила, брусья, двух- и трехконечные пилы, веревки к лодкам. Хотя предположено, что остяки (сто человек) будут работать бесплатно, но необходимо будет давать им наземную пищу, потому что во время работы они будут лишены возможности отлучаться для ловли рыбы для себя, и приготовить заблаговременно запасы пищи на все время работы остяки не имеют средств».

Вполне возможно, что этот канал существует, но ныне пришел в негодность. Со страниц газеты хотелось бы обратиться к тем, кто может внести ясность в данный вопрос. Все это лишний раз напоминает, как мало мы знаем о том, что происходило в не столь давние исторические времена и как мало ценим сделанное нашими предками. Напрашивается вывод, что  и к нашим деяниям потомки будут относиться точно так же, без всякого почтения и интереса, что уже само по себе печально.

Транспортные артерии для Сибири были и остаются наиболее важной составляющей ее промышленного развития. Хорошо понимали это наши предки, использующие для передвижения главным образом многочисленные сибирские реки.

Их не всегда устраивал маршрут, что предлагала природа – приходилось создавать для сокращения расстояний рукотворные сооружения, зачастую спрямляя русла рек или соединяя меж собой крупные озера.

Каналы в Заболотье?

В настоящее время забылись имена тех, кто этим занимался, да  и сами каналы уже давно стали привычны, неотличимы от существующего ландшафта. Вместе с тем существует ряд легенд и мифов, к чему можно отнести легенду о «Ермаковой перекопи», спрямившей реку Вагай; или укоренившийся миф  о перенесении места впадения реки Тобол в Иртыш на две версты в районе Тобольска при губернаторе Гагарине, что якобы исполнили шведские военнопленные.

…Хорошо помню удивление, когда в начале семидесятых годов двадцатого столетия попал в находящуюся не так далеко от Тобольска (около 70 км) местность, которую принято называть Заболотьем. Там находится великое множество больших и малых озер, в которых вылавливали довольно много рыбы. Удивление было вызвано сетью рукотворных каналов, соединяющих меж собой озера, по которым «заболотские татары», как их называли, передвигались в легких обласках или долбленках из осины. При этом они не использовали весла, а стоя в лодке на коленях, продвигались по каналу с помощью небольших, раздвоенных на концах рогатинок из дерева.

Эти так называемые каналы местные жители зовут «резками», поскольку они были когда-то в прошлом именно прорезаны в болотной толще спрессованных трав с помощью специальных приспособлений или обычных кос. Дело в том, что во многих районах, недаром получивших название Заболотья, водяное пространство покрыто толстым слоем сгнивших трав, которые образовали с годами подушку, толщину которой любительским способом определить затруднительно. Благодаря этому большая часть озер в Заболотье стала доступна для небольших рыбацких лодок. Не знаю, сохранились ли те каналы до настоящего времени, но, несомненно, они являются своеобразными памятниками культурного наследия сибирских аборигенов и могли бы стать объектами для посещения туристов. Насколько мне известно, нет даже единого плана или схемы, на которых была бы изображена сеть заболотских каналов. Хотя на карте, где находится «Малое Заболотье», нанесены линии, соединяющие меж собой отдельные озера.

Хранящийся в фондах Тобольского государственного архива документ назван так: «Дело Тобольского окружного исправника по ходатайству о прорытии канала для соединения реки Иртыша и реки Конда». Датируется он 5 июня 1894 года.

В нем сообщается, что «1 июня 1894 года мы, тобольский окружной исправник Павстинов, тобольский губернский архитектор статский советник Знобишин и земский заседатель 4 участка Тобольского округа Жакаряков посетили местность по речке с целью исследовать возможности прорыть канал для соединения рек Иртыша и Конды».

Рано утром они выехали из деревни Кокуйской (Кокуй), находящейся на берегу Иртыша. Для экспедиции наняли лодку «Кедровка», поднимающую груз до 50–70 пудов. Затем сменили большегрузную «Кедровку» на малые суда «по причине часто встречающихся затруднений движения в этой лодке и разместились в маленьких остятских лодках вместе с проводниками и плыли того в продолжение до вершины речки Тугутки, впадающей в Иртыш».

Путешествие по сибирским каналам

Живое и красочное описание путешествия приведем полностью.

«Дальше уже нельзя было плыть и в маленьких лодках, потому что река совершенно иссякла. Местность здесь представляет сплошные водянистые болота приблизительно до 4-х верст в длину и до 2-х верст в ширину, называемые волоком. Этот волок или перешеек и служит водоразделом систем Иртыша и Конды. По назначенному месту в жидких местах случалось даже тонуть до самой груди, утопая по колено в воде. В особенности трудно доставалось нашим проводникам, которым пришлось тащить на себе лодки и необходимые в пути багажи, и вследствие этого они чаще нашего проваливались по пояс и выше, а местами даже должны были уйти, потому что жидкая поверхность, поросшая болотистым мхом, тонула под ногами и не позволяла идти. Этот способ передвижения до того истощил всех нас, что мы решили остановиться на ночлег в 7 часов вечера, воспользовавшись единственным на пути островком.

На другой день, то есть 2 июня, утром в 5 часов мы двинулись дальше и первые 2 часа пути шли пешком с такими же затруднениями как накануне и лишь около 8 часов утра достигли вершины другой речки Тугутки, впадающей в Конду. Здесь мы сели в лодки и двинулись дальше, но река, сплошь заросшая густой болотистой травой, сильно затрудняла наш путь. Только через 7 часов пути, считая от места, где оканчивался волок и началась вершина Тугутки, мы достигли чистого места речки, где ожидала нас крытая, довольно большая лодка «Каюк».

Дальше речка не представляла уже никакого затруднения для плавания и мы быстро плыли вниз по течению и прибыли к конечной цели нашего пути в Чесногорские Юрты в 9 часов вечера того же 2 июня и здесь ночевали. Обратно двинулись тем же самым путем на другой день, 3 июня, в 3 часа дня, и возвратились в Кокуйскую деревню 4 июня в час ночи, пробыв в пути 35 часов, то есть на 4 часа меньше, чем шли вперед.

Хотелось бы обратить внимание на должности указанных в документе лиц: тобольский окружный исправник – одна из высших губернских должностей; тобольский губернский архитектор – по сегодняшним меркам главный архитектор области; земский заседатель являлся одним из ближайших помощников окружного исправника. Как видим, прокладке канала для соединения Иртыша и Конды придавалось немалое значение.

Рапорт тобольского окружного исправника

В том же деле находится документ, в котором рассматривается возможность привлечения для строительства канала местного населения, что планировалось предпринять на следующее лето.

«В конце минувшего августа месяца в третий раз проплыл по местности, разделяющей системы реки Иртыша и Конды, и убедился, что, для того чтобы осуществить прорытие канала через волок для соединения этих двух рек  и расчистить вершины двух рек Тугуток, не должно встретиться никаких препятствий.

Бывшие со мною спутники русские крестьяне и остяки, живущие постоянно в селениях по реке Конде, вполне знакомы с местными условиями, высказали предположения, что сто человек рабочих, которые обязались выставить работать Кондинской и Меньше-Кондинская волость, в течение одного месяца смогут расчистить ту Тугутку, которая впадает в Конду и прорыть канал на расстоянии около 2-х верст, что же касается другой Тугутки, впадающей в Иртыш, то расчистить и прокопать канал на остальной половине волока придется через наемных рабочих, потому что все это место принадлежит другим вотчинникам.

Работать будет удобней всего начать 20–25 мая  и продолжать до 20 июня, после чего у остяков начинаются обыкновенно рыбные промыслы и их необходимо тогда распустить по домам. Необходимо заблаговременно закупить и доставить на место до начала работы следующие предметы: горбушки с кольцами для продевания веревки, заступы, топоры, точила, брусья, двух- и трехконечные пилы, веревки к лодкам. Хотя предположено, что остяки (сто человек) будут работать бесплатно, но необходимо будет давать им наземную пищу, потому что во время работы они будут лишены возможности отлучаться для ловли рыбы для себя, и приготовить заблаговременно запасы пищи на все время работы остяки не имеют средств».

Вполне возможно, что этот канал существует, но ныне пришел в негодность. Со страниц газеты хотелось бы обратиться к тем, кто может внести ясность в данный вопрос. Все это лишний раз напоминает, как мало мы знаем о том, что происходило в не столь давние исторические времена и как мало ценим сделанное нашими предками. Напрашивается вывод, что  и к нашим деяниям потомки будут относиться точно так же, без всякого почтения и интереса, что уже само по себе печально.



На выставке «Россия» стенд Тюменской области познакомил гостей с фиджитал-спортом

25 апреля

На реке Ишим в Викуловском районе возник затор

25 апреля