Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Найти и обезвредить

Слушать новость
Найти и обезвредить. .

Многих вредных привычек в детстве поможет избежать родительская любовь


Посеешь привычку – пожнешь характер, гласит русская пословица. А, как известно, сорняки растут куда быстрее, чем полезные плоды. Вот  и получается, что вредные привычки – отрицательные склонности человека, ставшие потребностью и выражающиеся в определенных действиях, закрепляются и со временем становятся «второй натурой».

Все мы родом из детства, и наши вредные привычки зарождаются, как правило, в нежном возрасте. Стоит ли родителям тревожиться, заметив за ребенком ряд особенностей поведения, рассказала психолог агентства развития семейных форм устройства несовершеннолетних Елена Савченкова.

– Елена Александровна, какие из вредных привычек, присущих детскому возрасту, считаются наиболее распространенными?

– Привычка – это своего рода ритуал, который ребенок выполняет всякий раз при возникновении определенных обстоятельств. Чаще всего мы наблюдаем, что дети сосут пальцы, грызут ногти и карандаши, берут в рот посторонние предметы.

– По-моему, через ковыряние в носу проходят все дети. Неужели это тоже из разряда «вредностей»?

– Да, хотя этот процесс довольно безобиден. Чего не скажешь, например, о манере ребенка ябедничать, обманывать или брать чужие вещи. А есть и вовсе опасные привычки, которые могут наносить вред здоровью, причинять физическую боль – скажем, стремление вырывать или выщипывать волосы.

Если на такие привычки не обращать внимания, они могут сильно мешать человеку не только в детстве, но  и в течение всей жизни.

– Откуда берутся вредные привычки у детей? Почему они возникают?

– Как правило, из-за недостатка родительского внимания. Прибегая к подобной привычке, ребенок пытается уменьшить возникающие у него отрицательные эмоции: не­удовлетворенность, противоречивые чувства к близким людям, страх, неуверенность, тревогу, беспокойство, стыд. Если в такой момент малыш предоставлен сам себе, он ищет отраду в окружающих его предметах и доступных своему возрасту действиях. Мама непременно должна участвовать в снятии эмоционального напряжения у маленького ребенка. Родители, знающие потребности своего малыша, – идеальный вариант. Прекрасно, если при этом они активно взаимодействуют с воспитателями и учителями – тогда есть возможность отследить вредную привычку, вовремя обратив на нее внимание. Вообще, ребенок, растущий в гармоничной семье, окруженный любовью и лаской, меньше подвержен риску развития вредных привычек. Если детей воспитывают строго, даже жестко, предъявляют чрезмерные требования, ничего хорошего не жди. Получается, многие из «нехороших» привычек можно предотвратить, уделяя достаточное внимание воспитанию ребенка, прививая ему культуру общения с другими детьми и хорошие манеры поведения.

– Вот родитель заметил, что ребенок грызет ногти или «точит» карандаши, как кролик морковку. Что делать? Какую тактику поведения выбрать взрослым?

– Необходимо проявить мудрость: одергивать, наказывать, стыдить ребенка ни в коем случае нельзя! Это агрессивные способы, которые могут дать обратный эффект, и тогда вредная привычка закрепится у ребенка надолго. Есть большая вероятность того, что, насильно отказавшись от привычки, ребенок тут же заменит ее другой. На мой взгляд, наиболее распространенная ошибка родителей в том, что они запретами, запугиваниями стараются подавить привычку. Правильнее обратить внимание не на саму привычку как данность, а на причину ее появления. Возьмем, к примеру, привычку сосать пальцы: если грудной ребенок тянет кулачок в рот, это может означать, что он голоден или у него режутся зубы. Конечно, в этом случае причин для тревоги нет. Сосательный рефлекс может сохраняться и у детей ясельного возраста. Чаще всего малыши таким образом успокаивают себя, особенно находясь в непривычной для них ситуации. А вот четырехлетний ребенок, сосущий соску или засыпающий с пальцами во рту, – это уже повод для беспокойства. Если малыш ходит в сад, хорошо бы поговорить с воспитателем и понаблюдать, как он ведет себя в группе. Можно обратиться к психологу за помощью и вместе найти для ребенка иные, более адекватные, способы самоуспокоения.

От желания родителей помочь малышу зависит успех избавления от вредной привычки. Например, отучить от грызения ногтей можно при помощи игры: почему бы не предложить ребенку разглядеть под микроскопом микробов на пальцах рук. Малыш лучше усвоит информацию, если вы ее проговорите и покажете наглядно.

Как правило, многие вредные привычки угасают с возрастом, потому что взрослый человек может себя контролировать.

– Однако некоторые из них в буквальном смысле продолжают отравлять человеку всю жизнь. Правда ли, что табакокурение и употребление спиртного в последние годы все чаще встречается среди школьников младшего возраста?

– К сожалению, да. Пагубные привычки – курение, употреб­ление спиртного, энергетиков, наркотиков – это привычки нового поколения, получившие распространение среди школьников. Разумеется, ребята все делают втайне от взрослых, поэтому важно объединить усилия учителей и родителей, чтобы вместе работать на профилактику. В этих случаях важно не допустить повторения ситуации, которая может привести к трагическим последствиям. Если кто-то из взрослых заметил тягу ребенка к сигаретам, спиртному или наркотикам, медлить нельзя: надо обязательно сводить его  к психологу, подростковому наркологу.

Еще одно порождение цивилизации – зависимость от телевизора и компьютера. От длительного просиживания у голубого экрана портится зрение, ухудшается осанка, развивается анемия, появляются проблемы с пищеварением и лишним весом. Как видите, безобидной эту привычку не назовешь.

– Эффективна ли профилактика пагубных привычек, которая проводится в общеобразовательных учебных учреждениях?

– Конечно, эти мероприятия имеют огромное профилактическое значение и помогают уберечь многих детей от вредных пристрастий. Но, на мой взгляд, более пристальное внимание на эту проблему следует обратить родителям, ведь мама и папа – это люди, которым дети подражают в первую очередь. Если члены семьи не подвержены вредным привычкам, ведут здоровый образ жизни, скорее всего, дети не пристрастятся к алкоголю и табаку.

Не менее важны и семейные традиции: вместе собираться за ужином в конце дня, общаться, делиться новостями, вместе проводить выходные на природе, занимаясь активным отдыхом. Все это будет способствовать укреплению внутрисемейных отношений. Таких ячеек общества много, и за них можно только порадоваться.

В общем, постарайтесь стать настоящим другом ребенку, делить с ним его переживания, и тогда потребность в замене этих отношений отпадет сама собой.

Многих вредных привычек в детстве поможет избежать родительская любовь


Посеешь привычку – пожнешь характер, гласит русская пословица. А, как известно, сорняки растут куда быстрее, чем полезные плоды. Вот  и получается, что вредные привычки – отрицательные склонности человека, ставшие потребностью и выражающиеся в определенных действиях, закрепляются и со временем становятся «второй натурой».

Все мы родом из детства, и наши вредные привычки зарождаются, как правило, в нежном возрасте. Стоит ли родителям тревожиться, заметив за ребенком ряд особенностей поведения, рассказала психолог агентства развития семейных форм устройства несовершеннолетних Елена Савченкова.

– Елена Александровна, какие из вредных привычек, присущих детскому возрасту, считаются наиболее распространенными?

– Привычка – это своего рода ритуал, который ребенок выполняет всякий раз при возникновении определенных обстоятельств. Чаще всего мы наблюдаем, что дети сосут пальцы, грызут ногти и карандаши, берут в рот посторонние предметы.

– По-моему, через ковыряние в носу проходят все дети. Неужели это тоже из разряда «вредностей»?

– Да, хотя этот процесс довольно безобиден. Чего не скажешь, например, о манере ребенка ябедничать, обманывать или брать чужие вещи. А есть и вовсе опасные привычки, которые могут наносить вред здоровью, причинять физическую боль – скажем, стремление вырывать или выщипывать волосы.

Если на такие привычки не обращать внимания, они могут сильно мешать человеку не только в детстве, но  и в течение всей жизни.

– Откуда берутся вредные привычки у детей? Почему они возникают?

– Как правило, из-за недостатка родительского внимания. Прибегая к подобной привычке, ребенок пытается уменьшить возникающие у него отрицательные эмоции: не­удовлетворенность, противоречивые чувства к близким людям, страх, неуверенность, тревогу, беспокойство, стыд. Если в такой момент малыш предоставлен сам себе, он ищет отраду в окружающих его предметах и доступных своему возрасту действиях. Мама непременно должна участвовать в снятии эмоционального напряжения у маленького ребенка. Родители, знающие потребности своего малыша, – идеальный вариант. Прекрасно, если при этом они активно взаимодействуют с воспитателями и учителями – тогда есть возможность отследить вредную привычку, вовремя обратив на нее внимание. Вообще, ребенок, растущий в гармоничной семье, окруженный любовью и лаской, меньше подвержен риску развития вредных привычек. Если детей воспитывают строго, даже жестко, предъявляют чрезмерные требования, ничего хорошего не жди. Получается, многие из «нехороших» привычек можно предотвратить, уделяя достаточное внимание воспитанию ребенка, прививая ему культуру общения с другими детьми и хорошие манеры поведения.

– Вот родитель заметил, что ребенок грызет ногти или «точит» карандаши, как кролик морковку. Что делать? Какую тактику поведения выбрать взрослым?

– Необходимо проявить мудрость: одергивать, наказывать, стыдить ребенка ни в коем случае нельзя! Это агрессивные способы, которые могут дать обратный эффект, и тогда вредная привычка закрепится у ребенка надолго. Есть большая вероятность того, что, насильно отказавшись от привычки, ребенок тут же заменит ее другой. На мой взгляд, наиболее распространенная ошибка родителей в том, что они запретами, запугиваниями стараются подавить привычку. Правильнее обратить внимание не на саму привычку как данность, а на причину ее появления. Возьмем, к примеру, привычку сосать пальцы: если грудной ребенок тянет кулачок в рот, это может означать, что он голоден или у него режутся зубы. Конечно, в этом случае причин для тревоги нет. Сосательный рефлекс может сохраняться и у детей ясельного возраста. Чаще всего малыши таким образом успокаивают себя, особенно находясь в непривычной для них ситуации. А вот четырехлетний ребенок, сосущий соску или засыпающий с пальцами во рту, – это уже повод для беспокойства. Если малыш ходит в сад, хорошо бы поговорить с воспитателем и понаблюдать, как он ведет себя в группе. Можно обратиться к психологу за помощью и вместе найти для ребенка иные, более адекватные, способы самоуспокоения.

От желания родителей помочь малышу зависит успех избавления от вредной привычки. Например, отучить от грызения ногтей можно при помощи игры: почему бы не предложить ребенку разглядеть под микроскопом микробов на пальцах рук. Малыш лучше усвоит информацию, если вы ее проговорите и покажете наглядно.

Как правило, многие вредные привычки угасают с возрастом, потому что взрослый человек может себя контролировать.

– Однако некоторые из них в буквальном смысле продолжают отравлять человеку всю жизнь. Правда ли, что табакокурение и употребление спиртного в последние годы все чаще встречается среди школьников младшего возраста?

– К сожалению, да. Пагубные привычки – курение, употреб­ление спиртного, энергетиков, наркотиков – это привычки нового поколения, получившие распространение среди школьников. Разумеется, ребята все делают втайне от взрослых, поэтому важно объединить усилия учителей и родителей, чтобы вместе работать на профилактику. В этих случаях важно не допустить повторения ситуации, которая может привести к трагическим последствиям. Если кто-то из взрослых заметил тягу ребенка к сигаретам, спиртному или наркотикам, медлить нельзя: надо обязательно сводить его  к психологу, подростковому наркологу.

Еще одно порождение цивилизации – зависимость от телевизора и компьютера. От длительного просиживания у голубого экрана портится зрение, ухудшается осанка, развивается анемия, появляются проблемы с пищеварением и лишним весом. Как видите, безобидной эту привычку не назовешь.

– Эффективна ли профилактика пагубных привычек, которая проводится в общеобразовательных учебных учреждениях?

– Конечно, эти мероприятия имеют огромное профилактическое значение и помогают уберечь многих детей от вредных пристрастий. Но, на мой взгляд, более пристальное внимание на эту проблему следует обратить родителям, ведь мама и папа – это люди, которым дети подражают в первую очередь. Если члены семьи не подвержены вредным привычкам, ведут здоровый образ жизни, скорее всего, дети не пристрастятся к алкоголю и табаку.

Не менее важны и семейные традиции: вместе собираться за ужином в конце дня, общаться, делиться новостями, вместе проводить выходные на природе, занимаясь активным отдыхом. Все это будет способствовать укреплению внутрисемейных отношений. Таких ячеек общества много, и за них можно только порадоваться.

В общем, постарайтесь стать настоящим другом ребенку, делить с ним его переживания, и тогда потребность в замене этих отношений отпадет сама собой.



Пакистанский инвестор рассматривает возможность открыть IT-компанию в Тюмени

20 мая

В Тюмени отключат светофоры на улицах Ватутина и Дружбы

20 мая