×
В социальных сетях
В печатной версии

Разрешите пригласить!

 В Тюмени возрождаются балы


«Жизнь нашего века по своим тяжелым условиям дает  мало минут наслаждения и  веселья. Все поглощает жажда наживы, борьба за существование; тысячи мелких  неприятностей отравляют нам жизнь на каждом шагу – и тем дороже для нас то  время, которое мы по какому-нибудь торжественному и особо важному случаю можем посвятить собственному удовольствию». 


(«Сборник необходимых советов и наставлений танцующим», Одесса, 1895 г.)


 

Сентенция из «романтического» далека, из века девятнадцатого, лишь подтверждает непреложную истину: человек не ведает своего счастья и всегда ищет что-то получше. Видимо потому нынче снова входят в моду балы, где все так изящно, красиво, возвышенно. Да и просто заманчиво оказаться на настоящей светской вечеринке, в атмосфере праздника, торжества чудной музыки и танца, в обществе галантных кавалеров и прекрасных дам – точь-в-точь как в XIX веке. Нарядная  публика в декольтированных платьях и при веерах, во фраках и лайковых  перчатках, улыбки, нежный взгляд, поклон, поцелуй руки… Балы в стиле ретро  становятся все более востребованными в том числе и в Тюмени (по осени таковые прошли при достаточном числе интересующегося народа).


 Одна из их организаторов – танцмейстер Светлана Пахомова. Она преподает в Школе исторического светского танца «Дамы и кавалеры» в Доме здоровья по улице Водопроводной, 30 в областном центре. По ее наблюдениям, попав в это царство музыки, изящества, изысканных манер, люди  чувствуют себя  благороднее, красивее, грациознее, стройнее, становятся внимательнее и добрее к окружающим. «Такие встречи долгожданны, к ним готовятся, они становятся настоящим событием, о них потом говорят  с восхищением и делятся впечатлениями, -- отмечает Светлана Петровна. – Как и раньше, на танцевальных вечерах встречаются, знакомятся и общаются (кстати, придти на бал можно даже одному). А рассказать на самом деле есть о чем, потому что бал – всегда праздник,  великолепие, трепет души, восторг и красота!».


Из истории русских балов


«Должна вам сказать, что в 1718 году великий преобразователь России Петр I для приобщения максимального  количества людей к достижениям европейской цивилизации специальным указом ввел в русский быт собрания-балы («ассамблеи»), отменив ранее соблюдавшийся запрет на танцы. Отныне хозяевам знатных домов полагалось время от времени устраивать танцы, игры и развлечения, куда люди света  являлись одетыми по последней моде, совершенствовались не только в искусстве красиво двигаться под музыку, но и в изысканных манерах. Неумение танцевать вскоре становится неприличным, а посему  изучать новые па, осваивать законы светского этикета стало одной из главных забот русской придворной знати – учителей танцев приглашали из Европы. Постепенно вырабатывается бальный этикет, сложившийся к началу XIX века, когда танцевальная культура становится важнейшей частью светской жизни, а балы – незаменимым, любимым развлечением и непременным атрибутом аристократического  быта, местом встреч и общения, игр и демонстрации мод. Не танцевать светскому человеку того времени было просто немыслимо. Интересно, что в XIX веке Россия признавалась  одним из крупнейших хореографических центров Европы. Правда, в конце того же, позапрошлого, столетия бальная культура постепенно угасает, придворные «собрания» проводятся всё реже. Последние из них прошли в 1913 году.

В первые годы советской власти бальные танцы провозгласили мещанскими и не соответствующими новой культурной политике.  Их место в сфере досуга  стало более чем скромным. Создавались «советские» бытовые танцы – в пику тем, что были популярны в остальном мире и запрещались в СССР за «буржуазность». Прежний сложный  рисунок движений  упростился и стал похож на примитивное топтание на месте,  не требующее специального обучения. Тем не менее, наша страна богата своим огромным танцевальным наследием, идущим еще со времен Петра».


«Утонченные развлечения» -- для уездной Тюмени и губернского Тобольска


Светлана Пахомова подчеркнула, что занимаясь историческими танцами, она посчитала для себя необходимым сделать некий экскурс в светскую жизнь нашего края прошлых столетий – ей помогли в этом архивы. «Интересно, -- рассказывает собеседница, -- что  местная пресса тогда характеризовала Тюмень следующим образом: «Исключительно город промышленный и торговый. В нем живут купцы. Общественной же жизни, несмотря на 14-тысячное население, в городе нет. Причина простая: большинство населения имеет  и потребности, и средства самые ограниченные: оно не ищет утонченных развлечений и удовлетворяется весьма немногим. Тюмень по характеру внутренней жизни похожа на азиатский город или турецкий, с той разницей, что турецкие кофейни заменены русскими кабаками». В 1879 году на основе существующего общественного клуба открылся клуб приказчиков, а идея принадлежала знатному и просвещенному горожанину Николаю Чукмалдину. «Тюменский приказчичий клуб имеет целью доставлять членам своим, их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удовольствием, приятностью и пользой, -- говорилось в его уставе. – В соответствии с этой целью клуб имеет право устраивать для своих членов и их гостей балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера, а также драматические представления». Для этого арендовалось помещение в доме Бровцына (на Знаменской, Успенской, на углу Садовой и Царской, где именно неизвестно), где была сцена, декорации для спектакля. В 1890 году клуб состоял из 8 почетных и 98 действительных членов. Делами  заведовал совет старейшин под председательством Николая Глизмана, а число его членов доходило до двухсот. Реклама заведения гласила: «Открыт ежедневно с 7 часов вечера по воскресеньям и пятницам – семейно-танцевальные вечера». Интересный факт: клуб действовал вплоть до Нового 1913 года, встреченного целым каскадом балов и маскарадов с выдачей призов. Были даже объявлены призовые танцы «гопак» и «китаянка», внесшие большое оживление в ход маскарада.

 И все-таки бытовой уклад горожан во многом определялся социальной принадлежностью. Дворянство, купечество, чиновники составляли привилегированный слой с присущим ему культурно-бытовыми традициями: своеобразным общественным центром   этой части жителей Тюмени было общественное собрание, где проводились праздничные вечера, балы концерты. Мещанская публика не имела права посещать их. Неудивительно, что «обыденная жизнь» городского мещанства проходила в однообразном утомительном ритме. А про самые оживленные и любимые вечера местной знати – маскарады, до нас дошли весьма противоречивые мнения: от «прекрасного способа отдохнуть иповеселиться» и до того, что «маскарады есть грубое нарушение всех нравственных норм и попрание морали». «Чувство глубокого возмущения и негодования» вызывало то, что эти увеселения вносили «развращающий и разоряющий элемент».


 В губернском Тобольске «образца» 1759 – 1763 годов напротив – вовсю практиковались «балы русские и казацкие пляски, а  на балах аристократического общества исполнялись полонезы, контрдансы, менуэты». Салоны на берегах Иртыша, как свидетельствуют исторические хроники, проходили с игрой на мандолине и оперным пением, а сибирский салонный быт был доступен широкому кругу общества. Однако в формировании сибирской культуры весьма значительную роль сыграло «камерное музицирование, хоровое и оркестровое исполнительство», что объяснялось следующим образом: «в силу специфики жанра оркестровая музыка неизбежно становилась достоянием более широкой аудитории, чем салон – она оказывала высокое воспитывающее воздействие на формирующуюся местную разночинную интеллигенцию».


 «Известно, что 2 июня 1837 года в Тобольске проводил бал сам Василий Жуковский, поэт, сопровождавший в «сибирском турне» наследника российского престола цесаревича Александра Николаевича, -- напоминает Светлана Пахомова. – А всю первую половину XIX века в музыкальной культуре губернского и других сибирских городов танцы в «благородном собрании» происходили под аккомпанемент военного оркестра и церковной капеллы. А новогодние вечера в доме губернатора или в здании благородного собрания устраивались балы – они могли быть костюмированными. Особенностью тех танцевальных вечеров и маскарадов была разновозрастность их участников – среди них были и дети, которые, в свою очередь, любили танцевать «Тирольскую кадриль».


 Обучение танцам входило и в программу Омского сибирского училища линейного казачьего войска, где после 1833 года «классы стали посещаться дамами лучшаго общества». В чиновничьей среде, а также во многих зажиточных семьях из податных слоев населения обучение бальными танцами считалось важным элементом воспитания, наряду с обучением французскому языку. Бальный (светский) ритуал, включающий  танцевальные вечера, салоны, рауты и балы, таким образом, стал своеобразным актом общественного представительства дворянина. Для молодежи эти встречи стали местом, где учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и покоряться обязанностям. Тут постигали и науку почтения к старшим. Бал XXI века – это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Основная его цель сегодня – воссоздание исторических национальных традиций, развитие современной отечественной гражданской протокольной культуры, а так же возрождение исторически сложившейся бальной культуры и культуры общения в обществе, основанной на правилах этикета».


…Я танцевать хочу


За многие годы преподавания бальных танцев Светлана Пахомова убедилась: большинство сограждан, особенно вышедших из дискотечного возраста, хотят научиться этому просто «для себя» -- чтобы сбросить лишний вес, ощутить радость движения, не стесняться своего «неумения», скорее, наоборот – чувствовать на вечерах себя уверенно, танцевать, знакомиться с новыми интересными людьми. «Ведь не секрет, -- говорит танцмейстер, -- что на такие встречи приходят не за конкурсными победами, а за духовной отдушиной, за посильной двигательной активностью, за реальной возможностью доброго человеческого общения, стремясь привнести в свою будничную жизнь частичку прекрасного и возвышенного искусства. И вполне закономерно растет число клубов исторического бального (светского) танца, благодаря которым бальная культура поддерживается и развивается в наши дни».

 «Итак, танцы, блиставшие в прошлых веках и исполнявшиеся на светских балах, сегодня  вновь интересны и модны. Существует устоявшийся порядок – своеобразный протокол историко-хореографического собрания: бал традиционно открывается «полонезом», торжественным танцем-шествием под величественную музыку, настраивающим вас на весь вечер, позволяющим обществу полюбоваться собой. Нынче в ходу и «советская»  программа: русский лирический танец, русский бальный, «полянка», «сударушка», «па-д′эспань», венгерский бальный. Нередко действо продолжают энергичный «краковяк»,  изысканный посланец XVIII века – «гавот», зажигательная «мазурка», жизнерадостная «полька», милая задорная «кадриль»… И конечно, вечный, прекрасный, романтичный, пленительный танец «вальс»! Причем во всех его вариантах и комбинациях: вальс-бостон,фигурный и большой фигурный вальсы, медленный и венский вальс, вальс-миньон, вальсы, объединенные с гавотом или мазуркой. Не обходится и без страстного, огненного танго, благородного фокстрота, стремительного квик-степа. Иногда распорядитель или ведущий вечера напоминает парам несложную композицию – так что некоторые простейшие связки можно выучить прямо на месте.


 Очень любимы танцы-игры с выбором партнера, всевозможные ручейки, цепочки, а также движения с переходом (падеграс, кадриль, некоторые композиции польки и другие). Они несложны и состоят из одинаковых коротких частей. В последней фигуре исполняется переход к следующему партнеру (партнерше), и следующий цикл вы танцуете в новой паре, затем снова переход…  Хорошая возможность, позволяющая вам весь следующий танец программы провести в компании с новым партнером, соответственно завязать  знакомство, просто улыбнуться друг другу. В финале партнеры благодарят друг друга, кавалер провожает даму к ее столику.


 Повторяю: на балах совершенно отсутствует соревновательный аспект – вам вовсе не  обязательно быть лучше, точнее, техничнее или быстрее других, тут не требуется хореографических чудес и чемпионского мастерства. Да и нагрузки весьма щадящие. Как говорится, было бы желание. Танцуйте, как можете, радуйтесь и наслаждайтесь, благо эти движения, доступны представителям всех сословий, обладателям различных физических  комплекций, людям любого, даже самого почтенного возраста. Действительно, вовсе необязательно быть великим и блистательным танцором, чтобы исполнить тур вальса, шаг кадрили или иное несложное па.


Присоединяйтесь к тем, кто получает от танцев радость и с удовольствием делится ею с другими. В танцевальных группах вы найдете единомышленников и друзей, вы научитесь основным шагам и бальному этикету. Такими танцами можно заниматься всю жизнь, это отличный способ быть в форме и приподнятом настроении. А радость общения, которую дарит танцевальное искусство – часть его прелести и очарования. Мой контактный телефон  60-21-63. E-mail: psp2003@rambler.ru Готовимся к балам!»


Фото из архива Светланы Пахомовой

466Просмотров
Комментариев

Читать далее
В эти дни Ишим напоминает грандиозную стройку: до конца летнего сезона намечено отремонтировать 4,5 километра дорог. В план включено восемь городских магистралей.
Город занимает первое место в рейтинге российских городов по качеству дорог
Традиционной летней реконструкции автомобильных дорог в нынешнем году придали новый импульс.
Область вошла в Топ-30 регионов с положительной динамикой рынка новых автомобилей.
В Тюменском районе за лето отремонтируют 122 километра дорог
С середины августа можно будет совершать маневр на перекрестке с Первомайской.
Тюменские железнодорожники отметили свой профессиональный праздник и обсудили актуальные вопросы жизни стальных магистралей.
Изменения в расписании автобуса маршрута №10, курсирующего между автовокзалом, железнодорожным вокзалом и аэропортом Рощино, вступили в силу с начала августа.