Журналист, писатель, драматург
Автор знаменитой сказки про зайку Петю Станислав Мальцев стоял у истоков региональной журналистской организации
Целая эпоха прошла перед глазами Станислава Мальцева, и он был ее летописцем. Еще молодым сотрудником газеты «Тюменская правда» Станислав Владимирович стал участником первого заседания Союза журналистов Тюменской области. С этого факта и начался наш разговор.
– В 1957 году, 55 лет назад, после окончания Уральского государственного университета я работал литературным сотрудником на тот момент главной областной газеты («Тюменскому комсомольцу» тогда исполнилось всего пять лет). Редакция находилась на втором этаже старого здания по улице Первомайской, 11, где сейчас бульвар сибирских кошек, а типография – на первом. Сегодня это здание закрыто большим транспарантом и, очевидно, скоро будет снесено. Вместо него, скорее всего, появится очередное малокрасивое сооружение. А жаль, тут можно было бы открыть интересный музей сибирского типографского дела.
В коллективе стало известно, что будет создаваться областная организация Союза журналистов СССР. Оргкомитетом руководил главный редактор Алексей Нежданов. Все, кто проявил интерес к вступлению в Союз, собрались в его небольшом уютном кабинете. В оргкомитет вошли ведущие журналисты города: Нежданов, ответственный секретарь Ольга Крицкая и другие. Алексей Алексеевич рассказал о решении центрального Союза журналистов о создании областных организаций, о задачах и планах. Потом начался прием в члены союза. К этому событию готовились. Нужно было иметь хорошие публикации, чтобы показать, что ты человек творческий. Факт работы в газете еще не давал права быть членом организации.
В тот день в Союз журналистов вступила группа сотрудников «Тюменской правды» и книжного издательства, которое находилось в том же здании. Оно издавало художественную литературу, брошюры, в нем трудились достаточно сильные журналисты.
– Какие задачи были поставлены перед союзом?
– С самого начала Союз журналистов был заявлен как творческая организация. Велась профессиональная учеба. Коллективно обсуждались публикации: все собравшиеся высказывались, а автор материала мотал на ус. Проходили лекции. Областная организация помогала в становлении районных. Помню, участвовал в выездном семинаре в Ишиме, куда собрались представители газет южной зоны области. В течение нескольких дней обсуждалась работа городских и районных газет, подробно рассматривались материалы и оценивалась общая направленность деятельности редакций. Помню, как я изучал подшивки газет, стараясь понять, что удалось коллегам, а что нет, и почему. Советовал им, как лучше организовать работу, особенно наладить планирование, чтобы не было случайных материалов и каждый номер газеты стал весомым и интересным. Разбирали материалы, обсуждали, давали рекомендации коллегам. Словом, полезные и интересные мероприятия. Отрадно, что нынешний областной Союз журналистов продолжает эту форму работы.
– Расскажите о своей работе в «Тюменской правде».
– «Тюменская правда» в те годы была не такой, как сейчас. Лицо газеты определялось экономикой области. А это было сельское хозяйство, лесозаготовки в южной части и рыбная промышленность на Севере. Писали о севе весной, об уборке урожая осенью. Крупным событием в областном центре стало строительство ТЭЦ. Раньше работала небольшая электростанция, а ТЭЦ – это уже крупное промышленное предприятие, которое должно было снабжать электроэнергией город и промышленные предприятия.
Я сначала являлся литературным сотрудником секретариата, читал и правил материалы авторов, сам довольно много писал.
Любимым жанром был фельетон. Сейчас его практически нет в газетах. Затем меня назначили ответственным секретерем редакции, а это другая работа, другие задачи, другая ответственность. Проработал четыре года ответсеком. Тут «Тюменской правде» дали ставку еще одного заместителя – раньше был один, и я стал вторым заместителем главного редактора. Занимался в основном вопросами промышленности.
В шестидесятых годах в области произошли заметные перемены – началась добыча нефти и газа. Взялся курировать эту тему. Менялась и наша газета. В редакции создали отдел нефти, газа и геологии, в каждом номере писали о нефтяниках, газовиках, строителях. Это было очень интересное время. Можно сказать, газета изо дня в день, из номера в номер вела летопись создания тюменского нефтегазового комплекса. Кто хочет подробно изучить историю того периода, должен взять подшивку «Тюменской правды» – там все есть. День за днем.
– Ваша дальнейшая деятельность связана с агентством печати «Новости». Как вы стали его собкором?
– Неожиданно. Когда область начала динамично развиваться, у центральных газет появились в регионе собственные корреспонденты. Прежде был один от газеты «Советская Россия», а потом – от всех остальных. В Москве решили, что им нужен собкор АПН в Тюмени. Руководство агентства решило открыть здесь корпункт.
АПН в те дни было очень крупным информационным агентством. Точно такое же, как ТАСС, только занималось оно пропагандой советского образа жизни за рубежом. Наши корреспонденты готовили материалы для зарубежной прессы. Агентство также издавало за рубежом журналы и газеты, в которых рассказывало, что происходит в Советском Союзе. Например, газета «Московские новости» издавалась на нескольких языках и распространялась по зарубежным странам. У меня сохранились вырезки из иностранных газет с моими материалами о Тюмени.
Интерес к работе тюменских нефтяников и газовиков, к жизни Сибири был очень большой, зарубежные газеты с удовольствием заказывали и печатали материалы о жизни области. Интересной задачей стала для корреспондента АПН помощь иностранным журналистам, которые в большом количестве приезжали в область, чтобы своими глазами увидеть, что здесь делается. Помогал им собирать информацию по мере возможности. Мне приходилось организовывать для них встречи с газовиками, с Муравленко, Нестеровым и другими учеными.
В «Тюменской правде» проработал почти двадцать лет, в АПН – без малого тридцать. В 1989 году официально вышел на пенсию, но работать продолжал, уже в российском информационном агентстве «Новости».
Было много интересной работы, приходилось переучиваться. Писать для зарубежной прессы следовало совсем по-другому, чем в советской печати. Не брали большие материалы, писали мы не больше трех страничек. А ведь любому журналисту известно, что написать короткий материал сложнее, чем большой, особенно сейчас, когда сидишь за компьютером, нажимаешь клавиши – слова так и льются. В начале статьи использовался лид, т.е. когда в первом абзаце вкратце излагается суть материала и что будет дальше. А потом все это более подробно расписывалось. Было сложновато переучиваться, но справился.
Самому немало приходилось ездить по области. Посещал Сургут, Нижневартовск и другие северные города.
– А за границу не отправляли?
– В Венгрию в качестве поощрения. Наш нефтепровод «Дружба» заканчивался на венгерских нефтеперегонных заводах. Я там смотрел, что делают с нашей нефтью, как ее перерабатывают. Писал материалы по-русски, а потом отдавал на перевод и редактирование. В АПН на каждую страну существовала своя редакция, где работали специалисты, знающие ее реалии и язык. Как там был опубликован мой материал, не всегда доводилось узнать.
– Хотелось бы познакомиться в вами как с писателем.
– Еще когда работал в «Тюменской правде», захотелось написать детские книжки – в это время дочка у меня подрастала. А когда работаешь ответственным секретарем, работы достаточно много. Приходилось писать урывками, в выходные дни. Написал я детскую сказку про зайку Петю. Она получилась неплохая, вышла в нашем тюменском издательстве, потом в Свердловске – в Средне-Уральском книжном издательстве с десяток раз издавалась большими тиражами. О зайке Пете сняли несколько мультфильмов и показывали по Центральному телевидению.
«Зайка Петя» – это моя первая книжка. Потом другие детские книжки вышли. Например, про котенка Кузю Щучкина три повести. Мне было интересно писать про зверей. Я эти сказки сначала дочке рассказывал, читал. Вот так как-то все и сложилось. Были и книги для взрослых документального плана – о работниках тюменской милиции, нефтяниках. Мою пьесу о злободневных проблемах северных городов поставил Тюменский драмтеатр, затем ее купило Министерство культуры СССР и она была поставлена театром Коми АССР в Сыктывкаре. Там тоже нефть добывали. Донецкий ТЮЗ по моей пьесе поставил спектакль «Город моей мечты». В общей сложности я написал не менее двух десятков книг и вступил в Союз писателей СССР почти одновременно со вступлением в Союз журналистов.
– Что вас больше увлекало: написание газетных статей или художественных произведений?
– Для меня это одинаково важно и интересно. Так сказать, сидел на двух стульях. Когда работал в газете, свободного времени почти не оставалось, а вот обязанности собкора АПН позволяли уделять больше времени литературному творчеству. Издание книги, конечно, более длительный процесс: сначала пишешь, потом работа с издательством. Рукопись в издательстве тщательно редактируют. Кое-что приходилось переделывать, дополнять, что-то удалять – это все способствовало творческому росту.
– Ваше пожелание современным журналистам?
– Как говорится, держать хвост морковкой! Мы старались делать газету интересной и боевой. Как и в любые времена, современным журналистам надо совершенствовать мастерство, больше писать.
– Большое вам спасибо, Станислав Владимирович, за интересный рассказ!