Губернатор Владимир Якушев: «Прямой диалог важен и власти, и жителям региона»
Глава региона Владимир Якушев в режиме реального времени ответил на вопросы жителей Тюменской области в формате передачи «Прямой разговор с губернатором». Мероприятие транслировалось в режиме онлайн из Тюменской областной библиотеки имени Дмитрия Менделеева. Нынешняя прямая линия является второй по счету: аналогичный диалог губернатора с жителями региона состоялся 21 февраля 2012 года.
Вопросы Владимиру Якушеву были заданы посредством сети Интернет, а также из call-центра и студии, оборудованных в залах научной библиотеки.
В студии во время беседы присутствовали гости: представители общественности региона, бизнес-сообщества, науки и образования, руководители промышленных производств, депутаты Тюменской областной Думы. В ходе прямой линии вопросы главе региона задали и представители молодежной аудитории. Трансляция передачи велась по теле- и радиоканалам, а также в сети Интернет ― на сайтах информационных агентств.
Передача «Прямой разговор с губернатором» продолжалась в течение двух часов. В прямом эфире губернатор ответил на 26 вопросов, поступивших от жителей региона.
Необходимо отметить, что к началу прямого эфира главе региона поступило около семисот вопросов от жителей Тюменской области, в ходе передачи их поступило еще более двухсот пятидесяти. Глава региона подчеркнул, что на все вопросы, поступившие до начала прямой линии и заданные в ходе онлайн-диалога, будут подготовлены адресные ответы. Даны соответствующие поручения сотрудникам регионального правительства, представителям органов государственной и муниципальной власти. Работа с вопросами граждан, поступившими в рамках передачи, уже началась.
Предлагаем вниманию читателей в сокращенном варианте текст разговора Владимира Якушева с жителями Тюменской области.
О формировании областного бюджета
Бюджет на 2013 год сверстан с дефицитом в 18 миллиардов рублей – это те денежные средства, которые у нас в бюджете появились за счет неиспользованных резервов прошлых лет. Данные средства позволяют нам сегодня выполнять социальные обязательства перед нашими земляками. Кое-где придется сократить расходы, но бюджет только кажется сложным документом, на самом деле все очень просто. Есть доходы, есть расходы. Если на сегодняшний день, образно говоря, доходы составляют три рубля, а расходы – пять рублей, то понятно, куда мы катимся. Напротив, если доходы равны расходам, понятно, что мы сегодня балансируем и находимся в нормальной ситуации.
В конечном итоге инвестиционную программу, которая на сегодня не маленькая в нашем регионе, в 2014 и 2015 годах придется секвестировать. Не полностью, не до конца, но уменьшить. Почему нельзя этого делать резко? Потому что сегодня, особенно в сельской местности, за счет инвестиционной программы бюджета живет очень много предприятий, это люди, которые реально получают заработную плату: строители, дорожники, представители других специальностей. Если мы возьмем и уберем инвестиционную программу, сохранив некоторые деньги на будущие времена, то мы создадим социальное напряжение.
О возмещении доходов, «выпадающих» из бюджета регона вследствие централизации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Вопрос в том, что 64 миллиарда рублей выпадающих доходов возместить за короткое время невозможно и, конечно, будут потери. Но за счет чего мы должны двигаться? В первую очередь за счет того, что в регионе должны появляться новые предприятия, и этот процесс в настоящее время активно идет. Это совершенно новые направления, которые не характерны были для Тюмени, мы знаем, что это будут серьезные налогоплательщики, но нужно понимать, что такие инвестиционные проекты не будут реализованы в течение двух или трех месяцев, чудес в этой жизни не бывает. Все равно нужен определенный промежуток времени. Я думаю, что это будет четыре-пять лет, на протяжении которых мы должны все вместе – представители бизнеса, общественности, власти и региональной, и муниципальной – как раз заниматься деятельностью, направленной на возмещение доходов областного бюджета за счет появления новых производств.
О принципах формирования бюджетов муниципальных образований
В настоящее время мы совместно с главами муниципальных образований вынашиваем идею – перейти к формированию бюджета не по отраслевому принципу, а по территориальному. Особенно это касается областного центра, потому что здесь самое большое количество жителей. Как я себе это представляю: программа интерактивная карта, куда вы – жители, например, центральной управы, конкретного дома, заходите, выбираете свой дом, а там полностью «высвечивается», что в 2013 году будет сделано конкретно в этом дворе, доме, на крыше, на вашей улице. Любой человек сможет узнать что в целом будет происходить в области.
Когда мы введем некий принцип распределения средств, а затем уже в этой программе через депутатский корпус или общественный совет, который будет создан при депутате, состоящий из наиболее активных граждан, они на этом общественном совете все-таки определятся: на что сегодня им в, первую очередь, нужны денежные средства.
Интерактивная карта земель – в помощь инвесторам
На недавнем заседании президиума Государственного совета президент России предложил сделать интерактивную карту земель. У нас очень много инвестиционных проектов, реализация которых начинается с решения земельного вопроса. Мной дано соответствующее распоряжение, и работа в данном направлении уже ведется. Такая карта будет сделана не только в Тюмени, но и в каждом муниципалитете. Желающие реализовать свой инвестиционный проект, например, построить автомойку, смогут в интерактивном режиме найти свободные земельные участки и узнать информацию о тех, которые уже заняты. С другой стороны, нужно будет наладить и обратную связь. Если есть свободные земельные участки, человек узнает, что он имеет полное право реализовать на нем свой проект. Я разделяю мнение Владимира Владимировича Путина, оно как всегда очень мудрое и правильное. Пока у нас не будет такой карты, постоянно будут возникать проблемы с реализацией инвестпроектов.
О задачах фракций политических партий в областной Думе
В первую очередь всегда нужно понимать, если политическая партия на сегодняшний день говорит о каких-то вещах и они направлены на улучшение жизни людей в регионе – с этим мнением нельзя не считаться. Это нужно делать в обязательном порядке и никогда не нужно претендовать на то, что у нас есть некое большинство областной Думе, которое всегда на сто процентов право.
О мэрах городов и сити-менеджерах
На самом деле, говоря о выборности мэров и о институте сити-менеджеров, скажу личную точку зрения -- не вижу особой разницы между принципами их назначения. Все зависит от того, насколько тот или иной человек готов работать на данном посту, насколько он ответственен перед людьми, перед жителями муниципального образования. Да, прямые выборы – это некая высокая легитимность. Но, когда сити-менеджер заключает контракт с людьми, которые тоже были избраны всеми жителями муниципального образования, наверное, какой-то особой существенной разницы нет. И сегодня в нашей стране мы можем привести массу примеров, когда с мэрами городов, которые были избраны прямым голосованием, было много проблем и хозяйство велось не так, и коррупционные вопросы возникали, и так далее.
Система сити-менеджеров, среди которых, конечно же, имеются разные по своим качествам люди, предоставляет возможность работать в единой команде – с правительством региона, с городскими и областными депутатами. В конечном итоге сам муниципалитет определяется: по какому пути ему сегодня идти.
О численности управленческого аппарата
По увеличению количества работников в аппарате администрации статистика такова: в 2000 году в аппарате числилось 3 тысячи 645 чиновников, в 2012 году - 2 тысячи 400 чиновников, разница - в 1 тысячу 245 чиновников. Чтобы быть объективным, добавлю, в 2005 году в регион были переданы полномочия из федерации, мы увеличили штат на 500 человек. Нам передали полномочия в сферах лесного хозяйства, занятости, ряд вопросов по социальной сфере. Для исполнения полномочий по осуществлению госзакупок создали департамент, курирующий эти вопросы. Еще одна составляющая – затраты на содержание аппарата. По оценке неэффективных расходов, которые связаны с расходами на содержание аппарата, Тюменская область занимает четвертое место с конца списка. То есть дела в данной сфере обстоят намного лучше, чем в большинстве других регионов. Конечно, хотелось бы сократиться, где-то уменьшить количество чиновников на 20-30 процентов, сделать аппарат более компактным, но в связи с передачей полномочий - еще 14 могут быть переданы на региональный уровень - мы понимаем, в этой ситуации мы не сможем эффективно выполнять свои функции и работать.
О необходимости работы чиновников
Деятельность чиновника – прежде всего работа с документами, по которым мы живем. Документооборот по сравнению с 2000 годом вырос в 15 раз -- между федеральным и региональным уровнем, муниципалитетами и регионом. Как бы мы ни хотели, чтобы чиновник меньше сидел в кабинете, а больше работал с людьми, такого нигде не удается достичь. Не удалось этого сделать ни в Сингапуре, ни в Италии, ни в Австралии, ни в США. Убежден, нам нужны хорошие бюрократы в положительном понимании этого слова – те, которые готовят не 15 документов, как положено, а 25, и людей принимают не раз в месяц, как запланировано по расписанию, а находят время делать это два-три раза. Чем больше будет таких в региональном правительстве и в муниципалитетах, тем лучше мы будем работать.
Об экологических стандартах новых производств
Действующий в Тобольске нефтехимический комбинат обладает самыми новейшими технологиями по утилизации отходов, которые образуются при данном производстве. Отмечу, что сырье, которое будет перерабатывать нефтехимический комбинат, раньше просто сжигали в факелах. О какой экологии можно было вести речь? Теперь это будет утилизироваться и превращаться в полипропилен.
Нужно понимать, что когда строятся такие предприятия, предварительно проводится серьезнейшая экологическая экспертиза. Не нужно думать, что региональные или местные власти борются только за то, чтобы это предприятие, появилось на территории во что бы то ни стало. На встречах с руководством СИБУРа мы всегда поднимали вопросы экологии, до тех пор, пока не «разложили по полочкам» весь технологический процес будущего производства. Сегодня я могу со всей ответственностью заявить, что технология, которая применяется на Тобольском нефтехимическом комбинате – одна из самых передовых в мире.
О программе «Чистая вода»
Что касается качества воды, с 1997 года в Тюменской области реализуется программа «Чистая вода». За это время на ее реализацию потрачено 15 миллиардов рублей, в том числе, 3 миллиарда в 2011 году. Огромная сумма. Выполнен колоссальный объем работ: построены новые водозаборы, установлены системы очистки, отремонтировано много изношенных водопроводных сетей, а ведь именно там скапливаются бактерии, которые могут повредить нашему здоровью. Большая работа по обеспечению качественной водой проведена в сельской местности.
Да, проблема еще не решена на сто процентов и, наверно, будем решать ее на протяжении еще нескольких лет. Но скажу точно, что эта программа находится в приоритете работы не только регионального правительства, но и депутатов областной думы. Реализации программы важна для всех нас, ведь от качества воды зависит наше здоровье. По вопросам, прозвучавшим по конкретным муниципалитетам, я дам поручение, мы разберемся, что там происходит, и решим проблему.
О реализации в регионе программы «Доступная среда», о ратификации Конвенции о правах инвалидов
Приняты все необходимые нормативные документы на уровне правительства и регионального парламента. В результате ни один строящийся на сегодня социально значимый объект не должен вводиться в эксплуатацию, если он не отвечает всем потребностям для людей с ограниченными возможностями. Со старыми объектами ситуация сложнее, поскольку они требуют определенной реконструкции. Тем не менее, ежегодно мы закладываем в бюджете деньги на эти цели.
С жилым фондом проблема тоже серьезная. Ни один новый дом не получит ввод в эксплуатацию, если, опять же, не решен вопрос доступа в каждую квартиру для людей с ограниченными возможностями.
В этом году было принято еще одно решение: мы запустили так называемое «социальное такси». Закуплено 35 машин, которые соответствуют всем требованиям. Человек с ограниченными возможностями, на коляске, может вызвать такое такси, удобно разместиться в нем и доехать до места назначения. Мы получили очень хорошие отзывы, понимаем, что 35 машин недостаточно, поэтому планируем увеличить количество таких автомобилей как минимум вдвое.
Сегодня Тюмень закупает 50 низкопольных автобусов, которые будут работать на городских маршрутах. Часть из них будет иметь необходимое лифтовое оборудование. Сказать, что мы решили все проблемы, значит, переоценить наши достижения. В этом направлении предстоит сделать очень много. Прекрасно, что все чаще мы видим на различных мероприятиях людей с ограниченными возможностями, они стали вести более активный образ жизни, но большинство из них до сих пор сидят дома. Как только мы создадим соответствующую среду, в которой им будет легко передвигаться, сходить в театр, филармонию, музей и другие общественные места, произойдет самое главное – революция в наших головах.
О вузовском образовании
Что касается наших тюменских вузов, признанных Министерством образования и науки малоэффективными, -- по данной теме идет бурное обсуждение в Интернете, молодежь начинает задавать вопросы, и я ее прекрасно понимаю. Однако хотел бы высказать свою точку зрения на то, что сделало Минобрнауки, опубликовав данный список. Это сделано поздно, делать это надо было гораздо раньше. Потому что эта ситуация сегодня многих встряхнула. Министерство опубликовало данный список и для того, чтобы сегодня руководство вузов, которым сделаны такие замечания, совместно с региональными властями провели необходимые мероприятия, чтобы сделать их эффективными. Ряд вузов в Тюменской области получили самую жесткую оценку -- нужна реорганизация. Мы их закрыть сегодня можем? Конечно, нет поскольку они готовят тех учителей, которые будут преподавать в Тюмени и сельской местности. Готовят специалистов для агропромышленного комплекса. Мы не можем эти вузы просто взять и закрыть.
Другое дело, что их нужно реорганизовывать, нужно вводить новые учебные программы, обновлять педагогический коллектив, туда надо привлекать молодежь. И мы обсуждаем эту тему, и видим, как эта реорганизация должна произойти. Я считаю, что совершенно правильный процесс, его не нужно бояться. Речь идет о санации нашего высшего образования, чтобы оно действительно было высшим, чтобы руководитель предприятия, который берет на работу выпускника с дипломом об окончании, допустим, нашей сельхозакадемии, понимал, что за этим дипломом стоят реальные знания.
О выборе профессии
Что я могу посоветовать молодежи? Нужно в первую очередь смотреть, куда сегодня движется наша экономика. Если ты связываешь сегодня жизнь с Тюменской областью, нужно смотреть: а что же сегодня появляется в регионе? Появился прекрасный завод «Тюменьстальмост». И я знаю, что у них сегодня есть серьезные вопросы с подготовкой кадров. У них есть молодые люди, инженеры, которые прекрасно окончили вузы, и руководство завода нашло их еще на третьем-четвертом курсе. Им платили стипендию, а потом взяли на работу. Сегодня эти ребята получают неплохую зарплату и субсидии на приобретение жилья.
Открывается у нас завод «УГМК-Сталь». Там та же самая ситуация. И дело-то идет уже к пусконаладке на этом предприятии, и там, конечно, тоже возникнет вопрос, а кто сегодня нужен? Нужно посмотреть, какой перечень профессий сегодня востребован. Давайте возьмем еще одно предприятие – «Стеклотех». Совершенно новый завод, стоит мощное итальянское оборудование, работают молодые ребята, которых точно так же отбирали на старших курсах вузов, которым платили стипендии, и которые уже знали, куда они пойдут работать.
Поэтому сегодня молодой человек должен понять, где же перспектива. Конечно, губернатор может посоветовать, куда пойти. Но самый лучший аналитик -- это сама молодой человек, выбирающий жизненный путь.
Вместес тем, убежден: очень важна любовь к своей будущей профессии. Если сегодня идти туда только за деньгами или квартирой, наверное, большого счастья в жизни не будет.
О ремонте дорог федерального значения
В 2013 году мост у Абатского должны поставить на реконструкцию. Она будет проходить за счет федерального бюджета. Что касается остальных федеральных трасс: они все находятся не в очень хорошем состоянии и требуют капитального ремонта. На следующий год нам подтвердили около 8 миллиардов рублей, но, учитывая всю протяженность наших трасс, это небольшие деньги. К сожалению, пока ничего серьезно изменить в этой ситуации не удалось. Мы подключили депутатов Государственной Думы, представляющих наш регион, подключили членов Совета Федерации, чтобы исправить эту ситуацию.
О работе по обновлению дорожной инфраструктуры в Тюмени
Что касается развязки на Московском тракте: она производит впечатление, так как построена по проекту «Клеверный лист» в сроки, в которые подобные объекты никогда не строили. «Мостострой-2011» под руководством Николая Руссу сделал все очень быстро, красиво и решил серьезную проблему заезда со стороны Московского тракта. Есть очень много идей для других развязок и перекрестков города. В первую очередь, это развязка на ул. Монтажников -- она соединяет микрорайоны и центр, именно там возникают пробки. Я уверен, что эта развязка будет построена в такие же короткие сроки. Что касается финансирования, ни на окружную дорогу, ни на развязки внутри города федеральной поддержки мы не получаем и строим на деньги регионального бюджета. Стоит это недешево, но мы с вами прекрасно понимаем необходимость этих объектов.
Об обеспечению детей местами в детских садах
Точно могу сказать, что по динамике, с которой на сегодняшний день мы продвигаемся в решении данного вопроса, наш регион – лидер в масштабах Российской Федерации. Проблему нехватки мест в детсадах для детей от трех до семи лет мы решили полностью, теперь стоит задача снять эту проблему для детей от полутора до трех лет. Задача к 2013 году стоит очень конкретная и предметная.
Если говорить о детских садах, то я могу сказать, что только в 2012 году после глубокой реконструкции, а это значит с увеличением количества пребывающих в этих детских садах и с обязательным открытием сегодня там групп для малышей от полутора лет, таких учреждений в Тюмени будет реконструировано шесть. Плюс мы приступили к строительству новых детсадов. Один строится в Заречном микрорайоне. Новые детские сады строятся в Восточном, в Тюменском микрорайонах, все они откроются с созданием условий для нахождения там детей ясельных групп.
Я считаю, что задачу, которая стоит на 2013 год, мы ни в коем случае не должны бросать. Необходимо сделать так, чтобы в том числе и дети от полутора до трех лет имели возможность посещать дошкольные учреждения. Планы не меняются, сделаем все для того, чтобы их осуществить.
О безопасности на дорогах
Не проходит и недели, чтобы Интернет не взорвался новостью о каком-нибудь крупном ДТП, гибнут в том числе и малыши. От этого очень больно и горестно. Необходим целый комплекс мер. Мы привыкли сразу набрасываться на ГИБДД, предъявлять им претензии. Но мы видим, что сегодня на дорогах всей страны, не только Тюменской области, происходит самое обычное хамство, в результате которого гибнут люди. Что мы можем сделать? Решение очевидно: всем необходимо строго соблюдать правила дорожного движения. Пользуясь возможностью, обращаюсь ко всем жителям региона: если мы не начнем делать это сегодня, не будем соблюдать правила каждый день, каждую секунду, уходящих жизней будет все больше. Самое обидное, что гибнут молодые люди, студенты, школьники, у которых еще вся жизнь впереди. Пока мы не поменяем психологию – не перестанем терять людей. Продолжается установка знаков, увеличиваются штрафы за нарушения: все эти меры работают и приносят определенный результат. Но пока мы с вами не поймем, что под угрозой может оказаться жизнь любого из нас, проблема не решится. Эту проблему можно решить только всем миром. Я настойчиво обращаюсь ко всем: соблюдайте правила дорожного движения!
Об использовании соли для расчистки зимних дорог
Данный вопрос также взаимосвязан с безопасностью на дорогах. Есть другие технологии очистки дорог от снега, но тогда тормозной путь автомобилей увеличивается в разы. Мы готовы сегодня к этому, учитывая повсеместное нарушение скоростных ограничений на дорогах? Давайте ответим сами себе на этот вопрос. Вот когда мы будем к этому готовы, тогда мы будем применять другие технологии. Я думаю, что те, кто побывал в западных странах, могут подтвердить, что снег на дорогах там не счищают до асфальта и соль не насыпают – но и культура вождения там соответствующая. По таким дорогам как у них никто быстрее 40 км/ч и не поедет, и аварийность у них меньше. Поэтому, пока мы не решим проблему культуры вождения, мы будем чистить дорогу до асфальта, потому что цена этому -- человеческая жизнь.
Качество здравоохранения – общая забота
В видеоблоге губернатора Тюменской области открыт раздел, где я обратился ко всей медицинской общественности, ко всем нашим землякам, с предложением высказаться о тех проблемах, которые существуют в современной медицине. В последнее время я часто наблюдаю, что ситуация по этому вопросу развивается не в том русле: пациент и врач должны быть в одной команде, и главная их задача – победить недуг. Но очень часто люди находятся «по разные стороны баррикады»: пациент не доволен услугой и обвиняет врача, врач пытается защититься. Поэтому я выступил с инициативой: заключить публичный договор медицинского сообщества и пациентов. В нем нужно четко прописать: какие темы мы можем трогать в отношении врачей, а какие нет. Когда врач сидит на приеме, когда он перегружен в поликлинике, когда помимо приема пациентов ему нужно заполнить массу бумаг, просто необходимо заключить общественный договор и перестать «кошмарить» друг-друга. Пока пациент и врач не будут заодно, мы не решим таких проблем, как хамство в регистратуре, или разбирательства врачей с Росздравом, прокуратурой и так далее. Приглашаю всех к нормальной полноценной дискуссии, из которой затем мы должны сделать правильные эффективные выводы.