Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Об интуиции и расчете вариантов

Спорт, 00:03, 17 ноября 2012, Галина МИХАЙЛЕНКО
Слушать новость
Об интуиции и расчете вариантов. .

Во время игры турнирных и матчевых партий шахматист в основном занимается анализом позиций и их оценкой, после чего составляет план игры. Лишь в редких случаях проводит комбинацию.

Расчетом вариантов он занимается почти все время, отведенное для игры. Расчет вариантов – это просмотр своихвозможных ходов и ответов противника на ближайший отрезок партии. Важное обстоятельство при этом – контрольные часы. На обдумывание ходов дается строго ограниченное время. Поэтому шахматисту необходимо заботиться не только о точности расчета, но и о том, чтобы не попасть в цейтнот.

При расчете вариантов иногда даже сильные игроки допускают неточности и ошибки. Для выбора лучшего хода или продолжения игры в критических ситуациях мышление игрока должно быть последовательным, точным и быстрым. Существует схема для обдумывания и выбора хода:

1) Угроза соперника. В первую очередь шахматист должен спросить себя: «Что хочет соперник, почему он так сходил, что придумал? Какие угрозы, ловушки подстроил? Необходимо разгадать план противника».

2) Оценка позиции. Если прямых угроз не видно, то следует четко выяснить, кому принадлежит перевес, в чем он выражается или позиция равная.

3) Анализ позиции. Надо провести тщательное изучение создавшегося положения. Глубоко проникнуть в позицию, осмыслить ее сильные и слабые стороны. Найти пути активизации или реализации преимущества. В зависимости от создавшегося положения и стиля самого игрока – определить метод игры (комбинационный или позиционный).

4) Расчет вариантов. И последнее, что должен предпринять игрок – найти ходы-кандидаты и рассчитать варианты на несколько ходов вперед.

Бессистемное обдумывание приводит к большому расходу времени и хаотичному мышлению. Всегда помните, что оценка позиции базируется на пяти основных законах стратегии: 1. Закон – равенства сил. 2. Закон – безопасности короля. 3. Закон – цент-рализации и борьбы за центр. 4. Закон – активности фигур.

5) Закон – слабости полей и пешек.

Рассмотрим сказанное на конкретных примерах. Диагр. № 1 – оценим позицию: 1. Материальное равенство. 2. Прямых угроз королям или фигурам нет, =; 3. У белых небольшой перевес в пространстве из-за пешечного центра, но черные удачно его контролируют, +/=; 4. Все фигуры развиты и удачно расположены (=), у белых наиболее активны слон и конь, у черных – ферзь и ладьи, =; 5. Черные имеют пешечный перевес на ферзевом фланге, у белых изолированная и незащищенная пешка а4, =/+; 6. Оценка – положение равное или чуть приятнее у черных, им надо стремиться перевести игру в эндшпиль. Следуя правилу «разменивай активные фигуры противника», черные сыграли: 1. … Kd7! 2.Cf4 Cb4! 3.Лe2 K:e5 4.C:e5 Фc6! 5.Фg3 Cf8 6.Фb3 Фc4 7.Фb5 f6 8.Cf4 e5 9.Ce3 ed 10.Лed2 Ф:b5 11.ab de! Белые сдались, Цебало – Гуревич, Берн, 1989. Диагр. № 2 – слон, дальнобойная фигура, и, находясь в тылу, он может издалека воздействовать на фигуры противника: 1.Ke4! g6? (1. …Фe6!?) 2.Ф:d7! de 3.e6! fe 4.Фd4 Kpf7 5.Фh8 Фh4 6.g3, 1- 0, Се Цзюнь – Чибурданидзе, Манила, 1991. Слагаемые оценки позиции: 1) соотношение сил (сначала чисто формальное). 2) Позиция королей (расположение их в центре или на фланге, при односторонних рокировках или разносторонних, состояние пешечно-фигурного прикрытия короля: 3) Пешечная структура (характер центра, сильные и слабые поля).

4) Позиция фигур (их подвижность и взаимодействие, контроль над открытыми линиями, роль фигур в нападении и защите). Диагр. № 3 – определяющим фактором в этой позиции является перевес белых в мобилизации сил, у черных король без рокировки, а их ладьи играют роль статистов, игра закончилась в несколько ходов: 1.C:f6! C:f6 2.Лd7+! завершите партию. Диагр. № 4 – в этой позиции тема комбинации известна и подсказка не нужна. Диагр. № 5 – белые сыграли 1.Cc2 , чтобы на отступление коня ответить 2.g5. Как должны реагировать черные? Существует ошибочное мнение, что искусство комбинирования зависит лишь от природного таланта и что научиться ему нельзя. Однако каждый опытный шахматист знает, что почти все комбинации возникают на основе уже известных элементов и приемов.

Знать мотивы и приемы уже состоявшихся комбинаций сегодня просто необходимо. Доверяйте своей интуиции!

Во время игры турнирных и матчевых партий шахматист в основном занимается анализом позиций и их оценкой, после чего составляет план игры. Лишь в редких случаях проводит комбинацию.

Расчетом вариантов он занимается почти все время, отведенное для игры. Расчет вариантов – это просмотр своихвозможных ходов и ответов противника на ближайший отрезок партии. Важное обстоятельство при этом – контрольные часы. На обдумывание ходов дается строго ограниченное время. Поэтому шахматисту необходимо заботиться не только о точности расчета, но и о том, чтобы не попасть в цейтнот.

При расчете вариантов иногда даже сильные игроки допускают неточности и ошибки. Для выбора лучшего хода или продолжения игры в критических ситуациях мышление игрока должно быть последовательным, точным и быстрым. Существует схема для обдумывания и выбора хода:

1) Угроза соперника. В первую очередь шахматист должен спросить себя: «Что хочет соперник, почему он так сходил, что придумал? Какие угрозы, ловушки подстроил? Необходимо разгадать план противника».

2) Оценка позиции. Если прямых угроз не видно, то следует четко выяснить, кому принадлежит перевес, в чем он выражается или позиция равная.

3) Анализ позиции. Надо провести тщательное изучение создавшегося положения. Глубоко проникнуть в позицию, осмыслить ее сильные и слабые стороны. Найти пути активизации или реализации преимущества. В зависимости от создавшегося положения и стиля самого игрока – определить метод игры (комбинационный или позиционный).

4) Расчет вариантов. И последнее, что должен предпринять игрок – найти ходы-кандидаты и рассчитать варианты на несколько ходов вперед.

Бессистемное обдумывание приводит к большому расходу времени и хаотичному мышлению. Всегда помните, что оценка позиции базируется на пяти основных законах стратегии: 1. Закон – равенства сил. 2. Закон – безопасности короля. 3. Закон – цент-рализации и борьбы за центр. 4. Закон – активности фигур.

5) Закон – слабости полей и пешек.

Рассмотрим сказанное на конкретных примерах. Диагр. № 1 – оценим позицию: 1. Материальное равенство. 2. Прямых угроз королям или фигурам нет, =; 3. У белых небольшой перевес в пространстве из-за пешечного центра, но черные удачно его контролируют, +/=; 4. Все фигуры развиты и удачно расположены (=), у белых наиболее активны слон и конь, у черных – ферзь и ладьи, =; 5. Черные имеют пешечный перевес на ферзевом фланге, у белых изолированная и незащищенная пешка а4, =/+; 6. Оценка – положение равное или чуть приятнее у черных, им надо стремиться перевести игру в эндшпиль. Следуя правилу «разменивай активные фигуры противника», черные сыграли: 1. … Kd7! 2.Cf4 Cb4! 3.Лe2 K:e5 4.C:e5 Фc6! 5.Фg3 Cf8 6.Фb3 Фc4 7.Фb5 f6 8.Cf4 e5 9.Ce3 ed 10.Лed2 Ф:b5 11.ab de! Белые сдались, Цебало – Гуревич, Берн, 1989. Диагр. № 2 – слон, дальнобойная фигура, и, находясь в тылу, он может издалека воздействовать на фигуры противника: 1.Ke4! g6? (1. …Фe6!?) 2.Ф:d7! de 3.e6! fe 4.Фd4 Kpf7 5.Фh8 Фh4 6.g3, 1- 0, Се Цзюнь – Чибурданидзе, Манила, 1991. Слагаемые оценки позиции: 1) соотношение сил (сначала чисто формальное). 2) Позиция королей (расположение их в центре или на фланге, при односторонних рокировках или разносторонних, состояние пешечно-фигурного прикрытия короля: 3) Пешечная структура (характер центра, сильные и слабые поля).

4) Позиция фигур (их подвижность и взаимодействие, контроль над открытыми линиями, роль фигур в нападении и защите). Диагр. № 3 – определяющим фактором в этой позиции является перевес белых в мобилизации сил, у черных король без рокировки, а их ладьи играют роль статистов, игра закончилась в несколько ходов: 1.C:f6! C:f6 2.Лd7+! завершите партию. Диагр. № 4 – в этой позиции тема комбинации известна и подсказка не нужна. Диагр. № 5 – белые сыграли 1.Cc2 , чтобы на отступление коня ответить 2.g5. Как должны реагировать черные? Существует ошибочное мнение, что искусство комбинирования зависит лишь от природного таланта и что научиться ему нельзя. Однако каждый опытный шахматист знает, что почти все комбинации возникают на основе уже известных элементов и приемов.

Знать мотивы и приемы уже состоявшихся комбинаций сегодня просто необходимо. Доверяйте своей интуиции!



В Тюменской области состоятся чемпионат и первенство по спортивному ориентированию

25 апреля

Тюменка Альбина Молдажанова выиграла первый поединок на чемпионате Европы по боксу в Белграде

24 апреля