Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Елена Дубовская: «Я так живу...»

Общество, 00:10, 23 октября 2012, Елена ДУБОВСКАЯ
Слушать новость
Елена Дубовская: «Я так живу...». .

Есть полушуточный тест: тот, кто в детстве на «отлично» пишет изложения, может стать журналистом, а если – сочинения, возможно, писателем. Во всяком случае, путь в гуманитарные профессии лежит точно.

Тринадцатая по счету


Учительница первая моя – женщина полная и в летах (в детстве все старше 30-ти казались солидными тетеньками), открыв мою тетрадку, сделала замечание:

– Лена, в изложении не надо ничего выдумывать, отсебятина недопустима.

Зато как выручила меня эта самая отсебятина на экзаменах в Тюменский госуниверситет! Мне хватило баллов, чтобы поступить на филологический факультет, но на специальность «Журналистика» объявили творческий конкурс. Опыта работы в СМИ у меня не имелось, зато была жуткая застенчивость, которая повергла меня в страх, когда вошла в аудиторию: «Господи! Сколько конкурентов! Чуть ли не весь курс!»

Конкурс вел эпатажный и легендарный кандидат филологических наук, журналист и критик Владимир Рогачев. Он хмыкнул, глянув на наши тревожные лица. Отойдя к окну, закурил сигарету.

– Борзописцами желаете стать… Ишь, будущие щелкоперы собрались, – он грозно смот-рел на нас из-под толстых стекол очков. – Поглядим, кто на что горазд. За несколько минут напишете текст. Тему каждому назову индивидуально.

Я сидела за первым столом. Сосед мой, похоже, совсем не волновался, карими глазами зорко следил за экзаменатором. Рогачев прошел один ряд, второй… Я склонилась к пустому листу бумаги.

– Лес, – назвал он «кодовое» слово. Я вопросительно посмот-рела на Владимира Александровича. Он:

– Надеюсь, была в лесу? Вот и пиши.

– Кирпич, – сказал моему соседу. Подошел к двери и заявил:

– 30 минут вам времени, – и покинул аудиторию. Тишина стояла полная, вот не помню, скрипели ли перья. Вернулся Рогачев. Испытуемые по очереди выходили к кафедре, читали вслух свои стихи и новеллы, размышления. Мне все нравилось, но Рогачев многим указывал на дверь, добавляя вслед нелестное словечко. Сосед мой сочинил стих в духе Маяковского, но Владимир Александрович нахмурил брови. У меня был опус про то, как выпускники школы № 12 почистили лес от мусора, а после, сидючи под вековыми соснами, делились грандиозными планами на жизнь. Рогачев медлил в оценке услышанного. Я взяла сумку, направилась к выходу, дескать, и так все ясно. Вдруг как гром среди ясного неба:

– Куда? Дай сюда свой листок! Это опубликуем в газете. Репортаж в чистом виде. То, что нужно.

– Не надо его публиковать, – возразила я, – это я все выдумала.

– Быть тебе журналистом! – улыбнулся он. В тот миг я почувствовала себя самой счастливой на свете. И когда на творческом пути вырастали горы, мне всегда помогали заветные слова Учителя. Добрая половина тюменских газетчиков училась у Рогачева, он безошибочно направлял одаренных на верный путь, растил будущих журналистов, литераторов, общественных деятелей, педагогов. Владимир Александ-рович ушел из жизни рано. Господь забирает лучших…

В списках на престижную профессию я была тринадцатая по счету. Это число до сих пор приносит мне удачу.

Километры строк


Романтическое представление о журналистике: быть в гуще событий, встречаться с удивительными людьми, отправляться в интересные командировки – одна сторона медали. Другая – напряженная и сложная работа. Надо оперативно, интересно, качественно и точно в определенное количество строк уложить материал. Если у тебя на душе кошки скребут, если вдруг нездоровится или «буксует, не идет строка» – никакие оправдания не принимаются. Профессия требует жесткого отношения к себе. Плюс ко всему она забирает драгоценное свободное время. Даже если журналист покинул редакционный кабинет, это не значит, что его трудовой день закончился.

Мне нравится вечерами работать дома, кажется, никто не отвлекает. Но, как нарочно, по телевизору идет хорошая передача, хочется почитать книгу или просто полениться, а ты садишься за стол и пишешь. Утром свежим глазом оцениваешь текст и правишь.

Некоторые материалы требуют большой работы души и сердца. Помню обычную редакционную летучку. Мне поручили разобраться по письму. Отчаявшаяся женщина писала, что ее дочери Маше срочно требуется дорогостоящая операция. Денег в семье нет, куда бы она ни обращалась, натыкалась на волокиту, а с каждым днем дочери хуже…

Сразу после летучки редакционная машина умчала меня по указанному адресу, это был поселок неподалеку от Тюмени. Изложенное в письме оказалось горькой правдой. Никогда не забуду крошечную прихожую в скромной квартире. Стою на пороге, прощаясь, смотрят на меня измученная болезнью девушка и почерневшая от горя мать. В их глазах невыносимая тоска и одновременно надежда: газета – последняя инстанция, от которой они ждут помощи.

В редакцию вернулась к вечеру, оказалось, из-за аварии в Доме печати отключили отопление, а мороз на улице под 40. В кабинете холодина, сотрудников почти всех отпустили, дизайнер верстает последнюю полосу. Редактор Виктор Логинов, выслушав меня, быстро принимает решение:

– Соберись с мыслями, пиши в номер. Сама понимаешь, медлить нельзя. Чаем горячим обеспечим, – успокоил меня. – Будет досыл, – сказал он дизайнеру и корректору. – Лена напишет 200 строк…

Материал должен за душу брать, просто так строки не накидаешь, а времени мало. Наверное, кто-то свыше в тот момент вмешался в судьбу Машеньки и помог мне справиться со сложным заданием. Газета вышла. Всей редакцией мы поражались, насколько неравнодушными оказались читатели. Из разных организаций, учреждений, от пожилых людей пошли переводы на лечение девушки… С тех пор прошло лет пять. Машенька счастлива, она вышла замуж, недавно стала мамой.

Другой случай мне казался типичным. Талантливую тюменскую актрису любили, пока она была в расцвете творческих сил. Состарилась – позабыли. Пока, как говорится, ты на коне, возле тебя друзья, многочисленные приятели. Случись что – и нет никого.

Заведующая литературной частью театра посоветовала рассказать о творческом пути замечательной актрисы. Я подобрала фотографии, на которых она волшебно прекрасна. О тяжелой болезни, что заточила ее в четырех стенах квартиры, – ни слова.

– С утра наш телефон звонил, не умолкая, – рассказывал сын актрисы, – маму поздравляли с Днем театра. Она так радовалась, у нее даже состояние здоровья улучшилось.

Доброе слово может окрылить – прописная истина, но, увы, она порой забывается. Виктор Логинов, опытный редактор и талантливый журналист, скажет мне потом: «Если ты помогла человеку, уже ради этого стоит работать в нашей профессии».

Но любимая тема, которой верна и которая доставляет мне немало хлопот, – история Тюмени. В холод или зной пешком иду по городу, вглядываюсь в старинные дома, фотографирую их, расспрашиваю старожилов, стараюсь найти интересное из жизни тюменских улиц. В архиве ищу необходимую информацию, на поиск уходит много времени. Его, конечно, жаль, можно за эти дни подготовить не одну статью, но «дела минувших дней» не терпят «кавалерийских журналистских наскоков».

Сколько уже строк напечатано в разных изданиях? Наверное, если вытянуть их в одну линию, то можно добраться до загадочной планеты Марс. Часть строчек сложилась в краеведческую книгу «Этюды о Тюмени» (Средне-Уральское книжное издательство, 2004 год). Виктор Аликов, возглавлявший городскую инспекцию по охране и использованию памятников, благодаря которому многие шедевры прошлого обрели вторую жизнь, неожиданно предложил мне:

– Я тут намедни перечитал твои публикации. На книгу тянут, давай займись, – и Виктор Васильевич достал из шкафа увесистую папку с этими самыми публикациями.

Степан Киричук, будучи мэром Тюмени, посмотрев представленные материалы, окрылил меня:

– Мне очень нравится идея издать книгу о городе. Тюмень я люблю, люблю тюменцев.

Некоторые очерки, что вошли в это издание, первоначально увидели свет на страницах газеты «Тюменская правда сегодня», (ныне «Тюменская область сегодня»). Чудесное было время! Легендарный редактор Виктор Горбачев пустил в плавание новую газету, она крепчала, набирала авторитет в большом море под названием «Тюменская пресса». Мне довелось в новорожденной газете работать обозревателем по вопросам культуры.

На всю жизнь запомнила, как в двухтысячном году готовила статью о проблеме застройки площади 400-летия Тюмени. Из достоверных источников стало известно, что некая коммерческая структура намеревается построить гипермаркет на месте, которое еще в советское время было зарезервировано под новый театр. Уже и документы готовы. Часть архитекторов была категорически против такой затеи, другая – горячо одобряла и сердилась на газету, что ее мнение не поддерживают. Справедливость взяла верх.

За цикл материалов об архитектурном облике Тюмени уже позже на фестивале «Тюменская пресса – 2003» мне вручили почетный знак «Золотое перо». Но в творчестве главное – не награда, важно само творчество, которое раскрывает новые горизонты и вызывает читательский интерес.

Домовой, Кикимора и кошки


Это герои моих детских книжек, пока сочинила четыре. «Планета Котофея» вышла совсем недавно. Юные читатели встретятся с усатыми-полосатыми (мои самые любимые персонажи!), мисс Кикиморой, Домовым, Кощеем Бессмертным, Бабой-Ягой, лунариками. Мистические существа живут в нашем современном мире, в Тюмени, то есть я хотела сказать, на страницах моей книги. Коллеги удивляются: «Почему пишешь сказки?» Все просто. В детстве я сочиняла истории о всякой живности. Залезала на крышу нашего домика, открывала тетрадку и фантазировала в свое удовольствие. Детство – самая счастливая часть жизни, потому что душа доверчиво открыта миру, она полна радости и чудесных фантазий, сердце не изранено разного рода неприятностями. Особое солнечное состояние души испытываю, когда придумываю сказки.

Ученые сделали прелюбопытное заключение, что способности и наклонности к чему-либо передаются человеку на генном уровне. Мой отец любит историю и интересуется ей, мама мечтала быть писательницей. Так что я отрабатываю «карму»: для взрослых пишу материалы на краеведческие темы, для детей сочиняю сказки. То и другое доставляет мне большую радость. Иду по улице – мысленно проговариваю текст, продумываю сюжет. Еду в транспорте – читаю, чтобы не тратить попусту время. В выходной или будний день обязательно пишу. Иначе не могу, я так живу…

Есть полушуточный тест: тот, кто в детстве на «отлично» пишет изложения, может стать журналистом, а если – сочинения, возможно, писателем. Во всяком случае, путь в гуманитарные профессии лежит точно.

Тринадцатая по счету


Учительница первая моя – женщина полная и в летах (в детстве все старше 30-ти казались солидными тетеньками), открыв мою тетрадку, сделала замечание:

– Лена, в изложении не надо ничего выдумывать, отсебятина недопустима.

Зато как выручила меня эта самая отсебятина на экзаменах в Тюменский госуниверситет! Мне хватило баллов, чтобы поступить на филологический факультет, но на специальность «Журналистика» объявили творческий конкурс. Опыта работы в СМИ у меня не имелось, зато была жуткая застенчивость, которая повергла меня в страх, когда вошла в аудиторию: «Господи! Сколько конкурентов! Чуть ли не весь курс!»

Конкурс вел эпатажный и легендарный кандидат филологических наук, журналист и критик Владимир Рогачев. Он хмыкнул, глянув на наши тревожные лица. Отойдя к окну, закурил сигарету.

– Борзописцами желаете стать… Ишь, будущие щелкоперы собрались, – он грозно смот-рел на нас из-под толстых стекол очков. – Поглядим, кто на что горазд. За несколько минут напишете текст. Тему каждому назову индивидуально.

Я сидела за первым столом. Сосед мой, похоже, совсем не волновался, карими глазами зорко следил за экзаменатором. Рогачев прошел один ряд, второй… Я склонилась к пустому листу бумаги.

– Лес, – назвал он «кодовое» слово. Я вопросительно посмот-рела на Владимира Александровича. Он:

– Надеюсь, была в лесу? Вот и пиши.

– Кирпич, – сказал моему соседу. Подошел к двери и заявил:

– 30 минут вам времени, – и покинул аудиторию. Тишина стояла полная, вот не помню, скрипели ли перья. Вернулся Рогачев. Испытуемые по очереди выходили к кафедре, читали вслух свои стихи и новеллы, размышления. Мне все нравилось, но Рогачев многим указывал на дверь, добавляя вслед нелестное словечко. Сосед мой сочинил стих в духе Маяковского, но Владимир Александрович нахмурил брови. У меня был опус про то, как выпускники школы № 12 почистили лес от мусора, а после, сидючи под вековыми соснами, делились грандиозными планами на жизнь. Рогачев медлил в оценке услышанного. Я взяла сумку, направилась к выходу, дескать, и так все ясно. Вдруг как гром среди ясного неба:

– Куда? Дай сюда свой листок! Это опубликуем в газете. Репортаж в чистом виде. То, что нужно.

– Не надо его публиковать, – возразила я, – это я все выдумала.

– Быть тебе журналистом! – улыбнулся он. В тот миг я почувствовала себя самой счастливой на свете. И когда на творческом пути вырастали горы, мне всегда помогали заветные слова Учителя. Добрая половина тюменских газетчиков училась у Рогачева, он безошибочно направлял одаренных на верный путь, растил будущих журналистов, литераторов, общественных деятелей, педагогов. Владимир Александ-рович ушел из жизни рано. Господь забирает лучших…

В списках на престижную профессию я была тринадцатая по счету. Это число до сих пор приносит мне удачу.

Километры строк


Романтическое представление о журналистике: быть в гуще событий, встречаться с удивительными людьми, отправляться в интересные командировки – одна сторона медали. Другая – напряженная и сложная работа. Надо оперативно, интересно, качественно и точно в определенное количество строк уложить материал. Если у тебя на душе кошки скребут, если вдруг нездоровится или «буксует, не идет строка» – никакие оправдания не принимаются. Профессия требует жесткого отношения к себе. Плюс ко всему она забирает драгоценное свободное время. Даже если журналист покинул редакционный кабинет, это не значит, что его трудовой день закончился.

Мне нравится вечерами работать дома, кажется, никто не отвлекает. Но, как нарочно, по телевизору идет хорошая передача, хочется почитать книгу или просто полениться, а ты садишься за стол и пишешь. Утром свежим глазом оцениваешь текст и правишь.

Некоторые материалы требуют большой работы души и сердца. Помню обычную редакционную летучку. Мне поручили разобраться по письму. Отчаявшаяся женщина писала, что ее дочери Маше срочно требуется дорогостоящая операция. Денег в семье нет, куда бы она ни обращалась, натыкалась на волокиту, а с каждым днем дочери хуже…

Сразу после летучки редакционная машина умчала меня по указанному адресу, это был поселок неподалеку от Тюмени. Изложенное в письме оказалось горькой правдой. Никогда не забуду крошечную прихожую в скромной квартире. Стою на пороге, прощаясь, смотрят на меня измученная болезнью девушка и почерневшая от горя мать. В их глазах невыносимая тоска и одновременно надежда: газета – последняя инстанция, от которой они ждут помощи.

В редакцию вернулась к вечеру, оказалось, из-за аварии в Доме печати отключили отопление, а мороз на улице под 40. В кабинете холодина, сотрудников почти всех отпустили, дизайнер верстает последнюю полосу. Редактор Виктор Логинов, выслушав меня, быстро принимает решение:

– Соберись с мыслями, пиши в номер. Сама понимаешь, медлить нельзя. Чаем горячим обеспечим, – успокоил меня. – Будет досыл, – сказал он дизайнеру и корректору. – Лена напишет 200 строк…

Материал должен за душу брать, просто так строки не накидаешь, а времени мало. Наверное, кто-то свыше в тот момент вмешался в судьбу Машеньки и помог мне справиться со сложным заданием. Газета вышла. Всей редакцией мы поражались, насколько неравнодушными оказались читатели. Из разных организаций, учреждений, от пожилых людей пошли переводы на лечение девушки… С тех пор прошло лет пять. Машенька счастлива, она вышла замуж, недавно стала мамой.

Другой случай мне казался типичным. Талантливую тюменскую актрису любили, пока она была в расцвете творческих сил. Состарилась – позабыли. Пока, как говорится, ты на коне, возле тебя друзья, многочисленные приятели. Случись что – и нет никого.

Заведующая литературной частью театра посоветовала рассказать о творческом пути замечательной актрисы. Я подобрала фотографии, на которых она волшебно прекрасна. О тяжелой болезни, что заточила ее в четырех стенах квартиры, – ни слова.

– С утра наш телефон звонил, не умолкая, – рассказывал сын актрисы, – маму поздравляли с Днем театра. Она так радовалась, у нее даже состояние здоровья улучшилось.

Доброе слово может окрылить – прописная истина, но, увы, она порой забывается. Виктор Логинов, опытный редактор и талантливый журналист, скажет мне потом: «Если ты помогла человеку, уже ради этого стоит работать в нашей профессии».

Но любимая тема, которой верна и которая доставляет мне немало хлопот, – история Тюмени. В холод или зной пешком иду по городу, вглядываюсь в старинные дома, фотографирую их, расспрашиваю старожилов, стараюсь найти интересное из жизни тюменских улиц. В архиве ищу необходимую информацию, на поиск уходит много времени. Его, конечно, жаль, можно за эти дни подготовить не одну статью, но «дела минувших дней» не терпят «кавалерийских журналистских наскоков».

Сколько уже строк напечатано в разных изданиях? Наверное, если вытянуть их в одну линию, то можно добраться до загадочной планеты Марс. Часть строчек сложилась в краеведческую книгу «Этюды о Тюмени» (Средне-Уральское книжное издательство, 2004 год). Виктор Аликов, возглавлявший городскую инспекцию по охране и использованию памятников, благодаря которому многие шедевры прошлого обрели вторую жизнь, неожиданно предложил мне:

– Я тут намедни перечитал твои публикации. На книгу тянут, давай займись, – и Виктор Васильевич достал из шкафа увесистую папку с этими самыми публикациями.

Степан Киричук, будучи мэром Тюмени, посмотрев представленные материалы, окрылил меня:

– Мне очень нравится идея издать книгу о городе. Тюмень я люблю, люблю тюменцев.

Некоторые очерки, что вошли в это издание, первоначально увидели свет на страницах газеты «Тюменская правда сегодня», (ныне «Тюменская область сегодня»). Чудесное было время! Легендарный редактор Виктор Горбачев пустил в плавание новую газету, она крепчала, набирала авторитет в большом море под названием «Тюменская пресса». Мне довелось в новорожденной газете работать обозревателем по вопросам культуры.

На всю жизнь запомнила, как в двухтысячном году готовила статью о проблеме застройки площади 400-летия Тюмени. Из достоверных источников стало известно, что некая коммерческая структура намеревается построить гипермаркет на месте, которое еще в советское время было зарезервировано под новый театр. Уже и документы готовы. Часть архитекторов была категорически против такой затеи, другая – горячо одобряла и сердилась на газету, что ее мнение не поддерживают. Справедливость взяла верх.

За цикл материалов об архитектурном облике Тюмени уже позже на фестивале «Тюменская пресса – 2003» мне вручили почетный знак «Золотое перо». Но в творчестве главное – не награда, важно само творчество, которое раскрывает новые горизонты и вызывает читательский интерес.

Домовой, Кикимора и кошки


Это герои моих детских книжек, пока сочинила четыре. «Планета Котофея» вышла совсем недавно. Юные читатели встретятся с усатыми-полосатыми (мои самые любимые персонажи!), мисс Кикиморой, Домовым, Кощеем Бессмертным, Бабой-Ягой, лунариками. Мистические существа живут в нашем современном мире, в Тюмени, то есть я хотела сказать, на страницах моей книги. Коллеги удивляются: «Почему пишешь сказки?» Все просто. В детстве я сочиняла истории о всякой живности. Залезала на крышу нашего домика, открывала тетрадку и фантазировала в свое удовольствие. Детство – самая счастливая часть жизни, потому что душа доверчиво открыта миру, она полна радости и чудесных фантазий, сердце не изранено разного рода неприятностями. Особое солнечное состояние души испытываю, когда придумываю сказки.

Ученые сделали прелюбопытное заключение, что способности и наклонности к чему-либо передаются человеку на генном уровне. Мой отец любит историю и интересуется ей, мама мечтала быть писательницей. Так что я отрабатываю «карму»: для взрослых пишу материалы на краеведческие темы, для детей сочиняю сказки. То и другое доставляет мне большую радость. Иду по улице – мысленно проговариваю текст, продумываю сюжет. Еду в транспорте – читаю, чтобы не тратить попусту время. В выходной или будний день обязательно пишу. Иначе не могу, я так живу…



Тюменские члены Ассамблеи народов России приобрели для бойцов СВО необходимое оборудование

28 марта

Отчет МАУ ДО САШ «НЕГЕ»

28 марта