×
В социальных сетях
В печатной версии

Тобольск – незримая связь с царской династией

Редакция продолжает публиковать материалы, посвященные важной дате российской истории – 400-летию дома Романовых. Представляем работу тобольского писателя, историка, доктора исторических наук Вячеслава Софронова


Далеко не каждый город России имеет столь насыщенную историю, как нынешний провинциальный Тобольск. Более того, в его истории четко прослеживается связь с династией Романовых, последние из которых после отречения нашли в нем пристанище. Во всяком случае, расцвет «главного» города Сибири пришелся на время правления именно Романовых, а отмена статуса «губернского города» совпала с окончанием их царствования. 

Нельзя сказать, что царственные особы баловали или как-то выделяли тоболяков среди прочих подданных, зато доверяли местной администрации надзор за важными особами, оказавшимися в городе по их прямому распоряжению в качестве ссыльных. Среди них порой оказывались исключительные личности, судьба которых по той или иной причине незаслуженно оказалась вне взгляда современных историков. Вот  о них-то и пойдет речь в нашем коротком повествовании.

Царская невеста


Еще в древних государствах в дохристианский период существовала практика отправки в ссылку политических противников правителей государства. Обычно для этого использовали географически отдаленные местности, где ссыльный находился бы под надзором и не мог принимать активной деятельности и противодействовать правителю. Позднее подобная практика была заимствована христианскими европейскими государствами, распространилась и в России. После присоединения Сибири ее территория стала идеальным местом для изоляции противников престола или людей, неугодных власти. Тобольск на долгое время стал центром, через который ссыльных распределяли по сибирским провинциям, а некоторых оставляли и в самом городе. Зачастую это были люди, приближенные к престолу, но по какой-то причине подвергшиеся опале на несколько лет, а иногда и до самой смерти.

Одной из первых, удаленных от царского двора, стала невеста царя Михаила Романова Мария Хлопова,дочь московского дворянина, которую молодой царь пожелал взять себе в жены, когда в 1616 году ему исполнилось двадцать лет. Этот выбор он сделал лично после приглашения в царские покои девиц из лучших московских семейств.

Но его выбору воспротивилась мать царя, «великая старица» Марфа Ивановна, урожденная Салтыкова, в то время как отец царя, будущий патриарх Филарет, находился в польском плену и мнения своего на этот счет высказать не мог.

Марию Хлопову поселили в царском дворце, по обычаю того времени дали ей новое имя – Анастасия и начались приготовления к свадьбе. Но старица Марфа, мать царя Михаила, настояла, чтоб невеста прошла медицинское освидетельствование, в результате чего придворные лекари дали заключение, что Мария Хлопова больна, поскольку ее «рвало и ломало нутро, и опухоль была», что вполне могло случиться с молодой девушкой от неумеренного потребления сладкого, отчего «плоду и чадородию порухи не бывает». Но Салтыковы, ближайшие родственники царской матери, настояли на рассмотрении этого вопроса на боярской думе, где постановили: «Царская невеста к государевой радости не прочна». На основе этого Марию Хлопову выселили из дворца, где она прожила всего шесть недель, а уже через десять дней вместе с бабкой, теткой и двумя дядями Желябужскими сослали в Тобольск без определения время ссылки. Отца же ее, Хлопова, направили на воеводство в Вологду.

Выбор молодым царем новой невесты затянулся на три года. В 1619 году вернулся из польского плена отец царя, который был удивлен, что сын его до сих пор не женат. Тот пересказал историю своей неудачной женитьбы и сообщил, что желает возвращения из Сибири своей невесты, поскольку: «Обручена мне царица, кроме ея не хочу взять иную».

Отец царя провел расследование инцидента и царские лекари признались, что вердикт о «нездоровье» царской невесты выносили под давлением родственников матери царя, а потому думали, что так угодно и «их величеству». Они подтвердили, что временное недомогание Хлоповой было вызвано от перемены пищи и пристрастия ее  к иноземным, непривычным для молодого организма блюдам и восточным сладостям. По результатам проведенного следствия Салтыковых самих подвергли опале и удалили от двора за то, что они «государской радости и живота учинили помешку».

Однако с возвращением Хлоповой не спешили, поскольку Филарет вознамерился женить сына на одной из дочерей правителей соседних государств для укрепления союза политического еще  и родственным. Поиски невесты за рубежом не увенчались успехом. Тогда в сентябре 1624 года Михаила Федоровича женили на Марии Долгорукой. Буквально на другой день пос-ле свадьбы новобрачная слегла в постель и 6 января 1625 года скончалась. Через год после ее смерти Михаил Федорович взял в жены Евдокию Лукьяновну из незнатного рода Стрешневых, родившую ему за годы совместной жизни десятерых детей. Из них лишь четверо пережили отца. Сам Михаил Федорович, родившийся в июне 1596 года, скончался 13 июля 1645 года.

Мария Хлопова прожила в Тобольске чуть более трех лет «близ девичьего монастыря», затем переселили ее  в Верхотурье, где она пробыла около года. 30 декабря 1620 года по царскому указу ее  с родней направили на жительство в Нижний Новгород, где поселили на выморочном дворе Козьмы Минина. В Москву она так и не вернулась и умерла незамужней в Нижнем Новгороде в 1633 году.

Продолжение следует 

356Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
В сети появились фотографии пропажи букв с надписи «Тобольск» при въезде в город. Недавно в городских сообществах Вконтакте появились новости о демонтаже знаменитого указателя. На фото остались только три буквы, которые формировали надпись «ТОК».
Тюменские студенты устроили серию перформансов в городе: собрали сто улыбок, рассказывали анекдоты в автобусах в костюмах клоунов, устроили турнир по мусорболу среди прохожих, провели живые выставки в березовой роще в костюмах сказочных персонажей.
Уже разработан план взаимодействия и проведены первые занятия.
23 и 30 ноября в молодежном театральном центре «Космос» пройдут открытые воркшопы по владению голосом и речью. Их участники освоят техники речевой импровизации и узнают, как отвечать на некорректные вопросы.
В Тюмени почти безветренно и пасмурно.
В большом стеклянном кубе инсталлированы инструменты разных профессий.
Все, чем по праву гордится православная культура, можно найти в выставочном зале.