×
В социальных сетях
В печатной версии

Классическое образование под углом модернизации

25.09.2012
23:33

В этом году у государственных вузов прибавилось конкурентов: Министерство образования и науки РФ разрешило создавать бюджетные места в негосударственных вузах. У Тюменского государственного архитектурно-строительного университета преимущества неоспоримы: во-первых, это специализированный вуз, который обеспечивает интеллектуальными ресурсами строительный комплекс и смежные сферы экономики. В Тюменской области, в Югре, на Ямале, в соседней Курганской области таких нет, а во-вторых, это бренд более чем с 40-летней историей: марку качества образования здесь поддерживают еще с советских времен! В 2011 году ТюмГАСУ стал дипломантом конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования».


Синтез лучшего старого и современных технологий

Александр Воронин, проректор по учебной работе Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, рассказал о новшествах образовательного процесса, вызванных потребностями производства.

– ТюмГАСУ остается одним из немногих вузов, сохранивших классическое преподавание по инженерным специальностям. Сохраняется обучение по старой академической системе: семинары, зачеты, экзамены. Новомодная рейтинговая система тоже используется, но зачет «автоматом» по ней не получишь. Баллы набирай, но экзамены все равно сдавай! Выпускник университета становится квалифицированным специалистом благодаря постоянному взаимодействию преподаватель – студент. Использование интерактивных программ – одно из современных требований Министерства образования и науки, но здесь так было всегда.

Европейская двухступенчатая система образования действует в вузе третий год. Программы бакалавриата готовят специалиста широкого профиля, прошедшего обширную практику. О таком и мечтают на производстве: ему не нужен наставник, он уже получил азы профессии. Студенты живут нуждами производства уже со второго курса, знают технику, технологии. Конечно, все равно они специализируются на том, что им нравится. Тем не менее у них есть база по строительным специальностям в целом. Чтобы переквалифицироваться, например, с гражданского строительства на дорожное, не нужно три года, переподготовка будет краткой.

Магистратура для тех, кто решил посвятить себя науке. Выпускник становится крупномасштабным специалистом узкого профиля. На производстве он обычно занимает должность менеджера среднего и высшего звена, разрабатывающего и внедряющего глобальные проекты.

На пальцах инженера не обучишь

Смена вывески с «академии» на «университет» случилась не вдруг – к этому событию, произошедшему в 2005 году, готовились семь лет. Стали более жесткими требования к материально-технической базе, организации учебного процесса, научной деятельности. Появился диссертационный совет. Но учебная нагрузка остается прежней – она регламентируется Министерством, образовательными стандартами, законом «Об образовании». Просто появилось больше возможностей. Студент может параллельно обучаться по другой образовательной программе и получить два диплома: по основной специальности и как переводчик в сфере профессиональных коммуникаций или бакалавр бизнес-администрирования. Стала возможной академическая мобильность студентов – стажировки в зарубежных вузах и получение диплома международного образца. Талантливый студент может получать несколько стипендий, в том числе именные от будущих работодателей.

В феврале 2012 года факультеты были преобразованы в три института: архитектурный, строительный и инженерный. Вместо специальностей – направления и профили. Изменения образовательного процесса связаны с нуждами производства: комплексное обучение обеспечит максимально качественное обслуживание строительной отрасли. Все специалисты должны работать вместе: смета, бухгалтерия, кадастр... Архитекторы, например, изучают программы, связанные с проектированием. Чтобы не спроектировать то, что невозможно воплотить в жизнь, студенту-проектировщику нужны знания по архитектуре. Стратегическая цель вуза -- превращение университета в образовательно-научно-производственный комплекс.

Наука и производство идут в тандеме

В областной столице много зданий, спроектированных и построенных выпускниками ТюмГАСУ. В связи с динамичным развитием региона взаимодействие вуза с правительством, главным управлением строительства в сфере градостроительной политики усиливается. Развивается сотрудничество с муниципалитетами: студентов направляют на практику, кого-то из них включают в кадровый резерв муниципальных служащих.

Благодаря фонду развития вуза, действующему с 1995 года, отношения науки и производства стали взаимовыгодными. Руководители предприятий не только инвестируют в обучение, но и выдвигают свои требования. Осуществляется мониторинг услуг на рынке труда и потребностей работодателей с помощью заполняемой ими анкеты. Исходя из их запросов специальное образование может быть скорректировано.

Вводятся новые специальности, востребованные на рынке. Впервые набраны студенты на специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений». В 2013--2014 годах появится новое направление «Реставрация». Каждый год предлагаются новые образовательные услуги для предприятий, в том числе повышение квалификации работников.

Расширяется сотрудничество по внедрению научных разработок вуза. По заказу предприятий разрабатываются новые технологии, проводится их экспертиза и внедрение. Среди постоянных заказчиков такие организации, как «ТДСК», «Партнер-Инвест», «Тюмень Водоканал». Есть и система госзаказов. Сейчас создается сертифицированная научно-производственная лаборатория по анализу и очистке воды. На рынке эти услуги монополизированы, а спрос большой.

Планируется создание производственных баз. Испытательные площадки, на которых идет реализация научно-технических идей студентов и сотрудников, где доказывается экономическая эффективность технологий, у вуза есть. Нужны теперь масштабные полигоны, где уже по отлаженной технологии можно было бы запустить мелкое или крупное серийное производство.

Побеждает активный и уверенный

У тех, кто пошел работать по строительной специальности, трудоустройство стопроцентное. Обычно если студент хорошо зарекомендовал себя на практике или стажировке, его берут на работу в эту же организацию. Ценится работодателем и опыт участия в стройотрядовском движении. Владение смежной профессией – еще один неоспоримый плюс: значит, человек готов инвестировать в свое будущее.  Сложнее обрести желанное место работы тем, кто получил специальность «Государственное и муниципальное управление», потому и общая цифра трудоустроенных выпускников ТюмГАСУ ниже: на 1 сентября 2011 года она составила 93 процента.

Те, кто не сумел найти себе место, имеют возможность принять участие в программе «Карьера», реализуемой центром содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников ТюмГАСУ. Участники программы обучаются грамотному составлению резюме, в тренингах отрабатывают правильное поведение на собеседовании. Студенты признаются, что после этого увереннее чувствуют себя при общении с работодателем. Центр предлагает воспользоваться созданной автоматизированной базой данных соискателей и работодателей, дает обратившимся список сайтов по поиску работу.

На традиционную ярмарку выпускников приглашают не только выпускников, но и четверокурсников, чтобы работодатели присмотрели себе будущие кадры, дали рекомендации, на что обратить внимание в последний год обучения. В последней ярмарке, состоявшейся в апреле, участвовали 184 студента и 38 работодателей. Многие пришли с собственным «портфелем достижений». Это как обещание: а сколько еще достижений впереди!

 

161Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
V Всероссийский фестиваль телевизионных фильмов и телерадиопрограмм «Человек и вера» в этом году выпадает на последнюю неделю сентября: с 26 по 29-е число участников, гостей, экспертов и просто друзей ждут в славном Тобольске.
Геннадий Куцев, академик РАО, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, 17 сентября подошел к большому юбилею. 
Так решили члены комиссии по присвоению, изменению, аннулированию наименований элементов планировочной структуры и элементов улично-дорожной сети.
Что делать человеку, который много лет жил на улице, и чем я могу помочь бездомным людям? Тюменец Константин Безносков нашел для себя ответ на этот вопрос.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде