×
В социальных сетях
В печатной версии

Сергей Дегтярь:

30.08.2012
01:11

«Вступление в ВТО объединило региональный ритейл и производителей»


Россия вступила в ВТО. Переговоры, равно как  и подготовка  к вступлению во Всемирную торговую организацию, шли на протяжении нескольких лет. Насколько готовы российские производители и сетевой ритейл к «открытию коридора», смогут ли они выдержать конкуренцию с мировыми брендами, покажет время. О том, какая работа велась по продвижению тюменских товаров на региональный рынок, рассказывает заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь.

– С постперестроечных времен сфера потребительского рынка практически не регулировалась, взаимоотношения между торговлей и производителями были достаточно хаотичны, возникало много проблем, и Тюменская область здесь не исключение. Для того чтобы обеспечить баланс интересов всех заинтересованных сторон, а также для разъяснения положений проекта федерального закона о торговле, мы организовали прямую линию. К слову, на второе полугодие 2009 года пришлось активное обсуждение нескольких предложенных вариантов вышеуказанного закона. Особое внимание уделялось статьям, регламентирующим взаимоотношения между поставщиками продукции и сетевым ритейлом.

Скажу прямо, на тот период ни те, ни другие не были готовы к цивилизованным взаимоотношениям. Местные сельхозпроизводители в большинстве случаев при всех потенциальных преимуществах качества своей продукции серьезно отставали из-за отсутствия привлекательной упаковки, внешнего вида – всего того, что делает товар привлекательным для покупателя. Кроме того, сроки и объемы поставок соблюдались не всегда, что вызывало вопросы как  у покупателей, так  и у широкого круга предприятий торговли. Причем последние были ориентированы на продажу яркого импортного товара, который активно приобретался жителями Тюменской области, но серьезно отставал в своих качественных и экологических характеристиках.

Акция «Покупаем тюменское!» должна была разрешить ряд вышеописанных  проблем. Ее активно поддержал губернатор области Владимир Якушев. Цель акции – продвижение товаров сельхозпроизводителей Тюменской области и стимулирование предприятий торговли региона к их реализации. Задачами проекта стали популяризация продукции местных производителей, увеличение объемов поставок продукции местных сельхозпроизводителей в предприятия торговли области и урегулирование взаиморасчетов между местными сельхозпроизводителями и предприятиями тор-говли. Они одновременно предполагали еще и выполнение основных требований закона о торговле.

– Насколько, на ваш взгляд, успешно прошла реализация закона о торговле в Тюменской области?

– Закон и сейчас активно реализуется. Напомню, что  с  начала реализации закона, то есть с февраля 2010 года, ряд его статей имел переходный период. Особенно это касалось урегулирования взаиморасчетов между поставщиками и продавцами продукции.

Совместно со специалистами департамента АПК мы активно  консультировали ту и другую стороны по новому формату договоров по взаиморасчетам. Юристы областного управления лицензирования и регулирования потребительского рынка разработали типовую форму договора, чтобы максимально исключить конфликтные ситуации, тем самым не сорвать сроки поставок продукции, а также не дать возможность обременить местного производителя дополнительными так называемыми бонусами и поборами, которые ложились в торговую наценку. В итоге – чтобы жители области не почувствовали на себе превратности первых шагов в реализации нового закона о торговле. Естественно, сложности еще остаются, но  в целом нам это удалось.

– Позволила ли вышеперечисленная работа подготовиться к вступлению в ВТО, какие конкретно мероприятия были реализованы?

– Прежде всего от вступления в ВТО не должен пострадать рядовой покупатель. Думается, что успех адаптации к новым условиям потребительского рынка Тюменской области должен работать по всей цепочке: производитель – продавец – покупатель. Регулярным стало проведение круглых столов в правительстве области с участием местных сельхозпроизводителей и сетевого ритейла. Они стали полноценной переговорной площадкой, где рассматривались и были урегулированы, в том числе с учас-тием губернатора, самые конфликтные вопросы.

На круглых столах (февраль, апрель, август 2010 года, март, ноябрь 2011 года, март 2012 года) с участием товаропроизводителей и сетевых компаний неоднократно рассматривались вопросы качества поставляемой продукции, упаковки и соблюдения требований к маркировке. Сотрудничество в данных вопросах способствовало расширению ассортимента продукции, улучшению ее качества, применению новых современных видов упаковки. Многие производители провели реконструкцию и модернизацию производственных мощностей, установили высокотехнологичное оборудование, отвечающее самым современным требованиям.

Для создания условий устойчивого увеличения производства сельскохозяйственной продукции и стабилизации цен на указанную продукцию в октябре 2011 года заключено соглашение между НП «Ассоциация предприятий розничной торговли Тюменской области» и НП «Производители сельскохозяйственной продукции и продовольствия Тюменской области».

По итогам 2011 года доля продаж товаров местного производства в общем объеме товарооборота продовольственных товаров торговых сетей составила 20 процентов, с продукцией собственного производства торговых сетей – 27,7 процента. Активную позицию в этом занимает администрация Тюмени. Доля оборота торговых сетей по городским округам и муниципальным районам области в первом полугодии 2012 года составила 17,4 процента от общего оборота розничной торговли. Управлением лицензирования и регулирования потребительского рынка совместно с департаментом АПК проводится ежемесячный мониторинг динамики и структуры дебиторской задолженности за поставленную продукцию ведущих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Тюменской области в предприятия торговли. С 1 января 2010 года просроченная кредиторская задолженность региональных торговых сетей сократилась почти в пять раз (с 16,4 до 3 миллионов рублей).

Кроме того, уменьшилась просроченная дебиторская задолженность у местных товаропроизводителей по товарным группам: безалкогольные напитки – на 1,5 миллиона рублей, или  в 4,5 раза; хлеб и хлебобулочные изделия – на 3,4 миллиона рублей, или  в 2,5 раза; мясо-колбасные изделия – на 6 миллионов руб-лей, или  в 2,4 раза. На 1 июля 2012 года просроченная дебиторская задолженность отсутствовала у предприятий-изготовителей мяса птицы и рыбопродукции.

– Как осуществляются мероприятия по популяризации продукции местных производителей?

– Дегустации продукции местных товаропроизводителей «Покупаем тюменское. Вкусный маркетинг» прошли в торговых предприятиях Тюмени. Постоянными участниками дегустаций являются: ООО «Тюменский деликатес», ОАО «Тюменьмолоко», ЗАО «Квартет»,  ЗАО «Птицефабрика «Пышминская», ООО «Ишимский мясокомбинат». В 2012 году проведено 32 дегустации, что позволило повысить узнаваемость дегустируемой продукции у населения. Во время экскурсий «Покупаем тюменское. Внеклассные прогулки» школьники и студенты побывали на предприятиях и познакомились с местными производителями и выпускаемой ими продукцией.

В текущем году проведено 11 экскурсий для 220 школьников и студентов на предприятия разных сфер производства. Это  способствовало профориентации учащихся и позволило устанавливать тесные связи между образовательными учреждениями и предприятиями. Конкурс «Знай наших» знакомит жителей с местными производителями и многообразием их продукции. Около 20 мелких и крупных производителей приняли в нем участие. Автобусы популярных городских маршрутов в этом году «одеты» в цвета и символику проекта и называются «Вкусные автобусы». В мероприятии приняли участие шесть производителей из разных городов и районов области: ООО «Молоко» из с. Бердюжье, ИП Салов В.И. из Тюмени, ОАО «Мясокомбинат Ялуторовский», ООО ТПК «Дикорос-Тюмень», ООО ПК «Молоко» из с. Нижняя Тавда, ООО «Ишимский мясокомбинат». Предприятия отмечают интерес к их продукции как со стороны потребителей, так  и со стороны средств массовой информации, что отражается на росте продаж.

Для участников проекта «Покупаем тюменское!» разработан фирменный стиль, так называемый брендбук – инструмент, позволяющий производителю экономить время, а также денежные средства для продвижения своей продукции, используя узнаваемый единый фирменный стиль оформления продукции, упаковки, рекламных материалов и мест продаж под брендом «Покупаем тюменское!». Этот фирменный стиль помогает потребителю идентифицировать выбранные товары с товарами местных производителей. В результате грамотное применение брендбука способствует увеличению спроса и, как следствие, приверженности покупателей к торговой марке производителя. В настоящее время достигнуты договоренности с сетями «Мосмарт» и «Магнит» по брендированию внутреннего пространства предприятий в символику проекта для привлечения внимания жителей города, стимулирования интереса у населения к местным товарам и увеличения их продаж.

Разработано рекламное изображение «Перевес в твою пользу». Тюменцы понимают, что покупать местное выгодно. В городе размещено десять билбордов с изображением. Еще восемь билбордов будут размещены в Тобольске, Ишиме, Ялуторовске и Заводоуковске. Изготовлены плакаты для использования в предприятиях розничной торговли и общественного питания «Покупаем тюменское. Выбираем лучшее», плакаты «Покупайте товары, отмеченные знаком» (стимулирование покупок товаров со знаком конкурса «Лучшие товары и услуги Тюменской области»).

Модернизирован сайт «Покупаем тюменское 2.0», который является виртуальной площадкой для продвижения товаров местных производителей. На ресурсе зарегистрированы 102 предприятия-производителя, 52 предприятия розничной торговли, количество уникальных посетителей достигает до 150-200 в сутки, в среднем около шести тысяч человек в месяц. В 11-й раз прошел конкурс «Лучшие товары и услуги Тюменской области». С 2002 по  2012 год количество предприятий-участников увеличилось почти в три раза. На  конкурс в 2012 году поступили заявки от 136 предприятий Тюменской области, в том числе восемь предприятий из ХМАО – Югры и два – из ЯНАО.

– Насколько увеличились объемы поставок продукции местных сельхозпроизводителей в предприятия торговли Тюменской области?

– Для удовлетворения спроса населения Тюмени в качественных, натуральных товарах, создания условий для расширения рынка и поддержки местных производителей, городская администрация заключила семь соглашений с сетевыми ритейлерами в 44 действующих торговых объектах: должны присутствовать товары местных производителей в объеме не менее 10 процентов от общего товарооборота продовольственной группы товаров (ООО «Лента», ООО «Партнер-Маркет», ООО «Элемент-Трейд-Тюмень», ЗАО ТД «Перекресток», ЗАО «Мегамарт», ООО «О’КЕЙ»), а ЗАО «Тандер» (сеть торговых объектов «Магнит») – не менее 20 процентов.

Управление лицензирования и регулирования потребительского рынка совместно с департаментом АПК проводят ежемесячный мониторинг объемов поставок продукции региональными товаропроизводителями в предприятия розничной, оптовой торговли, общественного питания, социальной сферы и иные хозяйствующие субъекты.

За 6 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года отмечен рост объемов поставок произведенной продукции в сетевые компании, прочие предприятия торговли, общественного питания и иные организации. Так, например, в разрезе товарных групп: молочная продукция ООО ПК «Молоко» увеличилась на 2 229 тонн, или 50,7 процента; ООО «Боровский молочный завод» – на 226,7 тонны, или  30,9 процента; ООО «ЮниМилк» – на 10 962 тонны, или 23,4 процента; ОАО «Тобольский гормолзавод» – на 519,4 тонны, или 22,9 процента; хлеб и хлебобулочные изделия ИП Мансурова Г.Р. – на 319,2 тонны, или на 49,6 процента; ОАО «Тюменский хлебокомбинат» – на 557,8 тонны, или 11,3 процента; кондитерские изделия ИП Ямов С.В. – на 8,9 тонны, или 47,3 процента; ИП Шарий А.В. – на 41,4 тонны, или 30,3 процента; ЗАО «Земля» – на 0,7 тонны, или 20 процентов; мясо-колбасные изделия – ЗАО АПК «Рощинский» – на 22,2 тонны, или 24,4 процента; мясо птицы – ЗАО «Птицефабрика «Пышминская» – на 66,9 тонны, или 21,4 процента, безалкогольные напитки – ООО «Водопад-1» – на 107,4 тонны, или 37,7 процента; ЗАО МПБК «Очаково» – на 120,8 тонны, или 11,1 процента.

– Какую основную задачу вы ставите перед участниками этого процесса при вступлении в ВТО?

– Прежде всего нужно понимать, что конкурентная среда станет жестче не только в производстве, в том числе и сельхозпродукции, но  и в сфере торговли. Множество представителей иностранного ритейла уже стоят на низком старте со своим товаром
с неочевидным качеством. Конкурировать с ними в этом означает путь в никуда. Для регионального, а возможно и федерального ритейла, единственным конкурентным преимуществом может стать реализация только местной или отечественной продукции. Сейчас настало время объединить усилия, сделать свои отношения максимально эффективными между местными сельхозпроизводителями и региональным ритейлом. Хорошая основа для этого заложена. Успех нужно развивать.

В итоге выиграют потребители – жители Тюменской области.

Евгений БАБЕНКО, ИА «Тюменская линия»

631Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Второй год подряд делегация Тюменской области из числа активистов регионального отделения Всероссийского движения «Юнармия» посещает Внешние острова Финского залива.
За выход в финал сезона поборются 12 молодых команд УрФО и Поволжья.
Грант в размере 230 тысяч рублей направят на организацию в областной столице школы электронной музыки для молодых людей старше 16 лет.
Благотворительный проект «Клубок надежды» объединил тюменских рукодельниц, готовых безвозмездно помогать детям из детских домов, больниц и неблагополучных семей.
Международный проект обучения с применением дуального метода в течение нескольких лет успешно реализовывался в ялуторовском колледже.
Школьник не совсем верно понял задание по уроку технологии.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде