×
В социальных сетях
В печатной версии

Карта Сибири в деталях

Его называют «маленьким городом с большими амбициями». Следует добавить «и богатой историей», которую нужно увидеть, казалось бы,  в обыкновенных улочках.  Тем, кто по настоящему влюблен в свой край, это удается.

Город-лес и кварталы-заимки


Со всех сторон Заводоуковск окружен лесом, более того, он разделен им на несколько частей. Город срастался из населенных пунктов в течение нескольких веков, что сегодня придает ему уникальность. Места, не так давно бывшие глухими заимками, стали уютными городскими парками, благодаря которым городские кварталы, без преувеличения, утопают в зелени. Каждый микрорайон имеет помимо официального названия еще и прозвище, порой ставящее в тупик даже историков. Например, «Глазуново», названное в честь первых жителей Заводоуковска – братьев Глазуновых, раскольников, бежавших сюда в начале XVIII века с Волги. Любопытно, что в документах после названия этой деревни в скобках обязательно писали «Звездочетово», хотя науке до сих пор неизвестно, кто и какие звезды здесь считал.

Раскольники многое сделали для Заводоуковска, где до сих пор существует их община. На местном кладбище, в прошлом старообрядческом, сохранился некрополь купцов Колмаковых, с которым связана трогательная история. Жена одного из представителей фамилии решила поселиться на его могиле. Сначала в палатке, а затем в специально построенном доме, где она молилась за упокой души мужа. О ней пошла слава как о святой женщине, сюда стали подселяться другие женщины-старообрядки, и так родился старообрядческий скит.

Первым из представителей этой купеческой династии стал крестьянин Василий Колмаков, купивший здесь участок земли. У него было 18 детей, создавших товарищество для управления хозяйством, от которого до наших дней сохранилось одно из складских помещений и жилой дом. Благодаря купцам Заводоуковск получил мировую известность – путешествовавший по Сибири американский журналист Джордж Кеннан описал колмаковскую заимку с теплицей, где даже зимой росли пальмы и бананы.

Загадки городского имени


В его основе лежит татарское название реки «Ук», которое означает «стрела». В 1740 году верхотурский купец Максим Походяшин основал на ней  винокуренный завод. Владел им недолго, так как в 1756 году винокурение было объявлено государственной монополией, и завод перешел к графу Шувалову. Его брат был фаворитом Елизаветы Петровны, а самого Петра Ивановича можно назвать менеджером. Он был не владельцем, а «откупщиком» казенного имущества, ведь уже тогда было ясно, что чиновники
плохо им управляют.  Он построил в Заводоуковске церковь и привез сюда своих крестьян, многие местные фамилии берут начало от крепостных графа Шувалова. Впоследствии завод вернулся к купцам Походяшиным, видимо, торговля была не графским делом.

В елизаветинские времена по Сибири путешествовал знаменитый немецкий ученый Петр Палас. Описывая завод на реке Ук, он поразился тому, что водку у нас делают из хлеба. Прибывший из «голодной» Европы академик посчитал, сколько людей можно накормить этим хлебом, и сказал, что Россия никогда не будет жить хорошо, бездарно используя драгоценный продукт. Следует заметить, что возможности вывозить хлеб тогда не было, зато на водку имелись постоянные потребители. Но этот «бизнес» едва не истребил малочисленные народы Севера.

Еще один вариант появления названия Заводоуковска связан с проходившим через город Сибирским трактом. По нему в Сибирь шли каторжане, а этапные тюрьмы, где они отдыхали, назывались в этих местах «завод», от слова «заводить». В день заключенные проходили примерно 20–25 километров, то есть расстояние от Ялуторовска до Заводоуковска. Однако тракт проложили здесь только в 1838 году, а название города встречается уже в документах XVIII века. По-настоящему изменила жизнь прошедшая здесь в 1913 году железная дорога.

От паровоза до самолета и обратно


По планам железная дорога должна была обойти не только Заводоуковск, который представлял собой небольшое село, но даже уездный Ялуторовск. Местным купцам это очень не понравилось, поэтому они создали инициативную группу, которую возглавил самый умный представитель последнего поколения купцов Колмаковых – Кирьян Степанович. Он ездил в Министерство путей сообщения, чтобы, по слухам, дать взятку. Так это или нет, история умалчивает, но фактом остается сбор ялуторовскими купцами 55 тысяч рублей на разработку нового проекта железной дороги. Кстати, корова в то время стоила червонец.

Именно на станцию Заводо-уковская во время Великой Отечественной войны прибыл из Воронежа авиазавод № 499. Здесь построили самый большой в стране завод по производству учебных и десантных планеров. На нем была выпущена первая партия ракетных истребителей Би-2, так что Заводоуковск можно считать малой родиной реактивного самолетостроения России. После войны большую часть оборудования не стали вывозить обратно, и завод начал производить сельскохозяйственную технику.

«Наследием» войны стало и транспортное предприятие, которое старожилы называют «Авторота»: она прибыла сюда в 1945 году временно, чтобы остаться навсегда. А улицы района новостроек, появившиеся перед самой войной, не имели даже названий, поэтому хранящиеся в музее письма с фронта подписаны так: «Железная дорога имени Кагановича, станция Заводоуковская, новый поселок, первая (вторая, третья и так далее) улица». К 25-летию Победы ветераны посадили одноименный парк, в котором недавно установили памятник землякам, погибшим в войнах и конфликтах XX века – четыре местных жителя погибли в Афганистане, шестеро – в Чечне, один – в Эфиопии. Кроме того, заводоуковцы воевали в Анголе, Вьетнаме, Корее, хотя народ здесь миролюбивый и предпочитает заниматься созидательным трудом.

Нефтяная река и минеральное море


Заводоуковская земля плодородна, не случайно местный зерносовхоз гремел на всю страну своими урожаями. Но и здесь искали нефть, правда, из пробуренной здесь в 1955 году бригадой мастера Деденко полуторакилометровой скважины забила минеральная вода. Ее анализ показал, что по составу она близка воде «Ессентуки», после чего Заводоуковск стал практически всесоюзной здравницей. Сюда приезжали лечиться со всего Советского Союза, многие ездят до сих пор.

Город преобразился, вряд ли кто сейчас поверит, что раньше около моста через Ук дежурил трактор. Грязь была такая, что машины не могли подняться на горку, а когда река разливалась, людям приходилось перебираться по натянутым между берегов канатам. С берега на берег даже пробрасывали молокопровод, чтобы сданное крестьянами сырье без перебоев поступало на переработку. Многие жители еще помнят, как пешеходный бульвар был типичной деревенской улицей. В 1965 году Заводоуковск стал районным центром и получил статус города, но не утратил ни своей таинственности, ни уюта. И те, кто свернет в него с федеральной трассы Тюмень – Омск, не пожалеют о проведенном здесь времени.

699Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Ребята одержали победу в Европейском образовательном конкурсе по обучению детей правилам дорожного движения.
Новый маршрут соединил соседние регионы.
Видеоролик «Беги в правильном направлении» и фотопроект «Курение мешает» размещены в социальных сетях.
Тюменская погода постепенно продолжает портиться.
В Тюмени сегодня не слишком солнечно, но вполне комфортно.
За две недели его посетили более 90 000 человек.
Пожилые горожане попробую освоить профессию титестера.