Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Гульнур Давлетшина: Мечты, стихи и картины

Общество, 01:02, 02 августа 2012, Елена МИХАЛЬКОВА
Слушать новость
Гульнур Давлетшина: Мечты, стихи и картины. .

Заболотье – край воды, исторически отрезанный от дорог болотами, озерами и реками, территория компактного проживания заболотных татар. В одном из сел Заболотья – Кускургуле, что  в Нижнетавдинском районе, в июле побывала экспедиция «Репортеры дорогами Заболотья». Журналисты продолжают рассказывать о жителях этих необычных мест. Сегодня речь пойдет о Гульнур Давлетшиной, местной художнице и краеведе.

Дом Давлетшиных нельзя не заметить: цветущий палисадник, ворота, расписанные национальными узорами, просторный двор, высокое крыльцо. И вот мы внутри: в каждом уголке чувствуется рука хозяйки, ценящей красоту и уют и создающей их буквально из ничего.

О жизни


В жизни Гульнур есть один решительный поступок. Она ушла из школы, где долгое время преподавала географию, изобразительное искусство и историю. Это серьезный шаг, ведь другой работы в Кускургуле просто нет, а до пенсии Гульнур еще далеко, ей чуть больше сорока. «Вовремя одумалась. Нервы дороже», – объясняет. Она очень любит своих учеников, они  и по сей день частенько наведываются к ней. Но работа педагога – это не только занятия с детьми, это  и отчеты, документы, компьютер и снова отчеты...

Хозяйство заброшено, мужу, дочерям (а их  у Давлетшиных три) никакого внимания. Гульнур, как истинная женщина,  выбрала семью. Теперь она спокойна и счастлива, только вот нет-нет да  и смахнет слезу украдкой, перебирая рисунки учеников, которые сохранила все до единого. Главный кормилец семьи муж Рамиль работает вахтами на металлургическом заводе в Тюмени, Гульнур ведет немаленькое хозяйство.

О селе


В толстой пачке рисунков находим герб Кускургуля. «Это дети придумали, а мы его утвердили», – поясняет Гульнур. На гербе обозначено богатство села: золотой карась, клюква, лебедь, утка – образы природного изобилия. Герб венчает полумесяц – мусульманский символ.

Когда-то, еще до революции, Кускургуль был силен крепкими мусульманскими традициями: действовала мечеть, соблюдались национальные праздники, всем селом ходили на пятничный намаз, перед любым серьезным начинанием, будь то охота, рыбалка или собирательство ягод, спрашивали благословения у муллы.

Большевики разрушили привычный уклад жизни: муллу расстреляли, зажиточных крестьян раскулачили,  в мечети сделали столовую, потом детский сад, а затем и ферму. Сегодня поруганная святыня стоит в развалинах, а Кускургуль остается единственным татарским поселением в регионе, где нет своей мечети.

Религиозную культуру нужно возрождать, решили супруги Давлетшины. Сейчас Рамиль исполняет обязанности муллы, если же он на вахте, для чтения молитв приглашают Гульнур – по мусульманским законам это допустимо.

О творчестве


Гульнур рисует, сколько себя помнит. В гостиной все стены в ее картинах: пейзажи с суровой природой кускургульских болот и... портреты индейцев. Гордый и свободолюбивый народ очаровал Гульнур еще  в юности в кинематографических образах Гойко Митича. Чингачгук, Виннету – идеальные герои. Отважные воины, бесстрашные, но не безрассудные, справедливые и добрые защитники своего народа, хранители традиций и веры.

Именно в сохранении традиций Гульнур видит спасение села, а в глобальном масштабе – и всего человечества. Предки передали мудрость, опыт, проверенный веками, а мы не можем сберечь и воспользоваться. Хотя, казалось бы, зачем изобретать велосипед, живи, как деды завещали. Сохраняй мир  в семье, не завидуй соседу, радуйся успехам других и поддерживай, если пришла беда, работай честно, будь доволен тем, что имеешь, не иссушай душу греховными мыслями и поступками, не губи тело алкоголем и табаком. Только каждое поколение ищет собственные грабли.  Философские размышления посещают Гульнур в минуты бессонницы. Тогда она пишет стихи: о селе, о любви, о дочерях, о прекрасных глазах подросшей племянницы, внезапно поразивших ее.

Мечтает Гульнур о признании заболотных татар самостоятельным этносом, ведь даже ученые находят различия в языке с казанскими и сибирскими татарами и признают, что коренное население этих мест сформировалось под влиянием монголов и алтайцев. Мечтает она, чтобы молодежь возвращалась в Кускургуль, чтобы дочери были рядом, ведь сама она не представляет жизни без красоты родной земли.

Бытовые трудности – отсутствие свежих продуктов большую часть года, оторванность от цивилизации из-за бездорожья, электричество по часам, печка вместо газового котла – ее не пугают. «Я патриот села, мне дорог здесь каждый кустик, каждая травинка, если в город перееду – умру раньше времени», – Гульнур говорит эмоционально и решительно. Ее идеал – Татьяна Ларина, молчаливая и романтичная, верная до жертвенности. Почему Гульнур осталась в Кускургуле, не уехала искать счастья на сухой берег, Большую землю? Ответы в ее стихах. Прочтите и сами все поймете.

лирика


Милый мой край, забытый мой край.
Край журавлей, глухариной зари,
Мягких извилин Лаймы-реки.
В поклоне кудрявых берез до земли,
В шепоте тихом осеннем листвы
Слышу и боль, и радость любви
К милому краю, родной стороне.
В чистой водице твоих родников
Вижу туманные тени кедров.
В зеркале, глади болотных озер
Плавают лебеди, радуя взор.
Богата природа, щедра земля –
Рыбой, зверьми, сенокосной страдой,
Грибными дождями осенней порой.
В тихих заводях Лаймы моей
Плещутся стаи золотых карасей.
Над мохом зеленым летят огари,
В брусничных болотах запах весны.
Над тундрой сырой клубится туман
В чащу выходит лесной великан:
В ветвистых рогах паутины сеть,
А в добрых глазах бесконечная грусть...
Родная сторонка, родная земля!
Добрые люди, родные сердца
Вдохновляют и будят во мне творца.
Рядом с вами я создаю
Милые сердцу пейзажи, стихи.
Рядом с вами душа полна
Поэзии, музыки и красоты.
Милый мой край, забытый мой край!
Здесь я живу, здесь я люблю
И здесь обрету я покой.
Гульнур ДАВЛЕТШИНА, с. Кускургуль

Далее в сюжете: «Репортеры дорогами Заболотья»: подводим итоги

Заболотье – край воды, исторически отрезанный от дорог болотами, озерами и реками, территория компактного проживания заболотных татар. В одном из сел Заболотья – Кускургуле, что  в Нижнетавдинском районе, в июле побывала экспедиция «Репортеры дорогами Заболотья». Журналисты продолжают рассказывать о жителях этих необычных мест. Сегодня речь пойдет о Гульнур Давлетшиной, местной художнице и краеведе.

Дом Давлетшиных нельзя не заметить: цветущий палисадник, ворота, расписанные национальными узорами, просторный двор, высокое крыльцо. И вот мы внутри: в каждом уголке чувствуется рука хозяйки, ценящей красоту и уют и создающей их буквально из ничего.

О жизни


В жизни Гульнур есть один решительный поступок. Она ушла из школы, где долгое время преподавала географию, изобразительное искусство и историю. Это серьезный шаг, ведь другой работы в Кускургуле просто нет, а до пенсии Гульнур еще далеко, ей чуть больше сорока. «Вовремя одумалась. Нервы дороже», – объясняет. Она очень любит своих учеников, они  и по сей день частенько наведываются к ней. Но работа педагога – это не только занятия с детьми, это  и отчеты, документы, компьютер и снова отчеты...

Хозяйство заброшено, мужу, дочерям (а их  у Давлетшиных три) никакого внимания. Гульнур, как истинная женщина,  выбрала семью. Теперь она спокойна и счастлива, только вот нет-нет да  и смахнет слезу украдкой, перебирая рисунки учеников, которые сохранила все до единого. Главный кормилец семьи муж Рамиль работает вахтами на металлургическом заводе в Тюмени, Гульнур ведет немаленькое хозяйство.

О селе


В толстой пачке рисунков находим герб Кускургуля. «Это дети придумали, а мы его утвердили», – поясняет Гульнур. На гербе обозначено богатство села: золотой карась, клюква, лебедь, утка – образы природного изобилия. Герб венчает полумесяц – мусульманский символ.

Когда-то, еще до революции, Кускургуль был силен крепкими мусульманскими традициями: действовала мечеть, соблюдались национальные праздники, всем селом ходили на пятничный намаз, перед любым серьезным начинанием, будь то охота, рыбалка или собирательство ягод, спрашивали благословения у муллы.

Большевики разрушили привычный уклад жизни: муллу расстреляли, зажиточных крестьян раскулачили,  в мечети сделали столовую, потом детский сад, а затем и ферму. Сегодня поруганная святыня стоит в развалинах, а Кускургуль остается единственным татарским поселением в регионе, где нет своей мечети.

Религиозную культуру нужно возрождать, решили супруги Давлетшины. Сейчас Рамиль исполняет обязанности муллы, если же он на вахте, для чтения молитв приглашают Гульнур – по мусульманским законам это допустимо.

О творчестве


Гульнур рисует, сколько себя помнит. В гостиной все стены в ее картинах: пейзажи с суровой природой кускургульских болот и... портреты индейцев. Гордый и свободолюбивый народ очаровал Гульнур еще  в юности в кинематографических образах Гойко Митича. Чингачгук, Виннету – идеальные герои. Отважные воины, бесстрашные, но не безрассудные, справедливые и добрые защитники своего народа, хранители традиций и веры.

Именно в сохранении традиций Гульнур видит спасение села, а в глобальном масштабе – и всего человечества. Предки передали мудрость, опыт, проверенный веками, а мы не можем сберечь и воспользоваться. Хотя, казалось бы, зачем изобретать велосипед, живи, как деды завещали. Сохраняй мир  в семье, не завидуй соседу, радуйся успехам других и поддерживай, если пришла беда, работай честно, будь доволен тем, что имеешь, не иссушай душу греховными мыслями и поступками, не губи тело алкоголем и табаком. Только каждое поколение ищет собственные грабли.  Философские размышления посещают Гульнур в минуты бессонницы. Тогда она пишет стихи: о селе, о любви, о дочерях, о прекрасных глазах подросшей племянницы, внезапно поразивших ее.

Мечтает Гульнур о признании заболотных татар самостоятельным этносом, ведь даже ученые находят различия в языке с казанскими и сибирскими татарами и признают, что коренное население этих мест сформировалось под влиянием монголов и алтайцев. Мечтает она, чтобы молодежь возвращалась в Кускургуль, чтобы дочери были рядом, ведь сама она не представляет жизни без красоты родной земли.

Бытовые трудности – отсутствие свежих продуктов большую часть года, оторванность от цивилизации из-за бездорожья, электричество по часам, печка вместо газового котла – ее не пугают. «Я патриот села, мне дорог здесь каждый кустик, каждая травинка, если в город перееду – умру раньше времени», – Гульнур говорит эмоционально и решительно. Ее идеал – Татьяна Ларина, молчаливая и романтичная, верная до жертвенности. Почему Гульнур осталась в Кускургуле, не уехала искать счастья на сухой берег, Большую землю? Ответы в ее стихах. Прочтите и сами все поймете.

лирика


Милый мой край, забытый мой край.
Край журавлей, глухариной зари,
Мягких извилин Лаймы-реки.
В поклоне кудрявых берез до земли,
В шепоте тихом осеннем листвы
Слышу и боль, и радость любви
К милому краю, родной стороне.
В чистой водице твоих родников
Вижу туманные тени кедров.
В зеркале, глади болотных озер
Плавают лебеди, радуя взор.
Богата природа, щедра земля –
Рыбой, зверьми, сенокосной страдой,
Грибными дождями осенней порой.
В тихих заводях Лаймы моей
Плещутся стаи золотых карасей.
Над мохом зеленым летят огари,
В брусничных болотах запах весны.
Над тундрой сырой клубится туман
В чащу выходит лесной великан:
В ветвистых рогах паутины сеть,
А в добрых глазах бесконечная грусть...
Родная сторонка, родная земля!
Добрые люди, родные сердца
Вдохновляют и будят во мне творца.
Рядом с вами я создаю
Милые сердцу пейзажи, стихи.
Рядом с вами душа полна
Поэзии, музыки и красоты.
Милый мой край, забытый мой край!
Здесь я живу, здесь я люблю
И здесь обрету я покой.
Гульнур ДАВЛЕТШИНА, с. Кускургуль



Ранее в сюжете

Хроники жизни на Лайме

01

Хроники жизни на Лайме

01

Тюменские члены Ассамблеи народов России приобрели для бойцов СВО необходимое оборудование

28 марта

Отчет МАУ ДО САШ «НЕГЕ»

28 марта