Маслоделие Западной Сибири: истоки и триумф
Начало в №№ 211, 241 за 2011 год
и в №№ 13, 131, 133 за 2012 год
Продолжаем цикл публикаций «Торгово-промышленная элита Сибири». Автор проекта – руководитель некоммерческого партнерства «Тюмень. Сквозь глубину веков», доктор исторических наук Александр Вычугжанин. В предыдущей публикации речь шла об истории становления маслоделия в Сибири и трудностях, с которыми пришлось столкнуться на этом пути.
Петр Столыпин: сибирское масло дороже золота
«...Боюсь очутиться в этом положении с Владиславом Сокульским после утверждения Звездина, тем более что в самой статье в разных местах правильно отмечены элементы тех условий, которые способствовали развитию маслоделия, и без которых усилия отдельных лиц не имели бы никакого успеха».
В 1910 году Столыпин и Кривошеин совершили поездку по районам Сибири. К этому времени маслоделие из Курганского уезда распространилось на Ишимский, Тюкалинский, Тюменский, Ялуторовский уезды Тобольской губернии, перешло в Томскую губернию: Каинский уезд, затем на Алтай, в Бийский, Барнаульский, Мариинский, Змеиногорский, Кузнецкий, Томский уезды, а также на Петропавловский уезд Акмолинской области.
5 сентября 1910 года село Лебяжьевское Курганского уезда посетили председатель Совета министров, министр земледелия и начальник Тобольской губернии. Прежде всего высокие гости провели встречу с крестьянами в волостном правлении, где Столыпин получил много прошений не только в письменном виде, но и на словах. Из волостного правления глава правительства со свитой направился в находившийся неподалеку маслодельный завод. Очевидец свидетельствует, что «в маслодельном заводе Его Высокопревосходительство интересовался всеми делами артельного маслоделия, подробно расспрашивая доверенного и мастера артели.
На заводе было все аккуратно и чисто, на что обратили особое внимание. Его Высокопревосходительство пожелали впредь всего хорошего. После маслодельного завода Его Высокопревосходительство со свитой посетили Храм Божий, где был отслужен молебен, а затем осмотрели слесарно-ремесленную школу и двухклассное училище Министерства народного просвещения. В слесарно-ремесленной школе внимание посетителей привлекли работы учеников».
Премьер высоко оценил достижения сибирских маслоделов: «Сибирское маслоделие дает золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность… Количество заводов, вырабатывающих масло, достигает теперь в Сибири трех тысяч. Среди них и крупные, производящие до пяти тысяч пудов масла в год, и небольшие. Один из таких артельных крестьянских заводов, прекрасно оборудованных, мы осмотрели в поселке Лебяжьем Тобольской губернии…
Теперь сибирское маслоделие поставлено прочно и дает населению столько денег, сколько не могли бы дать никакие казенные ассигнования».
Но глава правительства не ограничился этой победной констатацией. С присущим ему размахом после поездки он предложил ряд мер, позволяющих не только обеспечить дальнейшую государственную поддержку развитию маслоделия в Сибири, но и эффективно использовать возможности маслоделия для развития скотоводства. После 1910 года получили распространение ссуды под залог сливочного масла, или, как еще их называли, «масляные фонды Госбанка».
Именно благодаря созданному при Столыпине механизму кредитования сельского производителя сибирское маслоделие оказалось спасено после страшного неурожая 1911 года.
К 1912 году транспортировка сибирского масла осуществлялась на высоком технологическом уровне. Сибирское масло
перевозилось специальными «масляными поездами», состоящими из белых вагонов-ледников. Эти вагоны признавались лучшими в Европе. «Масляные поезда» непрерывно перевозили масло из Сибири к балтийским портам, где оно выгружалось в особые холодильники, перегружалось на пароходы с рефрижераторными приспособлениями для ввоза за границу – в Копенгаген, Лондон, Гуль, Гамбург. В разгар масляной кампании – в июне и июле – пропускалось 10–14 поездов в неделю, в составе 25 вагонов в каждом. Общее число вагонов-ледников, которые снабжались льдом более чем на 200 станциях из специально для этой цели устроенных льдохранилищ, составляло около 2000. На главнейших станциях погрузки масла были устроены обширные ледники – маслохранилища для хранения и предварительного охлаждения масла до погрузки его в вагоны.
Продолжение следует.
Александр ВЫЧУГЖАНИН, доктор исторических наук