×
В социальных сетях
В печатной версии

Дорогая реликвия в семейном архиве

19.06.2012
01:14

К 75-летию легендарного подвига экипажа Валерия Чкалова


Интересные факты из жизни Валерия Чкалова, Героя Советского Союза, комбрига, совершившего со своим экипажем героические беспосадочные перелеты, рассказывает тюменский краевед Вера Кубочкина, в семье которой хранилась точная рукописная копия штурманского бортового журнала самолета АНТ-25.

В моей семье долгие годы хранился уникальный документ – штурманский бортовой журнал самолета № 025. Это точная рукописная копия бортового журнала самолета АНТ-25, экипаж которого (Валерий Чкалов – командир, Георгий Байдурков – второй пилот, Александр Беляков – штурман) совершил 18-20 июня 1937 года беспримерный в истории мировой авиации того времени беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в США. 8504 километра было преодолено за 63 часа 16 минут.

Журнал появился в семье моих родственников на 33 года раньше, чем  у президента США. Он был подарен отцу моего мужа, который по долгу службы занимался вопросами, связанными с эвакуированными предприятиями, их размещением, наладкой и выпуском продукции для фронта.

С авиационными предприятиями у него были постоянные контакты, там, по всей вероятности, бывали и Беляков, и Байдуков. Об этом говорит роспись – автограф на последней странице книги от 2 февраля 1942 года. Десять лет назад эта реликвия передана мною в дар Тюменскому областному краеведческому музею. Однажды она была задействована на выставке «Боевые крылья России», проводимой в Тюмени.

Точно такая же копия была вручена президенту Соединенных Штатов Джеральду Форду в Белом доме в июне 1975 года на приеме членов советского экипажа, прибывших в качестве почетных пассажиров. Они прилетели на современном межконтинентальном лайнере по тому же маршруту, что  и чкаловцы. Только теперь вместо Валерия – его сын Игорь Чкалов (кстати, в годы Великой Отечественной войны обучавшийся в Московской школе ВВС, эвакуированной в те годы в наш Заводоуковск). Экипаж прибыл в Ванкувер для участия в торжественной церемонии открытия монумента в честь перелета в 1937 году.

Валерий Чкалов прожил короткую, но удивительно яркую жизнь. Недаром его называли «человеком-птицей». А перелет в США стал событием огромной важности. О нем говорили во всем мире. Но этому предшествовало другое событие – беспосадочный перелет до острова Удд  в 1936 году. Расстояние 9374 километра было преодолено за 56 часов 20 минут. Члены экипажа удостоились звания Героев Советского Союза, а Удд и два соседствующих острова в заливе стали носить имена Чкалова, Байдукова и Белякова.

Теперь снова обратимся к событиям 1937 года. Прежде всего, представьте себе самолет, на котором совершались эти полеты. Он был сделан из фанеры, полотна и тонкого дюваля. Конструктор модели – молодой и тогда еще мало известный Андрей Туполев. Как можно продержаться на такой машине 63 часа при тяжелой метеообстановке, в тесной кабине, в полусогнутом состоянии?! Обратимся к красноречивым, хотя и кратким записям в бортовом журнале. Первая запись: «18 июня. Взлет 1 час. 04 мин. Оторвались против главного входа. (Это на московском аэродроме в Щелково. – В.К.). На горизонте высоко перистые облака. Чувствуем себя бодро. Немного побалтывает».  И вдруг – тревожная: «Онега… 6.30 … Бьет масло». Но затем несколько успокаивающих: «Масло стало бить меньше». «7.32. Белое море. Байдуков лег отдыхать. С маслом спокойно… Впереди многоярусная облачность».

И снова тревожная: «15.48. Слева, как шапкой, накрывает облачность. Идем над облаками. Идем выше, черт знает, какого слоя облачность. Высота – 4000. В кабине температура минус 1». «В 17.15 начался слепой полет Байдукова. К концу дня температура минус 6, полет идет над  облаками на высоте 4300 метров». 19 июня в журнале сделана следующая запись: «4.15. Полюс».

В своей книге «Наш трансполярный рейс» Чкалов пишет о том, как экипаж самолета ждал встречи с папанинцами на льду: «Как хотелось бы сбросить приветственный вымпел, покачать крыльями в виде молчаливого салюта».

Папанин записал в дневнике, что зимовщики тоже с нетерпением ждали этой встречи, но из-за облачности не смогли увидеть самолет: «…Я услышал шум мотора и закричал: «Самолет! Самолет!» Женя (Федоров) выскочил на улицу – ничего не видно – сплошная облачность! Послали тысячу проклятий облакам… мы так надеялись, что Чкалов увидит нашу станцию и сбросит нам хоть одну газету, а может быть, и письма из дому».

Когда пролетели Северный полюс, облачность неожиданно прошла, и Беляков сообщил по радио: «Все в порядке! Настроение бодрое, попутный ветер, открытые белые поля с трещинами и разводьями».

В журнале Чкалов записал: «Мы летим дальше к полюсу неприступности. Здесь еще не было самолетов. Нам предстоит пересечь загадочный полярный бассейн».

Далее: «Компас штурмана ходит почти кругом… трудно. Высота – 5700. Многоярусная облачность, никак не перевалим… Кислород на исходе». В записях 20 июня: «0.48. Начинаем пробивать облачность вниз с 6000 метров».  В этот день было много непредвиденного как  в кабине самолета, так  и за бортом. Но герои все преодолели. И вот последняя запись: «16.20. Посадка в Ванкувере». И подпись: «А. Беляков».

Первым встретил летчиков военный комендант аэродрома генерал Маршалл. Из Сан-Франциско прилетел советский полпред Алексей Трояновский. От руководителей партии и правительства СССР и президента США Франклина Рузвельта пришли приветственные телеграммы. А несколько позднее состоялся торжественный прием в Белом доме.

…С 1975 года стоит в Ванкувере монумент – четырехметровая арка, символизирующая воздушный мост между СССР и США. В этом городе есть парк, улица, музей, названные именем Чкалова. В музее хранятся предметы, которые в 1937 году подарили советские летчики: клеенчатый мешок с надписью: «Продукты № 34. Масло, грудинка, колбаса – на 3 человека, на 30 дней, коробка с папиросами».

А 18 июня 1977 года в Щелково тоже появился памятник: над бетонными плитами взлетной горки – краснокрылый одномоторный самолет АНТ-25. На гранитной стеле – даты: 1937-1977. Рядом – барельефы Чкалова, Байдукова, Белякова, Громова, Юмашева, Данилина (последние трое в июле 1937 года повторили межконтинентальный перелет, доказав, что АНТ-25 полностью оправдал свои возможности). 31 октября 1940 года одну из улиц в Заречной части Тюмени назвали именем Чкалова.

Закончить повествование можно словами Валерия Чкалова, произнесенными в 1937 году в Ванкувере и сохранившими актуальность по сей день: «Есть реки Колумбия и Волга, которые находятся на разных континентах, имеют различный нрав и характер, их берега окружают разные горы и леса, но они текут по одной и той же планете, не мешая друг другу, и, в конечном счете, являются элементами одного и того же океана. Так  и народы Советского Союза и США должны жить на земном шаре мирно и совместной работой украшать океан жизни человечества… Мы летели на Север через полюс, надо льдами Центральной Арктики, над тундрой и горными хребтами Канады не для личной славы. Мы хотели показать всему миру возможности и силы советской авиации, мощь и технику советской страны. Мы хотели умножить славу социалистической Родины, хотели сделать новый вклад в дело дружбы двух великих народов».

637Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Новый маршрут соединил соседние регионы.
Видеоролик «Беги в правильном направлении» и фотопроект «Курение мешает» размещены в социальных сетях.
Тюменская погода постепенно продолжает портиться.
Для многих людей прекращение работы по возрасту оказывается серьезным испытанием. «Сидеть без дела» оказывается непривычно и тяжело. Недаром в психологии и социологии есть специальный термин «кризис пенсионного возраста».
За две недели его посетили более 90 000 человек.
Пожилые горожане попробую освоить профессию титестера.
Один из самых сложных и ответственных периодов в журналистской работе – выборы. Избирательная кампания – время напряженное, требующее особой ответственности, мобильности и оперативности. Это своеобразная проверка на профессионализм, работоспособность, на умение взаимодействовать в команде.