×
В социальных сетях
В печатной версии

Пули свистели над головой – со сцены

К последнему месяцу 154-го сезона Тюменский драматический театр подошел с дерзкой постановкой


Тема театрального закулисья словно сладкий петушок на палочке: ешь-ешь и наесться не можешь. 154-й сезон наша «драма» начала «Мольером», а предзавершила «Пулями над Бродвеем». Обе постановки – о храме Мельпомены без прикрас. Знатная кольцевая рифма получилась. Окончательно с творческим годом простимся во второй половине мая  в малом зале на премьере «Бог резни» по пьесе француженки Ясмины Резы, над которой с небольшой группой актеров работает уже известный тюменцам петербуржец Александр Барг­ман. Пока же  о «Пулях» – в областном центре они просвистели громко, в цель попали, а сколько крови пустили... И режиссерской, и лицедейской. А вы, Дмитрий Геннадьевич (главный постановщик – москвич Дмитрий Петрунь, другие его работы можно увидеть в июне на проекте «Театральный перевал», когда в Тюмень приедут кемеровчане), переживали да нервничали!

Декорации, музыка, свет... Главное – все!


Спектакль по одноименному сценарию Вуди Аллена про кухню закулисья Петруню заказал сам драматический театр. Вспомните оскароносный фильм (вожделенную статуэтку за женскую роль второго плана получила актриса Дайэнн Уист) – он про... пустоту: люди скандалят, подставляют, убивают друг друга даже не ради создания легких волн в воздухе. «Кино Аллена скучное, тягучее... – комментирует Петрунь. – Сценарий был не лучше. Русскому зрителю важно что? Все делается ради чего-то!» В общем, тюменские театральные «Пули над Бродвеем» – это большая компиляция. Здесь появляется многослойность: становление молодого псевдогения (главный герой Александра Кудрина Дэвид Шейн из сопляка вырастает в настоящего гаденыша), рождение и умирание «разновозрастных любовей», потери, предательства, одиночества.

Работали быстро: на все про все чистых чуть меньше месяца. Репетировали на пятом этаже здания, где размещается экспериментальная площадка театра. Большая сцена в это время гудела под «Студвесной». Занятых в «Пулях» на нее выпустили на два дня  и две ночи. Времени, как оказалось, не хватило только актерам. Дмитрий старается придерживаться европейских стандартов: по ним пять недель дается разве что на оперу, а на спектакль – если  ты носишь громкую фамилию Любимов. «Остальные, не угодившие в рамки, вне профессии», – приговор молодого режиссера суров.

Раз взялись насытить скучный материал Аллена, удивляйте. Вот что получилось у московско-петербургско-новосибирско-тюменской команды: хореографические номера балетмейстер Павел Куров выдержал в стилистике знаменитого Боба Фосса (а какой Бродвей без зажигательных, соблазнительных, душу рвущих танцев!), вокал (поет Сергей Скобелев в роли конферансье Флендера Шелдона, на неудачах выпестованного бродвейского философа), неожиданные световые решения.

Бешеный ритм задает сценография Сергея Илларионова: в «Пулях» около 30 разных точек – улицы, конечно, самая главная «аорта» Нового Света, дома, бандитские притоны, Гудзон, Бостон...

Быстрая смена декораций напоминает кинематографический прием. Ничего удивительного: Петрунь, мало того, что театральный режиссер, так еще балуется киносценариями. Даже для живой собачки породы шпиц определили и хозяйку, и место – в роли первой заслуженная артистка России Ирина Халезова (Памелла Брент), в роли второго – ее сильные руки. В версии Дмитрия Геннадьевича много находок: когда громила Чич (Николай Аузин) стреляет в ненавистную актрисульку-танцовщицу Оливию Нэйл (с дебютом на тюменской сцене поздравляем недавно прибывшую из Челябинска Марину Карцеву), та обнимает его за шею и кружится в танце, а по Бродвею тем временем течет то ли вино из бутылки в ее руке, то ли кровь из самого сердца – выглядит, честно, потрясающе. Где есть гангстеры, там есть гробы с венками. Но у Петруня это подается с юмором, хоть и черным – вот бандиты поднимают
ящики с телами, а на земле остается дно с «содержимым».

Сказка на ночь c глубоким смыслом


О, Бродвей! Это дерзкая сказка и неприятная реальность, победы и поражения, взлеты и падения. Фрэнк Синатра (о начинающем исполнителе сообщает уличное радио) взлетел. Драматург Штейн, неудачную пьесу которого пытаются реанимировать с помощью денег мафиози Валенти (Владимир Ващенко), упал. Ударился больно: кому нравится признаваться в отсутствии таланта. Но вернул любовь. Любовь – Эллен (Наталья Никулина) – все простила: «Я уважаю в тебе не художника, а человека!» Русский зритель от такого «расклада» в восторге: было за что переживать два  с лишним часа, и все эти прикусывания губ от напряжения тоже недаром.

…Не зря актеры и Дмитрий Петрунь нервничали и паниковали, рождая «Пули». Все срослось. И даже заслуженная артистка России Татьяна Пестова, давно не получавшая большой роли и наконец обретшая Хелен Синклэйр, которая накануне делилась сомнениями по поводу поиска верного образа, выступила молодцом. Кудрин, сыгравший ежедневно меняющегося под влиянием Бродвея Шейна, – класс! Порадовал Аузин: его это одежка, еще как его. И Ващенко, и Волошенко, и Карцева, да все подряд расшевелили в тюменском зрителе что-то глубинное. Петрунь тем делом не перестает мечтать ставить так, как снимает Валерия Гай Германика – исключительно в правдивом пространстве. Значит, продолжение не за горами.

507Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
В Тюменском драмтеатре экспонируются акварели художника Марии Волынских «Ультрамарин».
В фойе большого зала Тюменского драматического театра состоялось открытие выставки карикатур известного тюменского художника Евгения Крана.
Премьера спектакля «Русская народная почта» по пьесе Олега Богаева «Комната смеха для одинокого пенсионера» состоялась на сцене Молодежного театра «Ангажемент» имени Виктора Загоруйко.
На сцене концертного зала имени Юрия Гуляева состоялся концерт солистов Академии молодых певцов Мариинского театра - сопрано Анжелики Минасовой и тенора Александра Трофимова.
22 февраля с 11.00 до 12.00 отвечать на культурные вопросы обозревателя Ирины Никитиной будет директор Тюменского театра кукол Василий Пустыльников. Телефон студии прямого эфира: (3452) 39-94-14.
Выставка «Так рождается сказка» открылась в институте культуры.
Торжественное мероприятие состоится 21 февраля во Дворце культуры им. В. И. Муравленко (ул. Осипенко, 1). Начало в 15 часов.
Опрос
Нужно ли юношам готовиться к военной службе?
Обязательно, иначе в армии будет трудно
На военной службе всему быстро научат
Да, если они намерены выбрать военную профессию
Подготовка нужна, ведь каждый мужчина обязан отслужить в армии
Считаю, что военная служба должна быть добровольной