×
В социальных сетях
В печатной версии

Демократия малых пространств

16.05.2012
01:06

Местное самоуправление как школа ответственности граждан


В своей предвыборной статье «Демократия и качество государства» Владимир Путин проанализировал состояние демократических институтов нашего государства, подчеркнул необходимость и готовность реформировать политическую систему, включая реформирование «демократии малых пространств».

Под «демократией малых пространств» понимается организация местного самоуправления в России или, можно сказать, «демократия поселений», так как вся территория Российской Федерации соткана из них. Реальное самоуправление – ассоциация собственников в границах поселения. Именно они  и должны осуществлять на этой территории управление.

Сама организация местного самоуправления, его внутреннее устройство основывается на  таких демократических принципах, как выборность, осуществление народом своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление охраны общественного порядка и других.

Однако почему же так остро стоит вопрос о повышении действенности местного самоуправления в России? Практика показывает, что для реализации демократических принципов недостаточно их закрепление в законодательстве, необходимо создание ряда условий, при которых они заработают в полной мере. Именно о создании таких условий говорится в статье Владимира Путина.

Первое условие – обеспечение финансовой самостоятельности муниципалитетов. Финансовая необеспеченность местных бюджетов является общей проблемой муниципальных образований России. По результатам проверки, проведенной Счетной палатой РФ, в настоящее время до 90 процентов доходов передаются из муниципалитетов в вышестоящие бюджеты, а оттуда в местные бюджеты поступает различного рода финансовая помощь. При этом основные ее получатели – административные центры субъектов РФ, что усиливает разрывы в уровне жизни и уровне развития между глубинкой и региональными столицами.

Несмотря на постоянно дискутируемый вопрос о необходимости передачи муниципальным образованиям дополнительных источников собственных доходов, прежде всего налоговых, в последние годы база таких доходов неуклонно сокращалась, а вместо нее усиливалась финансовая помощь сверху. Причем усиливалась весьма относительно, потому что межбюджетные трансферты во многих регионах также сокращались.

В связи с задержкой передачи на муниципальный уровень отчислений от налогов, взима-емых с малого и среднего бизнеса, у органов местного самоуправления не формируются стимулы для поддержки предпринимательской деятельности, развития производства и сферы услуг на своих территориях.

Полагаю, что предложение, озвученное Владимиром Путиным о передаче на уровень муниципалитетов всех налогов от малого бизнеса, в ближайшее время найдет законодательное закрепление. А снижение финансовой зависимости органов местного самоуправления от вышестоящих бюджетов благотворно скажется и на развитии «демократии малых пространств».

Следующее условие, необходимое для развития местного самоуправления, это соблюдение принципа «шаговой доступности» власти. Здесь тревогу автора статьи вызывает тенденция укрупнения муниципальных образований. В настоящее время во многих регионах России продолжаются процессы оптимизации числа муниципальных образований поселенческого уровня. По данным Министерства регионального развития РФ в стране по состоянию на начало 2011 года было чуть более 23 300 муниципальных образований, что почти на 1 000 меньше, чем  в начале 2010 года. Указанная тенденция сохраняется и в настоящее время.

Основные причины проводимых территориальных изменений следующие: необходимость сокращения количества дотационных поселений, в основном в сельской местности, сокращения расходов на содержание аппаратов управления на местах, оптимизации местных бюджетов, стремление выстроить структуру органов местного самоуправления в соответствии с изменениями в размещении производства, трудовых ресурсов, транспортной сети, логистике.

Укрупнение муниципальных образований – процесс неоднозначный. Он может принести позитивные изменения там, где имеются предпосылки для создания органа управления территорией, имеющей сложившийся или складывающийся экономический центр или несколько таких центров. Объединение должно проходить и с учетом сохранения требования о доступности органов власти для населения.

Хотелось бы подчеркнуть важность партнерского взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, о котором говорится в статье. Именно такой принцип – самостоятельности местного самоуправления заложен в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Реализуя этот принцип, Тюменская областная Дума наладила тесное взаимодействие с представительны-ми органами местного самоуправления в различных формах. Два раза в год проходят заседания совета представительных органов муниципальных образований Тюменской области, регулярным мероприятием стало ежегодное проведение зональных семинаров-совещаний в муниципальных образованиях региона, дней муниципальных образований Тюменской области в областной Думе, на которых представители муниципальных образований имеют возможность обменяться опытом, обозначить проблемы, которые возможно решить совместными усилиями во взаимодействии с областной Думой.

Говоря о местном само-управлении как  о «школе ответственности граждан», не могу не затронуть вопрос низкой активности граждан по их участию в местном управлении. Полагаю, что этот объективный процесс напрямую связан с дефицитом властных полномочий органов местного самоуправления, что делает их малопривлекательными для населения в смысле участия в их формировании и деятельности, или, иными словами, несовершенство муниципальной демократии снижает ее эффективность.

Результаты социологических опросов, проведенных по инициативе Всероссийского совета местного самоуправления, показали, что  в целом отношение у граждан к идее принять участие в деятельности органов местного самоуправления является стабильно индифферентным. Единственной аудиторией, в которой замечен небольшой позитивный отклик на эту возможность, являются предприниматели.

Несмотря на существующие проблемы в организации местного самоуправления в России, местное самоуправление является кадровым резервом государства. Работа на муниципальном уровне как  в составе органов местного самоуправления, так  и в рамках территориального общественного самоуправления, товариществ собственников жилья, в других формах является прекрасной управленческой школой, которая могла бы поставлять подготовленные кадры для органов власти всех уровней, существенно повышая качество управления в стране.

Действительно, политики и чиновники, прошедшие «профессиональную закалку» в системе местного самоуправления, отличаются реальным взглядом на вещи, быстрее находят управленческие решения, учитывая точку зрения населения. Тюменцам известны и не требуют особого представления такие имена, как Сергей Собянин, Степан Киричук, Евгений Куйвашев – все они прошли профессиональную закалку в системе местного самоуправления.

Фуат САЙФИТДИНОВ, председатель комитета Тюменской областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению

|| местное самоуправление

831Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
На минувшей неделе в адрес редакции поступило 36 письменных и устных обращений читателей.
«Целины» в это лето было предостаточно: Якутия, Ямал, Тюмень, Урал, Крым, Краснодар и даже Бангладеш. Подвести итоги в мультицентре «Моя территория» собралось около двух десятков студентов.
Второй год подряд делегация Тюменской области из числа активистов регионального отделения Всероссийского движения «Юнармия» посещает Внешние острова Финского залива.
Трудиться Галина Бенке начала в 1946 году, продолжая учиться в школе, и сейчас, несмотря на преклонный возраст, не мыслит себя без дела. 
Грант в размере 230 тысяч рублей направят на организацию в областной столице школы электронной музыки для молодых людей старше 16 лет.
Благотворительный проект «Клубок надежды» объединил тюменских рукодельниц, готовых безвозмездно помогать детям из детских домов, больниц и неблагополучных семей.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи