«Не боги горшки обжигают...»
При Тобольском музее есть гончарная мастерская, в которой работают творческие женщины Наталья Бекасова и Ольга Макарова. Мастерская небольшая: всего одна комната - в ней и гончарный круг, и муфельная печь, и рабочий стол, а на стенах - полки с готовой продукцией, от которой глаза разбегаются. «Неужели и нам можно сделать такое?!» - удивились ветераны, пришедшие на экскурсию. А почему бы и нет! Главное - желание и хороший учитель.
За много веков освоения керамических премудростей мастера научились делать не только кухонную утварь, но и предметы для украшения интерьера || Фото с сайта www.artlib.ru
Роль последнего сыграла Наталья Бекасова, а пенсионеры, как и подобает прилежным ученикам, внимательно выслушали и выполнили все указания. Кстати, в прошлом году они приходили сюда уже во второй раз: больно интересно сотворить что-то собственными руками из обычной глины, подарить поделку близким или оставить себе на память.
Сначала ученики прослушали лекцию о керамике. Узнали, что точно определи- ть время, когда зародилось это искусство, невозможно, ибо «пришло» оно в тот момент, когда человек обнаружил, что брошенный в огонь кусок мягкой и податливой глины спустя время становится твердым и прочным, как камень. От древнейших плошек, обожженных на костре, до сверхтехнологичных изделий, которые не боятся повреждений, кислот и щелочей и способны выдержать температуру в несколько тысяч градусов - такой путь прошла керамика за многие века своего развития.
Слушатели узнали, что в Тобольской губернии развитие гончарного ремесла началось в XVIII веке. В фондах Тобольского музея-заповедника хранятся уникальные вещи - лампада и цветочный горшок, принадлежавшие ссыльному польскому художнику и скульптору Игнатию-Юлиану Цезику.
Можно много говорить об уникальных свойствах материала, в том числе и лечебных, но так хочется скорее взять кусочек бархатистой, нежной глины и самим слепить дракончика, что и сделали прилежные бабушки. А в конце экскурсии и практического занятия самые смелые попробовали поработать за гончарным кругом. Горшочек получился совсем настоящим, правда, не без помощи мастера Натальи Георгиевны.
Время занятия пролетело незаметно. Рожденные из глины дракончики, большие и малые, выстроились в ряд, чтобы подсохнуть, а потом отправиться в муфельную печь для обжига. Экскурсанты ушли довольные, а Зульфира Кувшинова на память мастерам оставила свои стихи:
Из глины лепить нелегко -
Мы ходим за ней далеко,
В ведерки ее набираем,
Приносим, водой заливаем
И месим, и гладим, и лепим.
Стань, глина, веселым конем,
Стань, глина, кувшином
и чашкой,
Собачкой, кудрявым барашком.
А кто не умеет - негоже:
Пусть смотрит
и учится тоже.
Заинтересовавшись керамическими изделиями, решила побольше узнать об этом виде промысла и нашла столько интересного в городском читальном зале:
Слово «керамос» греческого происхождения и означает «глина».
Глина бывает не только коричневой, но и белой, серой, голубой, зеленой, красной, желтой и даже черной.
Первая страничка самых первых книг была глиняной.
В Древней Руси были распространены необычные календари-кувшины - на них штампами наносили определенные знаки согласно месяцам.
В наше время есть кишлаки в Средней Азии, где горянки делают для себя и на продажу светильники, сковороды для выпечки хлеба, рукомойники, пиалы, кувшины, игрушки и фигурки животных. В каждом кишлаке свой стиль, свой орнамент - сразу видно, откуда керамика.
Галина ГАСНИКОВА,
г. Тобольск