×
В социальных сетях
В печатной версии

Планета «Елена Великая»

Талант оперной дивы Елены Образцовой не умещается в рамках музыкального мира. Она стремится покорить космос!


Тюменцы, запомните февраль 2012 года! Впервые в истории города и за много лет в судьбе России (не беря в расчет идущую в Питере постановку «Пиковая дама») выступит обладательница одного из сильнейших меццо-сопрано в мире, народная артистка СССР, оперная дива, подчинившая музыкальный олимп, Елена Образцова. Выступление в Тюменской филармонии организует концертное агентство «Белый рояль». Пока до 16-го числа есть время, освежим в памяти читателей историю девочки из блокадного Ленинграда, в которую влюблялись оперные исполнители, дирижеры, режиссеры... Да что там, хоть раз слышавшие ее простые смертные...


Девочка-припевочка

Она родилась в Ленинграде в 1939 году в семье инженера Василия Образцова. С первого дня войны отец ушел на фронт, семейство же осталось в осажденном городе. Только весной 1942 года с мамой и бабулей Лена по Ладожскому озеру перебралась в Устюжну Вологодской области. Там Образцовы жили до конца войны.

Петь Леночка начала в пять лет. Что интересно, вальсы Штрауса - даже в тяжелое время интеллигентное семейство не могло отказаться от музыкальных пристрастий. Школьные уроки делала исключительно под пластинки или оперные передачи по репродуктору. Девичью влюб-ленность подогревал Василий Алексеевич: он виртуозно играл на скрипке, а как-то из итальянской командировки привез большую коллекцию пластинок Джильи, Карузо, Галли- Курчи.

На протяжении многих лет Образцовой везло на наставников. В детском хоре Ленинградского Дворца пионеров - его создатель и руководитель Мария Заринская. Тогда же Лена была непременной участницей всех концертов школьной самодеятельности, на которых с удовольствием исполняла цыганские романсы и популярные песни из репертуара Лолиты Торрес. Таганрог (Образцовы жили в нем три года) подарил знакомство с замечательной Анной Куликовой - педагогом музыкальной школы имени Чайковского. Это и босс Ростовского музыкального училища Маньковская - по ее рекомендации Елену приняли сразу на второй курс училища, а через год на подготовительное отделение Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова.

С теплотой Елена Васильевна вспоминает профессора Антонину Григорьеву. «Если бутончик расковырять в розочку, она разом увянет. Бутончик должен расцветать сам», - наставляла Антонина Андреевна ученицу, которой не терпелось исполнять большие арии, сложные романсы. И добилась-таки. Уже студенткой Образцова получила по золотой медали на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки и на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки в Москве. Далее последовало приглашение в Большой театр с партиями Марины Мнишек, Полины и Амнерис. Консерваторию окончила экстерном, заполучив от строгого председателя экзаменационной комиссии Софьи Преображенской оценку пять с плюсом - такие «события» в истории вуза не случались сорок лет ...

Искусство высоких романтических чувств

По музыкальной лестнице Елена шагала уверенно, покоряя публику всех рангов в Париже, Лондоне, Вене, Милане, Мюнхене, Гамбурге, Зальцбурге, Праге, Берлине, Барселоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Токио, Буэнос-Айресе редкой красоты и бархатистости голосом, ярким сценическим образом, выразительностью, драматическим дарованием...

Образцова ввела моду на Петербург на всем земном шаре, а самому ему подарила «стилевые ключи»: вчера на Неве исполняли песни Шумана, сегодня поют куплеты Целлера, завтра будут зонги Вайля. Питер «нередко называют итальянским городом - в голосе Образцовой итальянские страсти обретают естественное пристанище, довольно вспомнить ее Амнерис, Азучену, Ульрику, Сантуццу. Иные петербургские дворцы вступают в прямое соперничество с французскими - Елене Васильевне не занимать французской утонченности и шика, в ее Кармен слышна французская интонация, ее Шарлотта вникает в сущность французского лиризма». Истинный космополит, тонко чувству-ющий акустику каждого уголка Земли!

У Образцовой 85 партий в русских и зарубежных классических операх. Она и Марина Мнишек в «Борисе Годунове», и Любаша в «Царской невесте», и Кончаковна в «Князе Игоре». Марфа в «Хованщине», Эболи в «Дон Карлосе», Принцесса де Буйон в «Андриенне Лекуврер», Адальжиза в «Норме», Нерис в «Медее», Далила в «Самсоне и Далиле»...

Исполнение музыки Георгия Свиридова - выдающееся творческое достижение певицы. Она хороша в любой партии, в ораториях, кантатах, мессах, как режиссер (в 1986 году на сцене Большого театра поставила оперу «Вертер» Массне), как телевизионная актриса («Веселая вдова», «Моя Кармен», «И образ мой предстанет тебе»), как член жюри международных музыкальных конкурсов, как профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского.

В настоящее время звезда преподает в Токийской музыкальной академии «Мусашино», дает мастер-классы в Европе и Японии, в академии молодых оперных певцов при Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Кроме того, в родном городе Образцова директорствует в культурном центре ее имени, учрежденном в 1996 году.

«В моей жизни, - писал Фран- ко Дзеффирелли, - были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая... сотворила чудо!» Спешите увидеть чудо и вы! Это, быть может, единственный, неповторимый и... последний шанс лицезреть живую легенду в Тюмени, да еще вместе с дочерью Еленой Макаровой, да еще с Ференцом Листом и старинным русским романсом в программе. Билеты ждут ценителей прекрасного в кассах филармонии, магазинах «Знание», «Универсам», в самом концертном агентстве «Белый рояль».

По материалам интернет-изданий


378Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Главная тема – сохранение музейных ценностей.
Известный в Тюмени незрячий талантливый исполнитель Петр Черепанов выступит 29 сентября с концертом «Цветные звуки».
Актеры театра BreakFastBand победили на международном фестивале.
В связи с предстоящим юбилеем артисты дали премьеру спектакля-концерта-капустника-детектива под названием «Юбилей, или Все, что угодно».
Московские авторы, драматург Евгений Казачков и режиссер Виктория Привалова сделали так, чтобы соавторами спектакля-выставки стали зрители.
Влияние таких мероприятий на правильное, положительное развитие подрастающего поколения крайне важно, считают в ведомстве.
В России больше нет музеев, посвященных жизни и творчеству Петра Ершова.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде