О городе-юбиляре на старте юбилейного года
425 лет назад, в 1587 году, в Сибири был основан второй город – Тобольск. Ему оказалась суждена особая роль в богоугодных сибирских землях державы. Долгие годы этот город определял сибирские векторы развития Российской империи. А когда наступило время Сибирской губернии – Тобольск стал ее столицей...
В наступившем году «жемчужина Сибири» – Тобольск – отметит 425 лет со дня основания
425 лет назад, в 1587 году, в Сибири был основан второй город – Тобольск. Ему оказалась суждена особая роль в богоугодных сибирских землях державы.
Долгие годы этот город определял сибирские векторы развития Российской империи. А когда наступило время Сибирской губернии – Тобольск стал ее столицей. Тобольск – город, которым славна российская Сибирь, который в первую очередь ассоциируется с Сибирью.
За годы и столетия всякое переживал славный Тобольск. У него великая и красивая история! Но, наверное, главный его подвиг – не забывая своего блестящего прошлого, город не потерял главного – перспективы движения и развития.
Тобольск не просто один из городов Тюменской области. Это чудо и святыня Сибири, чудо России и, конечно же, как в прежние годы, – историческая духовная столица Сибири.
С кем поговорить о городе-юбиляре на старте его юбилейного года?
Почему бы не с таким тобольским знатоком, как глава региона Владимир Якушев. Предлагаем вниманию читателей печатную версию беседы журналиста Анатолия Омельчука с губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым.
– Владимир Владимирович, когда вам впервые посчастливилось побывать в Тобольске? Помните первую встречу?
– А как же! Мы ездили на областные соревнования из Надыма. Было мне 13 лет. Тогда впервые побывал в Тобольске.
– Какие соревнования?
– Играли в баскетбол.
– Победили?
– Нет. Тобольская школа очень сильная, как и ишимская. А Надым – город молодой, баскетбольной школы как таковой особо не было. Не победили, но показали неплохие результаты.
– Надымчане по жизни проигрывать не умеют?
– Не умеют. Но в спорте сильному сопернику не грех и проиграть. Тобольск запомнился. Мы приехали весной. Весна для жителя Крайнего Севера – особая пора. В Надыме еще 20-градусные морозы, снег, а в Тобольске весенняя температура. Я долго жил в Надыме. Это пьянящее чувство, когда прилетаешь на Большую землю и возвращаешься в весну. Весенний Тобольск пленил и опьянил. Мы посетили Тобольский кремль, древние стены.
– У вас свои отношения с этим городом? Не чужие друг другу? Приглянулись?
– В Тобольске чувствуется особая аура. Она обволакивает очень мягко. Ощущение, что ты соприкасаешься со всей долгой замечательной тобольской историей. Меня изначально поразило, что город – в двух посадах. Вид с верхней точки кремля на нижний посад – это нечто! В те годы подгора выглядела неприглядно. Но само расположение города, вид на Иртыш, Тобольский кремль, конечно, поразили. С тех времен очень люблю приезжать в древнюю столицу Сибири. Уезжаешь спокойным, размеренным, неторопливым, несуетным. С удовольствием бываю в Тобольске в любое время года: зимой, весной, осенью, летом.
– Когда нижний Тобольск представлял из себя грустную, неприглядную картину, не возникло желания: я, Якушев, могу помочь городу?
– Может быть, в первый приезд такого ощущения еще не было. Я тогда работал президентом Запсибкомбанка. Банк по возможности участвовал во всех социальных программах. Конечно, возникло огромное желание восстановить порушенные церкви в подгоре. Они и сейчас еще, к сожалению, не все восстановлены – это длительный процесс. Но главное – мы движемся. Было желание поправить дороги, уменьшить количество аварийного и ветхого жилья. Но глобально – в масштабе системной реконструкции города – тогда не мыслил.
– Сегодня удивления первичного не случается?
– Приезжаю в Тобольск всегда, как в первый раз. Он не перестает удивлять. Самое большое мое желание: отойти от рабочей суеты, уехать на пару деньков в Тобольск, спокойно погулять по красивым старинным улицам, зайти в кремль, просто посмотреть, отдохнуть, насладиться аурой города. Я в Тобольске очень часто хожу пешком. Приезжая, всегда
прошу: давайте оставим автомобиль, прогуляемся по городу пешочком.
– Вы застали те времена, когда Тобольск как бы забыл себя, впал в некое историческое беспамятство, когда казалось, что перспектив у великого исторического города нет. Все-все в прошлом? Великое прошлое и никакого будущего?
– Такой момент у города действительно был – в начале 2000-х годов. Огромные долги в городской казне. В 2001-м, когда пришел работать к Собянину вице-губернатором, – огромные долги за энергоресурсы, по коммуналке, падающая экономика. Естественно, не говорили о восстановлении не только кремля, но и менее серьезных объектов. Потом постепенно начали выравнивать и с 2004-го (это последние годы работы Сергея Собянина тюменским губернатором) Тобольск приобрел поступательное движение и развитие. Я, как говорят, подхватил у Собянина эстафету, понес эстафетную палочку дальше.
– А не вы готовили путинские посиделки в Тобольском кремле?
– Легендарные посиделки президента России с тоболячками в канун 8 Марта готовил губернатор Сергей Собянин.
– Разработан ли стратегический план развития Тобольска? Не просто генплан города, а стратегический взгляд на будущее Тобольска?
– Стратегический взгляд имеется. Впервые я начал об этом говорить четыре года назад, когда всерьез задумались о развитии туризма. Да, город Тобольск красивый, интересный, аура необыкновенная, но все это разрознено, отрывочно. Были разовые посещения Тобольского кремля большими начальниками. Но солидного туристического потока, конечно, город не имел. Сегодня этот поток не слишком велик, но постоянен – это важно.
Он растет с каждым годом, вот чего мы добились. Туристическое направление стратегически важно для города, как и развитие промышленного узла. Тобольск очень хорошо инфраструктурно сбалансирован, с одной стороны – большие перспективы в развитии промышленности и серьезные перспективы в развитии туризма.
Плюс велика возможность увеличить налогооблагаемую базу города, соответственно, это означает продолжение системной реконструкции. Ведь не имелось сносных дорог, отставала газификация, в отдель-ных точках даже не было света, разрушена социальная сфера. Город был в полной разрухе. Нынче идет глубокая реконструкция – город меняется на глазах. Из всех муниципальных образований, учитывая две точки роста, Тобольск – наиболее сбалансированный. У него большие перспективы, очень серьезное будущее.
– Тобольский промышленный узел развивается системно, без сбоев, по намеченным графикам?
– Тобольск развивается, я бы сказал, быстрее. Компания «Сибур» зашла в Тобольск чрезвычайно серьезно, активно ведет строительство мощного завода. Комплекс сдадут в 2015–2016 годы. Сегодня ускорение – на два года. Все заинтересованы в тобольской продукции. К сожалению, страна все это импортирует, значит, это еще и импортозамещение полипропилена. Такой современной продукции в стране не хватает, есть серьезная заинтересованность в целом у Российской Федерации, естественно, и у «Сибура». Потому тобольский полипропилен будет серьезно востребован на рынке.
– Я слышал, это крупнейший нефтехимический проект в мире?
– Самый мощный в Европе.
– А кто себе позволяет опередить Тобольск?
– Такое же предприятие строится в Объединенных Арабских Эмиратах.
– У Тобольска есть шансы, последовательно развиваясь, перегнать арабских шейхов?
– Надо ли? Мы это проходили: догнать и обогнать. Главное – производить столько продукции, сколько будет продаваться. Рядом с огромным нефтехимическим комплексом могут появиться другие производства, а это создание новых рабочих мест, стабильная работа завода, стабильные налоговые отчисления. Думаю, это наиболее важно.
– Владимир Владимирович, вам Тобольск в перспективе видится рабочим городом, не просто историческим (есть города – музейные реликвии, к примеру, Великий Суздаль). Или это город работящий: и исторический, и работающий, и рабочий?
– Вижу сбалансированное будущее. Все будет развиваться комплексно. Власть может повлиять на то, чтобы процессы шли быстрее. Но по большому счету вектор определен и главное – не мешать процессу. Но если говорить только о моем человеческом отношении к городу, конечно, очень важна развитая промышленность, Тобольску важно иметь надежные рабочие места. Конечно, важны налоги. Но все-таки мне, гражданину России, город Тобольск с его историческим наследием особенно близок.
– Ваше детство не обошлось без «Конька-Горбунка»?
– Конечно.
– Прочитано добросовестно, усвоено, впитано?
– Добросовестно. Некоторые отрывки могу прочитать на-изусть.
– Правда?
– Честно.
– Прямо сейчас?
– Да.
– Попробуем.
– Пожалуйста.
Царь не мог тут усидеть.
«Надо коней поглядеть, –
Говорит он, – да не худо
И завесть такое чудо.
Эй, повозку мне!»
И вот уж повозка у ворот.
Царь умылся, нарядился
И на рынок покатился;
За царем стрельцов отряд.
Вот он въехал в конный ряд...
Глаз своих с коней не сводит,
Справа, слева к ним подходит...
«Эй, ребята,
Чьи такие жеребята?»...
«Эта пара, царь, моя,
И хозяин – тоже я». –
«Что ж, я пару покупаю.
Продаешь ты?» –
«Нет, меняю». –
«Что в промен берешь добра?» –
«Два-пять шапок серебра».
«То есть, это будет 10».
Царь тотчас велел отвесить
И, по милости своей,
Дал в прибавок пять рублей.
– Мы будем в 2015 году отмечать 200 лет со дня рождения гениального сибиряка Петра Ершова. В Тюмен-ской области, на родине Ершова, это станет национальным праздником национального гения?
– Конечно. Отметим достойно.
– Ершов – ишимского происхождения, Конек-Горбунок и Иван-дурак – тоже ишимского производства. Когда проезжаете по Ишимскому району, узнаете сказочные места?
– Определенное сходство есть. С ершовским произведением и сегодня многое совпадает.
– Тобольск уже законченно увековечил память своего великого земляка Ершова?
– Думаю, нет предела совершенству. Возникают новые нюансы, что-то находится в архивах, появляются новые исследования и вещи, которые нужно увековечить: памятником, музеем, мемориальной доской. Поэтому говорить, что процесс закончен, я бы не стал. Когда реконструировали Дом наместника, создали кабинет Ершова, так называемую литературную приемную. Еще одно направление возникло, а завтра может появиться что-то еще.
– А храм во имя преподобного Петра Столпника на ершовской родине в деревне Безруковой (ныне Ершовой) есть шанс восстановить?
– Возродим. Но на все нужно время.
– Кстати, а школьник Вова Якушев «Конька-Горбунка» запоминал для себя или для школьной художественной самодеятельности?
– Для себя.
– И никогда публично не декламировал?
– Не пришлось.
– Первое чтение здесь?
– Дебютирую.
– Замечательный дебют! Поговорим о туризме. Насколько освоен этот бизнес в Тобольске?
– Думаю, осознан и освоен процентов на 20.
– Стартуем?
– Пока да, находимся на старте. Наверное, только в этом году тоболяки поняли, что туризм – настоящая точка роста. Имеется нюанс, который не очень красит тоболяков. На объекты глубокой реконструкции тратим много денег. Но сами тоболяки, особенно молодежь, не всегда доблестно хранят восстановленное. Но вандализма сейчас меньше, что свидетельствует о том, что все глубже и глубже аура старины проникает в тобольское сознание. Это очень важно. Вопрос не только в инвестициях. За десять лет работы на государственной службе убедился: деньги – не всегда самое главное. Если человек, команда, учреждение осознанно понимают то, что делают, только тогда можно запускать финансовый ресурс.
Мы это проходили в Тюмени, когда занимались благо-устройством, когда практически все цветы на клумбах вырывали. Сегодня не рвут! Городская культура воспитывает людей. Только при правильном отношении к культурным ценностям жителей города Тобольск сможет стать центром туризма России и историко-культурного наследия в Сибири. Да что там – «третьей столицей» государства Российского! Я думаю, тоболяки доросли до этого только сейчас, в ходе процесса исторической реконструкции города.
– Журналисты всегда опережают: они уже присвоили Тобольску титул туристической Мекки России. Хотя, понятно, рановато. Но шанс стать второй, третьей, четвертой, войти в пятерку туристических святынь России у Тобольска есть?
– Однозначно. По потенциалу, наработанному Тобольском, есть не только шанс. Нужно немедленно это делать. Даже не пятое место. Гораздо выше.
– Третье?
– Можно на третье. Но почему бы не выше?
– Москва первым местом поступится?
– Рано или поздно наступает пресыщение. Ведь не зря появляется много иностранцев, желающих приехать к нам. Сибирь,
Тобольск притягивают, ведь здесь совершенно иная культура, совершенно иные люди. Изюминка у Тобольска есть, ее надо уметь показать.
– Денег и в областной, и в городской казне хватит?
– Надо двигаться поступательно, не пытаться решать вопросы слишком быстро. Это задачи не одного года. Если ставить заоблачные цели, программа может встать. Цели должны быть достижимы.
– У Тобольска, столицы Сибири, сложная, непростая и подчас драматическая история. Вас, как сибиряка, что особенно привлекает в тобольской истории?
– Честно скажу: Тобольск как столица Сибирской губернии, которая имела огромную территорию, начиная от Вятской губернии, включая Аляску. Этот этап в истории развития Тобольска наиболее интересен и историкам, и исследователям. Все события на территории Сибирской губернии тогда происходили вокруг Тобольска, это его самый значительный этап.
– Скажите, нет такого ощущения: тюменский губернатор – в любом случае последователь сибирских губернаторов? Тюменская губерния – наследница Сибирской губернии. Прямой наследник?
– Смотря что под этим подразумевать. Все-таки моя главная задача – полноценное развитие всех муниципалитетов, поступательное социально-экономическое развитие региона. А Тобольск, может быть, больше личный приоритет.
– Сибирская губерния от вятских пределов до аляскинских – уму постижимо управлять такой территорией? Губернатор Якушев может себе представить?
– В сегодняшних условиях, думаю, это нереально.
– Воздадим должное подвигу первого губернатора Сибирской губернии князя Матвея Гагарина? При всей непростой его судьбе никаким образом в нынешних пределах Сибирской губернии он не отмечен.
– Хорошая идея! Честно говоря, как-то об этом не задумывался. Из разных источников разная информация. Что произошло, что послужило причиной сурового петровского наказания – неизвестно. Тем не менее есть и другие источники, которые утверждают: князь Гагарин серьезно развивал губернию, занимался становлением Тобольска, всех прилегающих территорий. По тем временам до тех территорий трудно было на конях доскакать. Но князь-губернатор отдал много сил, занимался развитием Сибирской губернии и Тобольска. При нем Тобольск расцвел. Думаю, гагаринская лепта – достаточно серьезная. К сожалению, так бывает на Руси: слишком успешных не любят.
– Скажите, среди современников-тоболяков у вас есть добрые знакомые?
– Конечно, есть. Это Евгений Воробьев, он переехал в Тюмень, но его душа явно осталась в Тобольске. Это сегодняшний руководитель местной Думы Виктор Неймышев, областной депутат Владимир Майер. Люди интересные.
– 425 лет Тобольска Тюменская область отметит достойно?
– Достойно.
[gallery columns="7"]