Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Анонс материала про Рождество

Культура, 00:25, 06 января 2012,
Слушать новость
Анонс материала про Рождество. .

В селе Осиновка Викуловского района Тюменской области сохранился уникальный обычай. Раз в год на Рождество из дома в дом переносят посвященную этому празднику икону. Здесь живут потомки переселенцев-самоходов из Могилевской губернии, которые и принесли с собой этот обычай в 80-х годах XIX века.

Осиновцы называют икону «Свеча», объясняя это тем, что перед ней горит много свеч. В южнорусских деревнях существовал праздник с таким именем, но центром обряда являлась не икона, а большая свеча, которая изготавливалась из воска, пожертвованного всеми жителями общины. Она в течение года от праздника до праздника хранилась в доме уважаемого всем деревенским сообществом человека, а затем передавалась другой семье. Считалось, что этот год для хранителей святыни будет счастливым и благополучным.

В Осиновке, по рассказам старожилов, тоже существовало правило переносить икону только в те дома, где живут праведно. Однако было это в ту пору, когда в деревне насчитывалось около полутора сотен дворов. Теперь, когда их стало втрое меньше, гостит в каждом доме. Говорят, что даже пропащие пьяницы, становясь «хозяевами» иконы, преображаются на это время, стараясь не осквернить святыню. К ней часто приходят люди со своей нуждой – помолиться об урожае, семейном благополучии, в несчастье или болезни. Приносят «оброки» – дары, на которые хозяин покупает свечи к иконе и угощает гостей.

Переносят икону рождественским утром. Накануне, в сочельник, хозяева уже принимают родственников и паломников – односельчан и приезжих; калитка и двери распахнуты, в окнах всю ночь горит свет, поются молитвословия. Собирается сюда и местная молодежь. Поутру от одного дома к другому выстилается широкая дорожка из соломы – «чтобы не по голому икону нести». Она передается к соседям по той же стороне улицы. Выносят ее с плачем, как родную, старшие мужчины принимавшего дома; впереди идет хозяйка с хлебом-солью. Все присутствующие становятся на колени на соломенной дорожке, поклоняясь Свече, которую проносят над ними. У принимающего двора икону встречают новые хозяева. После обмена хлебом-солью святыню вносят в дом, ставят в красный угол и молятся. Затем начинается угощение, на которое приглашаются все присутствующие.

Журналисты нашей газеты стали свидетелями этого обряда и расскажут о нем в ближайших номерах газеты «Тюменской области сегодня».

В селе Осиновка Викуловского района Тюменской области сохранился уникальный обычай. Раз в год на Рождество из дома в дом переносят посвященную этому празднику икону. Здесь живут потомки переселенцев-самоходов из Могилевской губернии, которые и принесли с собой этот обычай в 80-х годах XIX века.

Осиновцы называют икону «Свеча», объясняя это тем, что перед ней горит много свеч. В южнорусских деревнях существовал праздник с таким именем, но центром обряда являлась не икона, а большая свеча, которая изготавливалась из воска, пожертвованного всеми жителями общины. Она в течение года от праздника до праздника хранилась в доме уважаемого всем деревенским сообществом человека, а затем передавалась другой семье. Считалось, что этот год для хранителей святыни будет счастливым и благополучным.

В Осиновке, по рассказам старожилов, тоже существовало правило переносить икону только в те дома, где живут праведно. Однако было это в ту пору, когда в деревне насчитывалось около полутора сотен дворов. Теперь, когда их стало втрое меньше, гостит в каждом доме. Говорят, что даже пропащие пьяницы, становясь «хозяевами» иконы, преображаются на это время, стараясь не осквернить святыню. К ней часто приходят люди со своей нуждой – помолиться об урожае, семейном благополучии, в несчастье или болезни. Приносят «оброки» – дары, на которые хозяин покупает свечи к иконе и угощает гостей.

Переносят икону рождественским утром. Накануне, в сочельник, хозяева уже принимают родственников и паломников – односельчан и приезжих; калитка и двери распахнуты, в окнах всю ночь горит свет, поются молитвословия. Собирается сюда и местная молодежь. Поутру от одного дома к другому выстилается широкая дорожка из соломы – «чтобы не по голому икону нести». Она передается к соседям по той же стороне улицы. Выносят ее с плачем, как родную, старшие мужчины принимавшего дома; впереди идет хозяйка с хлебом-солью. Все присутствующие становятся на колени на соломенной дорожке, поклоняясь Свече, которую проносят над ними. У принимающего двора икону встречают новые хозяева. После обмена хлебом-солью святыню вносят в дом, ставят в красный угол и молятся. Затем начинается угощение, на которое приглашаются все присутствующие.

Журналисты нашей газеты стали свидетелями этого обряда и расскажут о нем в ближайших номерах газеты «Тюменской области сегодня».



Уроки родиноведения: скульптор Владимир Шарапов

26 марта

В Тюмени открывается терапевтическая выставка художников из Сибири и Москвы

26 марта