Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Под обложкой книги сказок и легенд

Культура, 01:02, 28 декабря 2011, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
Под обложкой книги сказок и легенд. .

Зимой театральная Тюмень остается верна себе: для дорогих и любимых зрителей три городские сцены – кукольная, молодежная и драматическая – обычно дарят новогодние премьеры.

Тематика соответствующая: это истории, в финале которых торжествуют добро, справедливость, вера, счастье. Нынче театр кукол и драматический театр взяли в работу любимые каждым из нас с детства сказочные материалы Андерсена и Гофмана.

«Ангажемент», напротив, обратился к… библейскому сюжету Вселенского потопа, но представил его не занудно-дидактически-пафосно, а вполне себе удобоваримо для среднестатистического провинциала. В этом творческом состязании не проиграл никто. А все вместе три труппы сделали потрясающий праздник для детворы и взрослого народа.

Доброта – она от нас…


Почти часовой спектакль «Снежная королева» по грустно-лирическому сказочнику Андерсену – выбор Тюменского театра кукол.

Главный режиссер Сергей Грязнов облизывался на него давно. И вот решился, в качестве главного мастера по куклам пригласив известного кудесника-керамиста Александра Кухтерина. Герои, конечно же, получились не такими, как  у главного художника театра Сергея Перепелкина (в глазах его куколок, даже если это развеселая постановка, всегда читается светлая печаль, ко всему человечеству обращенная). Кухтеринские тростевые Герда, Кай, Бабушка, говорящие цветы в царском дворце, Карл и Клара, Разбойница, Олень, да  и сама властительница ледяного мира Снежная Королева и румяны, и озорны, и, как сказал бы великолепный Карлсон, «в меру упитаны, в самом расцвете сил».

Главные роли в премьере достались Ларисе Шереметьевой и Алексею Усову. Для обоих это дебют! В театре Усов работает не так давно, Шереметьева, напротив, старожил, но, имея чисто драматическое образование, с первой куклой доселе не выступала.
Постановка в отличие от книжной сказки динамична.

В ней нет философичных монологов в стиле «из пустого в порожнее». Разве что философичные афоризмы, работающие на общую идею: доброта – это единственное чудо, способное излечить от ядовитого поцелуя Снежной Королевы и оживить умирающие розы. На поиски названого брата Кая смелая Герда отправилась одна, не прихватив даже малюсенькой зубочистки. «Потому что ее сила – в ее сердце. И служат ей звери и птицы…» – сказала мудрая Лапландка.

…Дружеское театральное  напутствие нам, взрослым: любите в людях, а особенно в детях, их сердца, трепещущие, словно маленькие птички.

Трое в лодке…  Все – пингвины


У постановщика Михаила Заеца – неповторимый режиссерский почерк. «Во имя детства» – скорее всего так можно назвать направление, в котором он творит. Сколько бы Заец ни ставил раньше в драме, а сейчас в «Ангажементе», это всегда здоровое хулиганство, необидный стеб, озорство взрослого мальчишки.

Взять, к примеру, премьеру «У ковчега в восемь». Библейская легенда Всемирного потопа куда как серьезна, а Михаил вслед за автором пьесы немцем Ульрихом Хубом превратил ее  в дворовую историю, которую бы понравилось пересказывать друг другу жителям одесских улочек. Пингвин, насмешка природы в красных ластах, прогневил Бога («он большой, умный, но невидимый»): сел на банку кока-колы, а подумал, что раздавил бабочку… Получай за это, «птица, воняющая рыбой», воды выше макушки. Вроде глуп пингвин, а всю ответственность взял на себя, слегка прибавив и значимости в животном мире.

Ной строит спасительный ковчег. Белокрылая голубка (Надежда Емельянова) оповещает тварей («только парами, не забудьте билеты»). Твари торопятся к восьми часам – времени отправления огромного судна.

Но пропуска на борт всего два, а пингвинов трое (Илья Матусевич, Екатерина Душина, Виталий Мигунов). Тогда друзья придумывают упаковать «лишнего» в чемодан и так, с багажом, прошествовать до трюма. Авантюра разыгрывается как по нотам. Перегруз, конечно, вышел, а что делать?! Наигрался Бог, перестал лить на Землю дожди, голубка, выпущенная с ковчега, принесла оливковую ветвь… Значит, пора выгружаться на сушу. Чтобы именно там услышать: «Так зачем вы пробирались на борт, если умеете плавать?!»

Наигрались и Заец со сценографом Алексеем Паненковым: пингвины у них в виде растамана, шкипера и финна, льдины мягкие, как желе, уровень воды во время потопа отмечается на специальной шкале, а воду на сцену «впускают», откручивая огромный вентиль. Ну  и сам Всевышний у авторов спектакля – это… ребенок в белых футболке и шортиках (студиец Витя Горбунов), который лупит ладошкой по сине-зеленому шару, поливает его из леечки, вытирает насухо губкой. Может, Он  и правда такой: ребенок, сидящий внутри каждого из нас?!

Мир детских фантазий и страхов


В фойе Тюменского драматического театра рабочие сцены со стремянки украшали елку. Рядом лежал ворох мишуры, в которую хотелось нырнуть, как  в бассейн. Через день вокруг этих сверкающих украшений, которые уже были на елке, водили хоровод нарядные мальчики и девочки под руководством Деда Мороза, Снегурочки и сказочных героев.

Премьера детского спектак-ля в драматическом театре погрузила нас, самых первых зрителей, в атмосферу знаменитой рождественской сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик» и самую чуточку – одноименного балета Петра Чайковского.

Сказка оказалась одновременно знакомой и незнакомой. Основная сюжетная линия вдруг устраивала замысловатые выкрутасы, и на сцене вместе с Мари, Фрицем и Луизой появлялись узнаваемые детьми Бэтмен, Человек-паук и Супермен – ничего удивительного, просто они оказались среди подаренных игрушек.

Пожалуй, спектакль не для малышей. Он только для смелых и умных детей! Потому что, имейте в виду, некоторые герои выглядят жутковато, а Дроссельмейер, хитроумный старичок, иногда комментирует действие учеными речами. Думаю, это как раз придется по вкусу детям индиго.

На сцене – мир детских фантазий и страхов. Огромное зеркало отражает темный мир. Мыши во главе с королевой Мышильдой похожи на инопланетян. Таинственности добавляют суперсовременные спецэффекты. Но сколько смеха, веселья, благородства приходит со светлыми героями! Доброта Мари и ее готовность посмотреть в лицо страху помогают Щелкунчику стать снова прекрасным юношей.

Взрослым тоже не будет скучно. Не только потому, что они лучше поймут интересы и чувства своих продвинутых детей. Мы увидели красоту и пародию, услышали римейк и классику, сравнили сказку из своего детства и ту, которая предлагается прагматичному юному представителю XXI века. Облегченно вздохнули: слава богу, добро все-таки победило!

Остается добавить, что поставили спектакль режиссер, художник, балетмейстер и художник по свету из Санкт-Петербурга. Главные роли играют, и весьма эмоционально, молодые актеры Евгения Казакова, Антон Юдин, Наталья Никулина, Артем Козлов. С 23 по 30 декабря и со 2 по 9 января тюменских зрителей ждет 30 показов «Щелкунчика».

Зимой театральная Тюмень остается верна себе: для дорогих и любимых зрителей три городские сцены – кукольная, молодежная и драматическая – обычно дарят новогодние премьеры.

Тематика соответствующая: это истории, в финале которых торжествуют добро, справедливость, вера, счастье. Нынче театр кукол и драматический театр взяли в работу любимые каждым из нас с детства сказочные материалы Андерсена и Гофмана.

«Ангажемент», напротив, обратился к… библейскому сюжету Вселенского потопа, но представил его не занудно-дидактически-пафосно, а вполне себе удобоваримо для среднестатистического провинциала. В этом творческом состязании не проиграл никто. А все вместе три труппы сделали потрясающий праздник для детворы и взрослого народа.

Доброта – она от нас…


Почти часовой спектакль «Снежная королева» по грустно-лирическому сказочнику Андерсену – выбор Тюменского театра кукол.

Главный режиссер Сергей Грязнов облизывался на него давно. И вот решился, в качестве главного мастера по куклам пригласив известного кудесника-керамиста Александра Кухтерина. Герои, конечно же, получились не такими, как  у главного художника театра Сергея Перепелкина (в глазах его куколок, даже если это развеселая постановка, всегда читается светлая печаль, ко всему человечеству обращенная). Кухтеринские тростевые Герда, Кай, Бабушка, говорящие цветы в царском дворце, Карл и Клара, Разбойница, Олень, да  и сама властительница ледяного мира Снежная Королева и румяны, и озорны, и, как сказал бы великолепный Карлсон, «в меру упитаны, в самом расцвете сил».

Главные роли в премьере достались Ларисе Шереметьевой и Алексею Усову. Для обоих это дебют! В театре Усов работает не так давно, Шереметьева, напротив, старожил, но, имея чисто драматическое образование, с первой куклой доселе не выступала.
Постановка в отличие от книжной сказки динамична.

В ней нет философичных монологов в стиле «из пустого в порожнее». Разве что философичные афоризмы, работающие на общую идею: доброта – это единственное чудо, способное излечить от ядовитого поцелуя Снежной Королевы и оживить умирающие розы. На поиски названого брата Кая смелая Герда отправилась одна, не прихватив даже малюсенькой зубочистки. «Потому что ее сила – в ее сердце. И служат ей звери и птицы…» – сказала мудрая Лапландка.

…Дружеское театральное  напутствие нам, взрослым: любите в людях, а особенно в детях, их сердца, трепещущие, словно маленькие птички.

Трое в лодке…  Все – пингвины


У постановщика Михаила Заеца – неповторимый режиссерский почерк. «Во имя детства» – скорее всего так можно назвать направление, в котором он творит. Сколько бы Заец ни ставил раньше в драме, а сейчас в «Ангажементе», это всегда здоровое хулиганство, необидный стеб, озорство взрослого мальчишки.

Взять, к примеру, премьеру «У ковчега в восемь». Библейская легенда Всемирного потопа куда как серьезна, а Михаил вслед за автором пьесы немцем Ульрихом Хубом превратил ее  в дворовую историю, которую бы понравилось пересказывать друг другу жителям одесских улочек. Пингвин, насмешка природы в красных ластах, прогневил Бога («он большой, умный, но невидимый»): сел на банку кока-колы, а подумал, что раздавил бабочку… Получай за это, «птица, воняющая рыбой», воды выше макушки. Вроде глуп пингвин, а всю ответственность взял на себя, слегка прибавив и значимости в животном мире.

Ной строит спасительный ковчег. Белокрылая голубка (Надежда Емельянова) оповещает тварей («только парами, не забудьте билеты»). Твари торопятся к восьми часам – времени отправления огромного судна.

Но пропуска на борт всего два, а пингвинов трое (Илья Матусевич, Екатерина Душина, Виталий Мигунов). Тогда друзья придумывают упаковать «лишнего» в чемодан и так, с багажом, прошествовать до трюма. Авантюра разыгрывается как по нотам. Перегруз, конечно, вышел, а что делать?! Наигрался Бог, перестал лить на Землю дожди, голубка, выпущенная с ковчега, принесла оливковую ветвь… Значит, пора выгружаться на сушу. Чтобы именно там услышать: «Так зачем вы пробирались на борт, если умеете плавать?!»

Наигрались и Заец со сценографом Алексеем Паненковым: пингвины у них в виде растамана, шкипера и финна, льдины мягкие, как желе, уровень воды во время потопа отмечается на специальной шкале, а воду на сцену «впускают», откручивая огромный вентиль. Ну  и сам Всевышний у авторов спектакля – это… ребенок в белых футболке и шортиках (студиец Витя Горбунов), который лупит ладошкой по сине-зеленому шару, поливает его из леечки, вытирает насухо губкой. Может, Он  и правда такой: ребенок, сидящий внутри каждого из нас?!

Мир детских фантазий и страхов


В фойе Тюменского драматического театра рабочие сцены со стремянки украшали елку. Рядом лежал ворох мишуры, в которую хотелось нырнуть, как  в бассейн. Через день вокруг этих сверкающих украшений, которые уже были на елке, водили хоровод нарядные мальчики и девочки под руководством Деда Мороза, Снегурочки и сказочных героев.

Премьера детского спектак-ля в драматическом театре погрузила нас, самых первых зрителей, в атмосферу знаменитой рождественской сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик» и самую чуточку – одноименного балета Петра Чайковского.

Сказка оказалась одновременно знакомой и незнакомой. Основная сюжетная линия вдруг устраивала замысловатые выкрутасы, и на сцене вместе с Мари, Фрицем и Луизой появлялись узнаваемые детьми Бэтмен, Человек-паук и Супермен – ничего удивительного, просто они оказались среди подаренных игрушек.

Пожалуй, спектакль не для малышей. Он только для смелых и умных детей! Потому что, имейте в виду, некоторые герои выглядят жутковато, а Дроссельмейер, хитроумный старичок, иногда комментирует действие учеными речами. Думаю, это как раз придется по вкусу детям индиго.

На сцене – мир детских фантазий и страхов. Огромное зеркало отражает темный мир. Мыши во главе с королевой Мышильдой похожи на инопланетян. Таинственности добавляют суперсовременные спецэффекты. Но сколько смеха, веселья, благородства приходит со светлыми героями! Доброта Мари и ее готовность посмотреть в лицо страху помогают Щелкунчику стать снова прекрасным юношей.

Взрослым тоже не будет скучно. Не только потому, что они лучше поймут интересы и чувства своих продвинутых детей. Мы увидели красоту и пародию, услышали римейк и классику, сравнили сказку из своего детства и ту, которая предлагается прагматичному юному представителю XXI века. Облегченно вздохнули: слава богу, добро все-таки победило!

Остается добавить, что поставили спектакль режиссер, художник, балетмейстер и художник по свету из Санкт-Петербурга. Главные роли играют, и весьма эмоционально, молодые актеры Евгения Казакова, Антон Юдин, Наталья Никулина, Артем Козлов. С 23 по 30 декабря и со 2 по 9 января тюменских зрителей ждет 30 показов «Щелкунчика».



Фестиваль «Студенческая весна» в Тюмени завершился ярким гала-концертом

16 апреля

Как создаются куклы-актеры для театра

14 апреля