Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Достоевский и музыка

Слушать новость
Достоевский и музыка. .

К 190-летию со дня рождения великого русского


Возможно, читатель удивится названию статьи. Но Достоевский очень любил музыкальную классику, знал ее глубоко, как профессиональные музыканты.

С детских лет, живя в дворянской усадьбе, будущий писатель прикасался к народному песенному творчеству: слушал песни крестьян на деревенских праздниках. Дома же музыка звучала, когда его мать брала гитару и напевала любимые романсы. Сильные и глубокие музыкальные впечатления Достоевский получил в годы учения в Петербургской гимназии и после окончания инженерного училища. Он погрузился в общение с музыкальной классикой, стал завсегдатаем оперных и балетных спектаклей, концертов.

Тогда в Петербурге часто звучала итальянская опера. Федор Михайлович слушал оперы Россини «Вильгельм Тель», Моцарта «Дон Жуан», Беллини «Норма», Мейербера «Гугеноты». На премьере оперы Глинки «Руслан и Людмила» с восхищением внимал Листу, игра и творчество которого покорили Петербург. В литературном салоне своего приятеля художника Майкова писатель знакомился с фортепианной музыкой. Достоевский был знаком с Артуром Рубинштейном, знаменитым пианистом, дирижером, композитором и основателем первой консерватории в Петербурге.

В дальнейшем, бывая за границей, Достоевский продолжает посещать музыкальные концерты, о чем сообщает в письмах жене и Тургеневу. В этот период формируется взгляд писателя на высокое этическое и общественное значение музыки. В особенности захватывает его музыка Бетховена, являющаяся для писателя высшим выражением романтизма. Еще  в Петербурге молодая Софья Ковалевская, влюбленная в Достоевского, играла ему «Патетическую сонату» Бетховена.

Хорошо знал он  и вокальное творчество Шуберта, которым увлекалась русская интеллигенция 40–60 годов ХIХ века.
Создателем русской музыкальной культуры в это время считался Михаил Глинка, которого хорошо знал и любил Достоевский.

На одном из домашних концертов он слушал «Камаринскую», фортепианные пьесы и романсы в исполнении композитора. Через 20 лет писатель подробно расскажет об этой встрече в дневнике. Достоевский очень любил и высоко ценил песни Мусоргского, где есть образы обездоленного и бесправного народа. Они были близки духу его творчества – ведь Федора Михайловича называют «певцом униженных и оскорб-ленных». Среди друзей Достоевского и Николай Рубинштейн, который 25 мая 1880 года выступил с яркой речью на вечере, организованном в честь писателя русской интеллигенцией.

Печальные страницы жизни Достоевского связаны с нашим краем. Отбывая здесь заключение, он познакомился с бытом и песнями каторжан. В «Записках из мертвого дома» об этом рассказывается очень подробно и с глубоким пониманием музыки. Описание игры народного оркестра по тонкости наблюдения едва ли не единственное в русской художественной литературе.

Тюремный оркестр состоял из двух скрипок, двух гитар, трех балалаек, двух баянов и бубна. Автор пишет: «Балалайки были неслыханные… Бубен творил чудеса… Оркестр начинает «Камаринскую». Начинают тихо, едва слышно, но мотив растет и растет, темп учащается… Право, было хорошо, если б Глинка хоть случайно услыхал ее  у нас в остроге».

К 190-летию со дня рождения великого русского


Возможно, читатель удивится названию статьи. Но Достоевский очень любил музыкальную классику, знал ее глубоко, как профессиональные музыканты.

С детских лет, живя в дворянской усадьбе, будущий писатель прикасался к народному песенному творчеству: слушал песни крестьян на деревенских праздниках. Дома же музыка звучала, когда его мать брала гитару и напевала любимые романсы. Сильные и глубокие музыкальные впечатления Достоевский получил в годы учения в Петербургской гимназии и после окончания инженерного училища. Он погрузился в общение с музыкальной классикой, стал завсегдатаем оперных и балетных спектаклей, концертов.

Тогда в Петербурге часто звучала итальянская опера. Федор Михайлович слушал оперы Россини «Вильгельм Тель», Моцарта «Дон Жуан», Беллини «Норма», Мейербера «Гугеноты». На премьере оперы Глинки «Руслан и Людмила» с восхищением внимал Листу, игра и творчество которого покорили Петербург. В литературном салоне своего приятеля художника Майкова писатель знакомился с фортепианной музыкой. Достоевский был знаком с Артуром Рубинштейном, знаменитым пианистом, дирижером, композитором и основателем первой консерватории в Петербурге.

В дальнейшем, бывая за границей, Достоевский продолжает посещать музыкальные концерты, о чем сообщает в письмах жене и Тургеневу. В этот период формируется взгляд писателя на высокое этическое и общественное значение музыки. В особенности захватывает его музыка Бетховена, являющаяся для писателя высшим выражением романтизма. Еще  в Петербурге молодая Софья Ковалевская, влюбленная в Достоевского, играла ему «Патетическую сонату» Бетховена.

Хорошо знал он  и вокальное творчество Шуберта, которым увлекалась русская интеллигенция 40–60 годов ХIХ века.
Создателем русской музыкальной культуры в это время считался Михаил Глинка, которого хорошо знал и любил Достоевский.

На одном из домашних концертов он слушал «Камаринскую», фортепианные пьесы и романсы в исполнении композитора. Через 20 лет писатель подробно расскажет об этой встрече в дневнике. Достоевский очень любил и высоко ценил песни Мусоргского, где есть образы обездоленного и бесправного народа. Они были близки духу его творчества – ведь Федора Михайловича называют «певцом униженных и оскорб-ленных». Среди друзей Достоевского и Николай Рубинштейн, который 25 мая 1880 года выступил с яркой речью на вечере, организованном в честь писателя русской интеллигенцией.

Печальные страницы жизни Достоевского связаны с нашим краем. Отбывая здесь заключение, он познакомился с бытом и песнями каторжан. В «Записках из мертвого дома» об этом рассказывается очень подробно и с глубоким пониманием музыки. Описание игры народного оркестра по тонкости наблюдения едва ли не единственное в русской художественной литературе.

Тюремный оркестр состоял из двух скрипок, двух гитар, трех балалаек, двух баянов и бубна. Автор пишет: «Балалайки были неслыханные… Бубен творил чудеса… Оркестр начинает «Камаринскую». Начинают тихо, едва слышно, но мотив растет и растет, темп учащается… Право, было хорошо, если б Глинка хоть случайно услыхал ее  у нас в остроге».



Уроки родиноведения: Альберт Суфианов

23 апреля

Ялуторовские музейщики проводят познавательные лекции и мастер-классы

21 апреля