Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Заплетайся, рогоз, в косу крепкую

Общество, 01:07, 29 октября 2011, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
Заплетайся, рогоз, в косу крепкую. .

Мастеров, которые работают с этим природным материалом, в регионе осталось немного. Тем ценней их опыт!


Рогоз не розги. Когда вторым наказывают непослушных, из первого творят красоту неземную. Это не только лапти, в которых наши пращуры щеголяли по мосткам. Современные мастера ловко плетут корзины для лесных даров, короба и плошки для вкусностей, шляпы дамские, шапки мужские и даже сумки, с коими, по проверенным сведениям, шествуют в университеты профессора – и оригинально, и вместительно, ну  и шутки ради: это  ж сколько розог в такую сумку поместится?!

Рогоз не нитка. И вроде бы  с ним должны работать мужчины, но достается слабым созданиям мира сего. По словам Ирины Ляховой, в нашем регионе не более пяти умельцев. Все дамочки. Сама она, биолог по образованию, опыт переняла у уникального рукодельника Николая Соколова из древней столицы Западной Сибири.
– Мне просто крупно повезло! Когда Тобольск праздновал 410-й день рождения, я встретила Николая Петровича... Рогозом, кстати, тогда не шибко увлеклась. Все пришло много позже, когда мастера уже не было в живых... – делится Ирина Анатольевна.

Нашим читателям мастерица предложила познакомиться с техникой на примере шляпки в миниатюре – такая пойдет на сувенир и как подарок дочуркиной кукле.

Прежде всего, нужно заранее заготовить тот самый рогоз (его стебель – пористая трубка высотой два метра с толстым и плотным черно-бурым цилиндрическим соцветием на макушке). Лучшее время для этого – октябрь. Сушится растение целиком в темноте и прохладе. Никакого солнечного света, печей и квартирных батарей! Накануне работы «обезвоженный» рогоз нужно примерно на два часа завернуть в мокрую тряпку (лучше всего это сделать в ванне), тогда он станет эластичным и прочным. Следует сказать, что рогоз – безотходный в творчестве материал. Из мягких верхушек (будем называть их лентами) делают лапти. Из более грубой нижней части (корешок или комель), что дольше находилась в болотной воде, – подставки под горячее, настенные панно.

Для работы понадобится:

8 одинаковых корешков (дли-ной примерно по 14 сантиметров) и 4–5 верхних листьев, клеенка, емкость с теплой водой, маленькая тряпочка или губка для смачивания материала (такие вот «странности» – сначала рогоз сушим, во время работы без конца поливаем), ножницы, колодка (для кукольной шляпки подойдет колпачок от любого бутыля из-под бытовой химии) и самодельный инструмент «петелька» (сделать его просто – сгибаем пополам тонкую проволоку и фиксируем концы изолентой).

Приступаем к творчеству! Сначала из восьми корешков складываем «стойки»: разбив по парам, переплетаем их по серединке (способ «шахматка»). Вот  и готова «макушка» шляпки. Теперь начнется собственно плетение с помощью мягких верхушек рогоза (способ «веревочка»). Для этого разрезаем листья пополам – получаются аккуратные «ленты». К «веревочке» приступаем с верхнего левого угла (это первое правило!). Работаем двумя крепкими лентами (одна длинная, вторая короткая), которые одновременно оплетают «стойки» с лицевой и изнаночной стороны и между ними меняются местами. Во время плетения ленту обязательно нужно закручивать (но обязательно в одну и ту же сторону), тогда изделие станет еще более прочным. Два первых ряда – самые важные. Если сделать их так, как положено, шляпка будет держать форму. После двух рядов «стойки», если они сбились, следует подтянуть.

На третьем ряду «стойки» раскладываем веером. Вот они – все восемь корешков выглядывают. Тем же способом продолжаем оплетать все «лучи» солнышка. После шестого ряда привязываем работу к колодке (колпачку). Лучше заранее сделать на ней небольшие зазоры, за которые зацепим резинку, удерживающее изделие на пластмассе. Плетем боковинки. Их высота зависит от того, с какой тульей будет шляпа. Не забываем постоянно подтягивать
ленты.

За тульей следуют поля. Снимаем работу с колодки. Если хочется широкополую шляпу, придется надставить «стойки» (увеличить число) и снова оплетать их ряда три-четыре. Дальше обрывки ленты прячем внутрь шляпы при помощи самодельного инструмента «петельки» и ровняем ножницами края. Можно пустить по краю яркую тесьму.

Важное замечание: лента рогоза не бесконечна, рано или поздно придется ее «наращивать». Для этого заостряем ножницами тот лист, который был  в работе, и тот, который только возьмем в работу, оба заводим за «стойку», скручиваем и переплетаем. Во время наращивания не забываем подбирать ленты с учетом цвета и прочности.

Готовую шляпу сушим примерно два часа (лучше всего на газете – она хорошо впитывает влагу), ее поля лучше придавить грузом. Трудное ремесло, но захватывающее!

Мастеров, которые работают с этим природным материалом, в регионе осталось немного. Тем ценней их опыт!


Рогоз не розги. Когда вторым наказывают непослушных, из первого творят красоту неземную. Это не только лапти, в которых наши пращуры щеголяли по мосткам. Современные мастера ловко плетут корзины для лесных даров, короба и плошки для вкусностей, шляпы дамские, шапки мужские и даже сумки, с коими, по проверенным сведениям, шествуют в университеты профессора – и оригинально, и вместительно, ну  и шутки ради: это  ж сколько розог в такую сумку поместится?!

Рогоз не нитка. И вроде бы  с ним должны работать мужчины, но достается слабым созданиям мира сего. По словам Ирины Ляховой, в нашем регионе не более пяти умельцев. Все дамочки. Сама она, биолог по образованию, опыт переняла у уникального рукодельника Николая Соколова из древней столицы Западной Сибири.
– Мне просто крупно повезло! Когда Тобольск праздновал 410-й день рождения, я встретила Николая Петровича... Рогозом, кстати, тогда не шибко увлеклась. Все пришло много позже, когда мастера уже не было в живых... – делится Ирина Анатольевна.

Нашим читателям мастерица предложила познакомиться с техникой на примере шляпки в миниатюре – такая пойдет на сувенир и как подарок дочуркиной кукле.

Прежде всего, нужно заранее заготовить тот самый рогоз (его стебель – пористая трубка высотой два метра с толстым и плотным черно-бурым цилиндрическим соцветием на макушке). Лучшее время для этого – октябрь. Сушится растение целиком в темноте и прохладе. Никакого солнечного света, печей и квартирных батарей! Накануне работы «обезвоженный» рогоз нужно примерно на два часа завернуть в мокрую тряпку (лучше всего это сделать в ванне), тогда он станет эластичным и прочным. Следует сказать, что рогоз – безотходный в творчестве материал. Из мягких верхушек (будем называть их лентами) делают лапти. Из более грубой нижней части (корешок или комель), что дольше находилась в болотной воде, – подставки под горячее, настенные панно.

Для работы понадобится:

8 одинаковых корешков (дли-ной примерно по 14 сантиметров) и 4–5 верхних листьев, клеенка, емкость с теплой водой, маленькая тряпочка или губка для смачивания материала (такие вот «странности» – сначала рогоз сушим, во время работы без конца поливаем), ножницы, колодка (для кукольной шляпки подойдет колпачок от любого бутыля из-под бытовой химии) и самодельный инструмент «петелька» (сделать его просто – сгибаем пополам тонкую проволоку и фиксируем концы изолентой).

Приступаем к творчеству! Сначала из восьми корешков складываем «стойки»: разбив по парам, переплетаем их по серединке (способ «шахматка»). Вот  и готова «макушка» шляпки. Теперь начнется собственно плетение с помощью мягких верхушек рогоза (способ «веревочка»). Для этого разрезаем листья пополам – получаются аккуратные «ленты». К «веревочке» приступаем с верхнего левого угла (это первое правило!). Работаем двумя крепкими лентами (одна длинная, вторая короткая), которые одновременно оплетают «стойки» с лицевой и изнаночной стороны и между ними меняются местами. Во время плетения ленту обязательно нужно закручивать (но обязательно в одну и ту же сторону), тогда изделие станет еще более прочным. Два первых ряда – самые важные. Если сделать их так, как положено, шляпка будет держать форму. После двух рядов «стойки», если они сбились, следует подтянуть.

На третьем ряду «стойки» раскладываем веером. Вот они – все восемь корешков выглядывают. Тем же способом продолжаем оплетать все «лучи» солнышка. После шестого ряда привязываем работу к колодке (колпачку). Лучше заранее сделать на ней небольшие зазоры, за которые зацепим резинку, удерживающее изделие на пластмассе. Плетем боковинки. Их высота зависит от того, с какой тульей будет шляпа. Не забываем постоянно подтягивать
ленты.

За тульей следуют поля. Снимаем работу с колодки. Если хочется широкополую шляпу, придется надставить «стойки» (увеличить число) и снова оплетать их ряда три-четыре. Дальше обрывки ленты прячем внутрь шляпы при помощи самодельного инструмента «петельки» и ровняем ножницами края. Можно пустить по краю яркую тесьму.

Важное замечание: лента рогоза не бесконечна, рано или поздно придется ее «наращивать». Для этого заостряем ножницами тот лист, который был  в работе, и тот, который только возьмем в работу, оба заводим за «стойку», скручиваем и переплетаем. Во время наращивания не забываем подбирать ленты с учетом цвета и прочности.

Готовую шляпу сушим примерно два часа (лучше всего на газете – она хорошо впитывает влагу), ее поля лучше придавить грузом. Трудное ремесло, но захватывающее!



Тюменские члены Ассамблеи народов России приобрели для бойцов СВО необходимое оборудование

28 марта

Отчет МАУ ДО САШ «НЕГЕ»

28 марта