Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Правила жизни атамана Калинина

Культура, 01:13, 19 октября 2011,
Слушать новость
Правила жизни атамана Калинина. .

Современные инициативы чаще спускаются сверху. Однако бывает и так, что возникают они из народа, из глубин старины и по зову предков. Возрождение казачества поддерживается и федеральной,  и региональной властью. Но начиналось все снизу. Об этом рассказал атаман Ярковского казачьего округа Владимир Калинин.

Как все начиналось


– Ярковские казаки – громко сказано, – начал рассказ Владимир Петрович. – В дореволюционные времена они здесь, конечно, были. Но откуда пошло возрождение казачества – вопрос недавнего прошлого. Имею в виду возрождение после советского периода. Расскажу как непосредственный участник событий. Отец, конник, однажды проговорился: «Мы, Вовка, из казаков. Молчи, а то прибьют». Такие были времена.

Но в перестроечное время все поменялось. Люди вспомнили о своих  корнях, стали восстанавливать историю, традиции. В Ярково работал в свое время в райкоме партии Валерий Юрковец. Его потом пригласили в Тюмень. Конец восьмидесятых, начало девяностых. Встретились  как-то с ним в Тюмени.
Он мне: «В Тюмени казачество возрождается. Был на одном собрании, мне понравилось. Давай, Володя, это твое, поехали».

Ну поехали. Тюмень, улица Семакова, старинный особняк. Зашли. Встречает человек в форме, бодрый, подтянутый. «Мы из Ярково, что у вас за движение возрождается? У нас тоже мысли есть». Познакомились – Геннадий Хмелев. Атаман. Выдает мне доверенность и приказ: организовать на территории Ярковского района отделение Тюменского казачьего войска. Я под козырек: есть.

Вернулись. Собралось человек двенадцать ярковских мужиков. Показал  им доверенность от Хмелева. Проголосовали – и с тех пор ведем работу. Кто-то приходил просто по желанию: нравится культура казачья, обычаи, близок образ мыслей. У кого-то в родословной были казаки. Организовались, разбились на группы.
Структура Ярковского казачьего округа хуторская – центр в Ярково и подразделения по деревням:  в Дубровном, Староалександровке, Щетково, Новоалександровке, Караульном Яре. Если считать с ребятишками, порядка двухсот человек наберется.

Из истории


– Читал книгу Катанаева, – продолжил повествование атаман. – Ему Русское географическое общество заказало написать историю Сибири.  И вот его слова: «Начал писать историю Сибири, а получается история Сибирского казачьего войска». Оно и правильно: от Урала до Калифорнии казаки шли в первых рядах.

Кстати, ярковский казак Басов в составе одной из экспедиций дошел до самых  окраин. Добрался, по-моему, до Камчатки, там остался и занялся делами. У писателя-казака Васильева есть рассказ про Басова. Пишет, что разбогател ярковчанин на дальних землях, монеты начал чеканить, да на том и погорел.

Братья разноверцы


Казачество объединяет три конфессии: мусульманство, православие,  буддизм. В Астраханском казачьем войске – буддисты. Ездили на Кубань – на большой казачий круг. Остановились в Казани, где приняли группу татарских ребят. Большой круг – это самое главное собрание казаков. На нем благословляли православный батюшка, мулла, буддистский настоятель. Все три конфессии – и здесь нет противоречия.

Будни и праздники


–  Объединившись, начали друг дружке потихоньку помогать. О стариках  заботиться, дом поставили семье молодой.

Организовали казачий ансамбль. Раньше каждая деревня имела свой праздник, так называемые съезжие. В Ярково праздник отмечался 15 февраля –  на Сретенье. Ходили в гости к друзьям, родственникам. И так получилось, что 15 февраля родился казачий ансамбль. Организовал его музыкант-энтузиаст Володя Паршуков. Казачий ансамбль сменил не одного руководителя, но живет до сих пор. Среди постоянных участников – Дима Гуркин, Саша Колчанов, Людмила Максимова, Анна Рожкова.

Молодых казачков готовим к армии. Несколько раз ребята в воинскую часть съездили, пожили солдатской жизнью. Кстати, наш казак со Староалександровки сейчас подполковник, командует батальоном морской пехоты. Звонит каждый праздник, интересуется жизнью деревенской.

Церковь


– Православие и казачество друг от друга неотделимы. Главный зачинщик возведения церкви – Василий Аргаузов. В свое время первым предложил идею построить храм в Ярково. Собрали подписи о поддержке строительства,  все оформили, заверил архиепископ Димитрий.

Вскоре он приехал к нам. Организовали концерт в клубе, получился замечательный вечер. Владыка одобрил место под строительство храма.

Первым делом поставили поклонный крест. Потихоньку к этому месту стали приходить люди. Очень важную роль сыграла администрация района, лично глава. Казаки, пока не было храма, соорудили деревянную часовенку, началось богослужение.

В 1998 году Виктору Залесову, директору ДРСУ, было поручено начать строительство. Закладку фундамента провели летом, в прекрасный солнечный день. Очень много собралось народу – это был как праздник. Кстати, в этот же день в Ярково заложили мечеть.

Началось строительство, а как только храм вырос до окошек, открылось богослужение. Приезжали священники из Тобольска и проводили службы. Не все было так гладко. Находились те, кто по ночам хулиганил. Казаки организовывали патрулирование, иногда полными сутками дежурили.

Наследие


– Каждый год в Уватском районе в день гибели Ермака собираются казаки со всей России. Надо и в Ярковском районе что-то похожее организовать, привлекать туристов.

Исторических мест в селе много. Например, рядом с поликлиникой раньше стоял деревянный дом. В свое время его привезли из Иевлево. В этом доме ночевал Николай Второй с семейством.  Церковь Гилевская – памятник архитектуры. Сейчас, к сожалению, разрушается.

Здание типографии – самый старый дом в Ярково, построенный в 1903 году. До революции в нем располагалась пересылочная тюрьма. Золото Орды где-то спрятано. Таким образом, есть почва для исторического туризма. Нужны энтузиасты, хорошие организаторы. Власть, уверен, такие начинания поддержит.

Современные инициативы чаще спускаются сверху. Однако бывает и так, что возникают они из народа, из глубин старины и по зову предков. Возрождение казачества поддерживается и федеральной,  и региональной властью. Но начиналось все снизу. Об этом рассказал атаман Ярковского казачьего округа Владимир Калинин.

Как все начиналось


– Ярковские казаки – громко сказано, – начал рассказ Владимир Петрович. – В дореволюционные времена они здесь, конечно, были. Но откуда пошло возрождение казачества – вопрос недавнего прошлого. Имею в виду возрождение после советского периода. Расскажу как непосредственный участник событий. Отец, конник, однажды проговорился: «Мы, Вовка, из казаков. Молчи, а то прибьют». Такие были времена.

Но в перестроечное время все поменялось. Люди вспомнили о своих  корнях, стали восстанавливать историю, традиции. В Ярково работал в свое время в райкоме партии Валерий Юрковец. Его потом пригласили в Тюмень. Конец восьмидесятых, начало девяностых. Встретились  как-то с ним в Тюмени.
Он мне: «В Тюмени казачество возрождается. Был на одном собрании, мне понравилось. Давай, Володя, это твое, поехали».

Ну поехали. Тюмень, улица Семакова, старинный особняк. Зашли. Встречает человек в форме, бодрый, подтянутый. «Мы из Ярково, что у вас за движение возрождается? У нас тоже мысли есть». Познакомились – Геннадий Хмелев. Атаман. Выдает мне доверенность и приказ: организовать на территории Ярковского района отделение Тюменского казачьего войска. Я под козырек: есть.

Вернулись. Собралось человек двенадцать ярковских мужиков. Показал  им доверенность от Хмелева. Проголосовали – и с тех пор ведем работу. Кто-то приходил просто по желанию: нравится культура казачья, обычаи, близок образ мыслей. У кого-то в родословной были казаки. Организовались, разбились на группы.
Структура Ярковского казачьего округа хуторская – центр в Ярково и подразделения по деревням:  в Дубровном, Староалександровке, Щетково, Новоалександровке, Караульном Яре. Если считать с ребятишками, порядка двухсот человек наберется.

Из истории


– Читал книгу Катанаева, – продолжил повествование атаман. – Ему Русское географическое общество заказало написать историю Сибири.  И вот его слова: «Начал писать историю Сибири, а получается история Сибирского казачьего войска». Оно и правильно: от Урала до Калифорнии казаки шли в первых рядах.

Кстати, ярковский казак Басов в составе одной из экспедиций дошел до самых  окраин. Добрался, по-моему, до Камчатки, там остался и занялся делами. У писателя-казака Васильева есть рассказ про Басова. Пишет, что разбогател ярковчанин на дальних землях, монеты начал чеканить, да на том и погорел.

Братья разноверцы


Казачество объединяет три конфессии: мусульманство, православие,  буддизм. В Астраханском казачьем войске – буддисты. Ездили на Кубань – на большой казачий круг. Остановились в Казани, где приняли группу татарских ребят. Большой круг – это самое главное собрание казаков. На нем благословляли православный батюшка, мулла, буддистский настоятель. Все три конфессии – и здесь нет противоречия.

Будни и праздники


–  Объединившись, начали друг дружке потихоньку помогать. О стариках  заботиться, дом поставили семье молодой.

Организовали казачий ансамбль. Раньше каждая деревня имела свой праздник, так называемые съезжие. В Ярково праздник отмечался 15 февраля –  на Сретенье. Ходили в гости к друзьям, родственникам. И так получилось, что 15 февраля родился казачий ансамбль. Организовал его музыкант-энтузиаст Володя Паршуков. Казачий ансамбль сменил не одного руководителя, но живет до сих пор. Среди постоянных участников – Дима Гуркин, Саша Колчанов, Людмила Максимова, Анна Рожкова.

Молодых казачков готовим к армии. Несколько раз ребята в воинскую часть съездили, пожили солдатской жизнью. Кстати, наш казак со Староалександровки сейчас подполковник, командует батальоном морской пехоты. Звонит каждый праздник, интересуется жизнью деревенской.

Церковь


– Православие и казачество друг от друга неотделимы. Главный зачинщик возведения церкви – Василий Аргаузов. В свое время первым предложил идею построить храм в Ярково. Собрали подписи о поддержке строительства,  все оформили, заверил архиепископ Димитрий.

Вскоре он приехал к нам. Организовали концерт в клубе, получился замечательный вечер. Владыка одобрил место под строительство храма.

Первым делом поставили поклонный крест. Потихоньку к этому месту стали приходить люди. Очень важную роль сыграла администрация района, лично глава. Казаки, пока не было храма, соорудили деревянную часовенку, началось богослужение.

В 1998 году Виктору Залесову, директору ДРСУ, было поручено начать строительство. Закладку фундамента провели летом, в прекрасный солнечный день. Очень много собралось народу – это был как праздник. Кстати, в этот же день в Ярково заложили мечеть.

Началось строительство, а как только храм вырос до окошек, открылось богослужение. Приезжали священники из Тобольска и проводили службы. Не все было так гладко. Находились те, кто по ночам хулиганил. Казаки организовывали патрулирование, иногда полными сутками дежурили.

Наследие


– Каждый год в Уватском районе в день гибели Ермака собираются казаки со всей России. Надо и в Ярковском районе что-то похожее организовать, привлекать туристов.

Исторических мест в селе много. Например, рядом с поликлиникой раньше стоял деревянный дом. В свое время его привезли из Иевлево. В этом доме ночевал Николай Второй с семейством.  Церковь Гилевская – памятник архитектуры. Сейчас, к сожалению, разрушается.

Здание типографии – самый старый дом в Ярково, построенный в 1903 году. До революции в нем располагалась пересылочная тюрьма. Золото Орды где-то спрятано. Таким образом, есть почва для исторического туризма. Нужны энтузиасты, хорошие организаторы. Власть, уверен, такие начинания поддержит.



В Тюменской области завершились Дни казахской культуры

21 декабря

Обелиск Ермаку и земляной вал в Тобольске отреставрируют в 2025 году

21 декабря