×
В социальных сетях
В печатной версии

О проекте модернизации системы образования в Тюменской области

Андрей Артюхов: «Система образования меняется в соответствии с вызовами современности»


4 апреля 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании правительства РФ предложил разработать двухлетнюю программу развития образования в регионах. О проекте комплексной модернизации системы общего образования в Тюменской области – в интервью депутата Тюменской областной Думы Андрея Артюхова.

---

– Андрей Викторович, почему принято решение о модернизации образования, ведь и в предыдущие годы проводились мероприятия в рамках нацпроекта по улучшению образовательной системы?

– Без всяких сомнений, усилия по решению задачи повышения качества общего образования в стране предпринимались и ранее. И небезуспешно. Согласно международным исследованиям, которые проводились в последние годы в РФ, в том числе в Тюменской области, ученики начальных классов по грамотности чтения, счета и развитию других учебных навыков вошли в число лидеров среди всех мировых образовательных систем. Но уровень компетентностной готовности выпускников основной и средней школы не столь высок. Об этом свидетельствуют показатели международного тестирования, согласно которым российские ученики находятся примерно в третьей-четвертой десятке мирового рейтинга наряду с американцами, существенно уступая таким странам, как Южная Корея, Финляндия, Сингапур, Гонконг. Поэтому есть к чему стремиться.

В рамках проекта будут решаться те же проблемы, что стояли ранее, но уже с существенной финансовой подпиткой из федерального бюджета и использованием новых организационных технологий.

– В течение какого времени проект должен быть реализован?

– Проект действует с 1 сентяб-ря 2011 года и продлится до 1 сентября 2013 года.

– Сколько на эти цели выделено средств?

– На модернизацию системы общего образования в России выделено 120 млрд. руб-лей. Эти средства поделены на три календарных (два учебных) года (часть 2011-го, 2012-й  и часть 2013 года). Сейчас определены суммы финансирования для каждого субъекта РФ на 2011 год (сентябрь-декабрь). Объем финансовых вливаний в 2012 или  в 2013 году из федерального бюджета будет определяться в зависимости от степени эффективности использования средств 2011 года.

В Тюменской области финансирование комплекса мер по модернизации образования в 2011 году осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов, а также средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной для этих целей. Это более 386 млн. руб-лей, причем из областного бюджета выделяется более 304 млн. рублей.

– Какие задачи предстоит решить в рамках проекта?

– Перед нами стоит несколько задач. Это не только повышение заработной платы учителей, что на слуху у всех, но и создание современных условий образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на федеральные образовательные стандарты нового поколения. Задачу предполагается решать за счет проведения текущих ремонтов в школах, модернизации материально-технической базы (закуп необходимых технических средств обучения, наглядных пособий, учетной литературы, мебели), повышения квалификации педагогов, создания условий для  дистанционного образования детей.

– Как изменится заработная плата сотрудников образовательных учреждений в течение двух учебных лет?

– Заработная плата учителей общеобразовательных учреждений к окончанию реализации проекта должна ощутимо вырасти.

С 1 июня 2011 года фонд оплаты труда (ФОТ) всех бюджетников уже повысился на 6,5 процента (повышение, по сути, компенсировало инф-ляцию). Второе повышение зарплаты учителей произошло 1 сентября 2011 года. С этого момента заработная плата работников бюджетной сферы, в том числе учителей, возросла на 22 процента. В Тюменской области проживает 85 тысяч бюджетников. Цена вопроса на три года составляет 11 млрд. рублей. Изменения внесены только в бюджет 2011 года, но обязательства область берет на себя и на последующие три года. По факту уже не сможем отказаться от этих обязательств, принимая бюджеты на 2012, 2013 и 2014 годы.

– Вы участвовали в подготовке 12 федеральных законов, регулирующих систему образования. Расскажите, пожалуйста, о нескольких из них, достойных наибольшего внимания.

– Действительно, я представлял Тюменскую областную Думу в Совете Федерации РФ. Это был очень активный период законотворческой работы. Мною лично и в соавторстве написано 12 федеральных законов, все посвящены вопросам образования. Один из них – о повышение надбавок за ученую степень кандидата и доктора наук для работающих в вузах и научных учреждениях. В июле 2005 года президентом РФ Владимиром Путиным был подписан подготовленный мной закон (92-ФЗ), направленный на совершенствование системы профессионального образования.

– Средства депутатского фонда вы направляете на поддержку образования. Что сделано за последние годы?

– Совершенствованию законодательной базы системы образования уделяю большое внимание. Будучи депутатом областного парламента, средства депутатского фонда направляю на поддержку образования: 72 процента средств выделено на ремонт и приобретение оборудования для школ и детских садов. Удалось помочь 35 детским садам и 23 школам Тюменской области.

– Андрей Викторович, в рамках модернизации образовательной системы планируется не только создать отвечающие всем современным требованиям условия для учебы, но  и изменить форму обучения детей?

– Да. И это очень важно. Сейчас во всем мире, в том числе в нашей стране, пока еще доминирует классно-урочная форма обучения, когда дети одного возраста проходят обучение в одном помещении и от простого к сложному постигают некое содержание образования. Система действует уже полтысячи лет  с момента ее изобретения чешским педагогом Яном Амосом Коменским. К данной форме обучения привыкли и считаем, что по-другому быть не может. Система была хороша, когда большинство стран мира ставило перед собой цель всеобщего начального и среднего образования. Классно-урочная система рассчитана на достаточно стабильный мир, на стабильные знания. Но сейчас мир поменялся, и к специалисту предъявляются порой очень высокие требования в самых разнообразных областях деятельности.

В настоящее время стоит задача постепенного ухода от классно-урочной системы обучения и перехода на индивидуальные образовательные траектории развития человека.

– В этой связи нельзя забывать об обучении детей с ограниченными возможностями. Что делается в этом направлении?

– Широкий спектр образовательных услуг стал доступен и детям с ограниченными возможностями здоровья. Начиная с 2008 года проводится работа по внедрению дистанционных форм обучения детей-инвалидов. В 2011–2012 учебном году дистанционными формами обучения будет охвачено  180 детей из 20 муниципальных образований области. Для детей с ограниченными возможностями здоровья создается безбарьерная образовательная среда, предусматривающая не только оснащение школ специальным оборудованием и техническими средствами, но  и создание комфортных психологических условий для развития особого ребенка в среде сверстников.

405Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Губернатор Тюменской области Александр Моор подписал соглашение о сотрудничестве с руководителем социальной сети «Одноклассники» Антоном Федчиным.
Знаковым событием для комсомольцев ХХ века стало открытие памятника «Молодым созидателям земли Тюменской». Вспоминаю конкурс работ архитекторов, претендовавших на его разработку.
Настасью Самбурскую видели на рынке "Михайловском".
На минувшей неделе в адрес редакции поступило 36 письменных и устных обращений читателей.
По всей стране в ноябре пройдёт этнографический диктант.
Тюмень вновь радует горожан теплым солнцем.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи