×
В социальных сетях
В печатной версии

Музей – остров обитаемый

Или как жители сибирской глубинки знакомятся с прекрасными произведениями искусства


Кроме предметов русской старины – привычных обитателей сельских музеев, в историко-краеведческом центре Нижней Тавды можно увидеть оригинальные картины тюменских и грузинских художников, красочные экспозиции, посвященные культуре сибирских татар, Японии, а также экзотических бабочек и уральские самоцветы. Примерно раз  в полтора месяца появляются новые передвижные выставки. Организует их молодая, инициативная, неподдельно интересующаяся мировым культурным наследием Ольга Куксгаузен, директор историко-краеведческого центра автономного учреждения «Культура». Уроженка Нижнетавдинского района, она любит свое дело и стремится приобщить земляков к высокому искусству.

Корреспондент издания побеседовала с Ольгой Куксгаузен о том, как удалось превратить обычный сельский музей в современный выставочный салон и какие ценности несет людям этот очаг просвещения.

– Ольга Владимировна, выставляя изобразительное искусство, коллекции интересных предметов, вы уходите от традиционной для села краеведческой тематики?

– Как правило, сельские музеи годами демонстрируют одни и те же краеведческие экспозиции. Есть выставка? Есть. А жизни-то в музее нет! Люди на экскурсии не идут. Потому что  у населения сложился образ сельского музея как чего-то старого, пыльного, неинтересного. Необходимо этот стереотип развеять. Но людей надо как-то привлечь. Чем разнообразнее и насыщеннее будет информация, тем лучше музей как институт выполнит социальные задачи.

Традиционный фонд центра оформлен в экспозицию «Сибирское подворье», которая представляет избу зажиточного русского крестьянина конца XIX – начала XX веков. Она пользуется интересом прежде всего у туристов-горожан. Мы же как муниципальный отдел культуры должны ориентироваться на селян. Поэтому делаем ставку на передвижные выставки, чередуя их с краеведческими. К примеру, нынче знакомили посетителей музея с бытом и культурой сибирских татар.

Выставляли предметы домашнего обихода, обрядов. Разучивали с детьми традиционные игры и танцы. В рамках этнокультурной толерантности (ведь район многонациональный) работаем над организацией выставки чувашской культуры.

Пополнить краеведческий фонд нечем – исторических вещей даже у жителей отдаленных деревень не сохранилось. Ищу новые формы работы. На территории района ученые вели археологические раскопки, но все, что находили, увозили в Тюмень, Томск,  Новосибирск, Омск, Москву. Три года назад начали сотрудничать с тюменским археологом Ириной Чикуновой. Под ее руководством на раскопках работают школьники Нижнетавдинского района. Важно, что все найденные предметы после описания ученый возвращает в наш музей.

В 2009 году раскопки велись недалеко от села Нижняя Тавда, на месте средневекового поселения (IX–XI вв.), где жили предки манси – вогулы. В результате почти пять тысяч предметов передано в музей, чем горжусь. По итогам трехлетних раскопок соберем и покажем интереснейшую археологическую коллекцию. Таким  образом, передвижными выставками привлекаем в музей посетителей, краеведческими – заинтересовываем историей народа.

– Расскажите, как пришли к идее создания современного музея-салона.

– Когда училась в университете, преподаватель психологии призывала: ходите в музеи. Но  я приехала из села, понятия о музее не имела, страшно было порог перешагнуть. Сходила один раз, другой и поняла, что чем больше посещаю выставки, тем лучше узнаю техники, художников, в сознании формируется внутреннее понимание прекрасного.

Для деревенских детей доехать до районного центра, отправиться за десятки километров от дома – уже событие! Поэтому хочу, чтобы на местах тоже была возможность формировать более высоеий уровень культуры. В этом свете организация передвижных выставок – тема очень актуальная. Когда в музей приходят дети и взрослые, не только показываем картины, но  и учим воспринимать произведения изобразительного искусства. С ребятами работаем с детского сада, продолжаем в школе. Замечаю, что они стремятся к познанию, впитывают все, что видят. Завороженно смотрят на картины, легко идут на диалог, начинают мыслить. Глядя на них, понимаешь, что работаешь не зря. Те, кто ходит в музей с раннего детства, заметно отличаются от сверстников. Музей насыщен информацией. чем лучше человек подготовлен к ее восприятию, тем больше в нем остается. В культуре он не просто прохожий.

– Как удается организовывать передвижные выставки? Сотрудничаете ли  с областными музеями?

– К сожалению, с руководителями тюменских и тобольского музеев трудно договориться о сотрудничестве. Удалось провести лишь несколько совместных мероприятий. Если бы они откликнулись, то жителю глубинки оказались бы доступны  для познания картины, коллекции интереснейших предметов! Пока сельские отделы культуры находятся в вакууме, «варятся в своей каше», и деревенские дети лишены возможности посещать выставки и музеи. Нужна областная программа, которая объединит все институты культуры и поможет развиваться музеям в глубинке.

– Какие отношения складываются с художниками, коллекционерами?

– Стараюсь чаще бывать в Тюмени. Знакомлюсь, приглашаю художников и коллекционеров в Нижнюю Тавду. Например, архитектор из Тюмени Давид Хевсуриани предоставил часть своей коллекции картин грузинских художников. Это портреты женщин, карнавальные, сказочные женские образы – яркие, колоритные, запоминающиеся произведения. Особое философское настроение, мысли о вечном возникают при виде картины Заза Корели «Грузинская церковь». Впечатляет «Корабль» Георгия Хубуа.

Удалось организовать персональную выставку тюменского художника-реставратора Татьяны Глазуновой. Впервые ее работы увидела в приходе нижнетавдинского храма Святой Троицы. Ее картины написаны акварелью в стиле графики. Они по-детски чисты, наивны и мудры. Творчество Глазуновой – сложный путь в детские мечты и фантазии, что так необходимо современному человеку. Договорились с ней создать экспозицию по истории иконописи, рождественскую выставку. Запланировали осенью привезти работы по батику.

Когда искала творческих людей – уроженцев Нижнетавдинского района, познакомилась с медальером Владимиром Золотухиным. Он теперь тюменец, хочу организовать его персональную выставку. Стараюсь привлекать профессиональных художников. Убеждаю их выставиться у нас, потому что  и сельским жителям интересны произведения искусства. Со временем поняла, что чем профессиональнее художник, тем больше он желает показывать свои работы.

– Ольга Владимировна, удалось ли вам привлечь внимание земляков?

– Моя основная цель – познакомить людей с произведениями искусства. Вкус складывается постепенно и проявляется в характере, делах, стремлениях человека. У детей на экскурсиях масса эмоций. Дома ребята делятся впечатлениями с мамами и папами, бабушками и дедушками. Рассказывают об увиденном, рисуют. Родители, заинтересовавшись, приходят к нам вместе с друзьями и родственниками. Вот так и возникает связь. Теперь жители Нижней Тавды, встретив меня на улице, спрашивают о планируемых выставках. Рада, что  работа центра видна и интересна:  у людей возникает потребность созерцать прекрасное, изучать культурные ценности.

326Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Тюменской межрегиональной организации профсоюза работников жизнеобеспечения (ТМОПРЖ) 29 декабря 2018 года исполнится 73 года.
Губернатор Тюменской области Александр Моор подписал соглашение о сотрудничестве с руководителем социальной сети «Одноклассники» Антоном Федчиным.
Знаковым событием для комсомольцев ХХ века стало открытие памятника «Молодым созидателям земли Тюменской». Вспоминаю конкурс работ архитекторов, претендовавших на его разработку.
Настасью Самбурскую видели на рынке "Михайловском".
В Тюмени ожидается еще один погожий день.
По всей стране в ноябре пройдёт этнографический диктант.
Тюмень вновь радует горожан теплым солнцем.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи