Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

От каждого по способности, каждому – по стандарту

Общество, 09:12, 26 августа 2011,
Слушать новость
От каждого по способности, каждому – по стандарту . .

Учителя и чиновники региона обсудили проект федерального закона об образовании и предложили внести ряд существенных поправок


Обсуждению проекта Закона «Об образовании в Российской Федерации» и его добрососедских отношений с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» посвятили традиционную августовскую конференцию педагогических работников Тюменской области.

Дискуссионными площадками на этот раз стали залы Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа. Модератором секции общего образования выступила профессор кафедры социальной педагогики Российского государственного педуниверситета имени Герцена, заведующая лабораторией инноватики и управления педагогическим образованием РАО «Институт педагогического образования» Надежда Суртаева. Много лет по всей России Надежда Николаевна пропагандирует опыт Тюменского региона. Открывая работу площадки, гостья из Петербурга высказалась, что пока закон не принят, нужно внимательно его
изучать, озвучивать свои предложения, вносить коррективы. «Иностранцы говорят, что в России рождаются потрясающие идеи, но часто они оказываются нерабочими, потому что
изначально не прописан процесс, не продуманы механизмы осуществления. Важно и сейчас не упустить время…» – заметила Суртаева.

Общественно значимое благо


Накануне педагогической конференции один из экспертов секции – заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Людмила Чеботарь – изучила проект закона и попыталась объяснить некоторые позиции коллегам из районов.

– Если в 90-е годы прошлого века остро стоял вопрос: «Получение знаний гарантировано всем или части людей?», то сегодня никакого беспокойства быть не может. В новом документе обозначено, что образование – общественно значимое и доступное благо! Это гарантия и услуга одновременно. С такой позиции нужно рассматривать грядущие перемены, – взяла слово Людмила Григорьевна.

То, что образование признается благом для народа, перекликается с новым стандартом, стартующим 1 сентября. Его суть – организация на основе учебного процесса вне-урочной деятельности первоклашек. О ФГОС в регионе начали говорить примерно 2,5 года назад. Зимой в эксперимент включились тюменские храмы знаний: школы № 88 и 91, гимназия № 12 и лицеи № 34 и 81. И вот он уже на носу, а значит, маленьких учеников после основных уроков каждый будний день на два часа приглашают на факультативы спортивно-оздоровительного, военно-патриотического и художественно-эстетического направления. Все в рамках специального расписания, так что путаницу они минуют.

Реализация программы федеральных стандартов, по мнению ректора ТОГИРРО Ольги Ройтблат, участника конференции, идеально соотносится с сетевыми формами осуществления образовательных программ. Обеспечить ребенка всеми услугами одному учреждению не по силам. А вот во взаимодействии с другими площадками это легко. Лицей № 81 «номер» уже
отрепетировал. Зимой и весной первоклассники, участвующие в эксперименте, на «внеурочную» физкультуру ходили в спортивный центр по соседству, тем самым частично разгружая родную школу.

– XXI век – век не только человеческого потенциала, но и сетевого взаимодействия. На задний план уходят такие понятия, как провинция, сельская школа, центр, Москва, международные сообщества, и открываются рамки для получения всевозможной информации.

В Сладковском районе больше года функционирует целый «Сетевой город», познакомиться с которым едут любопытные со всей России, – заметила Ольга Владимировна.
Тюменская область уже наработала опыт в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, с которым в феврале 2010 года на базе школы № 88 познакомился премьер-министр Владимир Путин. Но в новом законопроекте оно почему-то прописано не как форма (наряду с очной, очно-заочной и заочной), а как технология. Тюменцы считают это в корне неверным и предлагают внести в статью № 16 соответствующую поправку.

Научить учителя


Чтобы реализовать ФГОС начальной школы, естественно, нужно владеть методами психологического сопровождения ребенка. И здесь возникают главные вопросы: «С кем проводить реформы? Как научить учителя?» Кто-то сразу бросится составлять список качеств, которыми обладает суперклассный наставник. А может, педагог всего лишь должен относиться к своей работе как к призванию, нуждаться во взаимообогащающем общении с детьми словно в воздухе?!. Глава № 5 законопроекта посвящена учителям. Государство признает их особый статус и «создает условия для осуществления профессиональной деятельности». Заявлен и механизм поддержки – заработная плата «не ниже средней зарплаты работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ, на территории которых расположена соответствующая образовательная организация». По мнению Надежды Суртаевой, эти пункты нужно держать на контроле, иначе канут в небытие.

Еще один эксперт секции «Общее образование – все по-новому?», проректор ТОГИРРО Марина Кускова свой доклад посвятила теме «Новый учитель – ключевая фигура модернизации образования». По мнению Марины Валентиновны, чтобы школа получила хорошего специалиста, умеющего к тому же составлять качественные программы обучения, после получения диплома его необходимо поддержать «методически». Здесь никто не умаляет значение ТОГИРРО. Правда, директор тюменской школы № 25 Виктор Немчинов посоветовал повышать квалификацию не только учителей, но и управленческих чиновников. Сейчас в регионе подготовка и переподготовка кадров для сферы проходит раз в пять лет. Ольга Ройтблат советует изменить сроки: раз в два года – самое то! Получается непрерывное совершенствование учительского корпуса. Таким образом, еще одна поправка в законопроект от тюменцев – деятельностный подход к формированию учителя. Не менее важное предложение – отдельная статья по молодым педагогам.

Закон есть закон. Это документ государственной важности. Повторюсь вслед за профессором Надеждой Суртаевой: пока есть время до его окончательного принятия, читайте, изучайте, думайте, предлагайте. Потому что именно нам с 2013 года жить по-новому времени и новым правилам. И дай бог никому не забыть, что главным приоритетом всех на свете реформ является потенциал и развитие человека.

---

мнение


Лидия РУСАКОВА,
директор школы № 70, г. Тюмень:

– В настоящее время в жизнь школы активно входит электронный документооборот, но от прежних бумаг так и не избавились… Они отнимают массу времени.
В новом законопроекте не отражено решение этой проблемы. Предлагаю делать ставку на школьные сайты.

Они – трибуна для ученика, педагога, всей образовательной организации. В общем, мощный ресурс, с помощью которого можно держать связь с большим сообществом.

Учителя и чиновники региона обсудили проект федерального закона об образовании и предложили внести ряд существенных поправок


Обсуждению проекта Закона «Об образовании в Российской Федерации» и его добрососедских отношений с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» посвятили традиционную августовскую конференцию педагогических работников Тюменской области.

Дискуссионными площадками на этот раз стали залы Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа. Модератором секции общего образования выступила профессор кафедры социальной педагогики Российского государственного педуниверситета имени Герцена, заведующая лабораторией инноватики и управления педагогическим образованием РАО «Институт педагогического образования» Надежда Суртаева. Много лет по всей России Надежда Николаевна пропагандирует опыт Тюменского региона. Открывая работу площадки, гостья из Петербурга высказалась, что пока закон не принят, нужно внимательно его
изучать, озвучивать свои предложения, вносить коррективы. «Иностранцы говорят, что в России рождаются потрясающие идеи, но часто они оказываются нерабочими, потому что
изначально не прописан процесс, не продуманы механизмы осуществления. Важно и сейчас не упустить время…» – заметила Суртаева.

Общественно значимое благо


Накануне педагогической конференции один из экспертов секции – заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Людмила Чеботарь – изучила проект закона и попыталась объяснить некоторые позиции коллегам из районов.

– Если в 90-е годы прошлого века остро стоял вопрос: «Получение знаний гарантировано всем или части людей?», то сегодня никакого беспокойства быть не может. В новом документе обозначено, что образование – общественно значимое и доступное благо! Это гарантия и услуга одновременно. С такой позиции нужно рассматривать грядущие перемены, – взяла слово Людмила Григорьевна.

То, что образование признается благом для народа, перекликается с новым стандартом, стартующим 1 сентября. Его суть – организация на основе учебного процесса вне-урочной деятельности первоклашек. О ФГОС в регионе начали говорить примерно 2,5 года назад. Зимой в эксперимент включились тюменские храмы знаний: школы № 88 и 91, гимназия № 12 и лицеи № 34 и 81. И вот он уже на носу, а значит, маленьких учеников после основных уроков каждый будний день на два часа приглашают на факультативы спортивно-оздоровительного, военно-патриотического и художественно-эстетического направления. Все в рамках специального расписания, так что путаницу они минуют.

Реализация программы федеральных стандартов, по мнению ректора ТОГИРРО Ольги Ройтблат, участника конференции, идеально соотносится с сетевыми формами осуществления образовательных программ. Обеспечить ребенка всеми услугами одному учреждению не по силам. А вот во взаимодействии с другими площадками это легко. Лицей № 81 «номер» уже
отрепетировал. Зимой и весной первоклассники, участвующие в эксперименте, на «внеурочную» физкультуру ходили в спортивный центр по соседству, тем самым частично разгружая родную школу.

– XXI век – век не только человеческого потенциала, но и сетевого взаимодействия. На задний план уходят такие понятия, как провинция, сельская школа, центр, Москва, международные сообщества, и открываются рамки для получения всевозможной информации.

В Сладковском районе больше года функционирует целый «Сетевой город», познакомиться с которым едут любопытные со всей России, – заметила Ольга Владимировна.
Тюменская область уже наработала опыт в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, с которым в феврале 2010 года на базе школы № 88 познакомился премьер-министр Владимир Путин. Но в новом законопроекте оно почему-то прописано не как форма (наряду с очной, очно-заочной и заочной), а как технология. Тюменцы считают это в корне неверным и предлагают внести в статью № 16 соответствующую поправку.

Научить учителя


Чтобы реализовать ФГОС начальной школы, естественно, нужно владеть методами психологического сопровождения ребенка. И здесь возникают главные вопросы: «С кем проводить реформы? Как научить учителя?» Кто-то сразу бросится составлять список качеств, которыми обладает суперклассный наставник. А может, педагог всего лишь должен относиться к своей работе как к призванию, нуждаться во взаимообогащающем общении с детьми словно в воздухе?!. Глава № 5 законопроекта посвящена учителям. Государство признает их особый статус и «создает условия для осуществления профессиональной деятельности». Заявлен и механизм поддержки – заработная плата «не ниже средней зарплаты работников, занятых в сфере экономики субъекта РФ, на территории которых расположена соответствующая образовательная организация». По мнению Надежды Суртаевой, эти пункты нужно держать на контроле, иначе канут в небытие.

Еще один эксперт секции «Общее образование – все по-новому?», проректор ТОГИРРО Марина Кускова свой доклад посвятила теме «Новый учитель – ключевая фигура модернизации образования». По мнению Марины Валентиновны, чтобы школа получила хорошего специалиста, умеющего к тому же составлять качественные программы обучения, после получения диплома его необходимо поддержать «методически». Здесь никто не умаляет значение ТОГИРРО. Правда, директор тюменской школы № 25 Виктор Немчинов посоветовал повышать квалификацию не только учителей, но и управленческих чиновников. Сейчас в регионе подготовка и переподготовка кадров для сферы проходит раз в пять лет. Ольга Ройтблат советует изменить сроки: раз в два года – самое то! Получается непрерывное совершенствование учительского корпуса. Таким образом, еще одна поправка в законопроект от тюменцев – деятельностный подход к формированию учителя. Не менее важное предложение – отдельная статья по молодым педагогам.

Закон есть закон. Это документ государственной важности. Повторюсь вслед за профессором Надеждой Суртаевой: пока есть время до его окончательного принятия, читайте, изучайте, думайте, предлагайте. Потому что именно нам с 2013 года жить по-новому времени и новым правилам. И дай бог никому не забыть, что главным приоритетом всех на свете реформ является потенциал и развитие человека.

---

мнение


Лидия РУСАКОВА,
директор школы № 70, г. Тюмень:

– В настоящее время в жизнь школы активно входит электронный документооборот, но от прежних бумаг так и не избавились… Они отнимают массу времени.
В новом законопроекте не отражено решение этой проблемы. Предлагаю делать ставку на школьные сайты.

Они – трибуна для ученика, педагога, всей образовательной организации. В общем, мощный ресурс, с помощью которого можно держать связь с большим сообществом.



Операторы горячей линии по вопросам паводка в Тюменской области в сутки обрабатывают более 300 звонков

24 апреля

В Тюменской области пойти на военную службу по контракту могут мужчины до 60 лет

24 апреля