×
В социальных сетях
В печатной версии

Создавая свой «пояс внедрения»

В Тюменском государственном университете наука, профессиональное образование и производство образуют мощный конгломерат


Статистика показывает, что из ста вновь созданных компаний выживает и по-настоящему становится на ноги лишь одна-две. Что делают основатели разорившихся предприятий? Одни расстаются со своей затеей, другие начинают все заново и зачастую добиваются успехов. Потому что получили бесценный практический опыт и теперь знают, как избежать просчетов.

На тернистый путь проб и ошибок с некоторых пор встали вузы, по большей части университеты, организуя в своей структуре – последние пару лет при законодательной поддержке (имеется в виду федеральный закон № 217 от 2 августа 2009 года) – малые предприятия с прицелом на внедрение научных разработок. И не только.

– Вузовская профессура, талантливые доценты способны генерировать идеи, но не всегда умеют или не имеют возможности делать из этого товар и продавать его, – расставляет акценты первый проректор по инновационному развитию, доктор биологических наук, профессор Александр Шалабодов. – Создание компаний будет все-таки способствовать продвижению этих идей на рынок. Но не менее важно и то, что  в работу вовлекается молодежь, получая навыки в бизнесе. С таким багажом выпускникам легче будет создать свою компанию, ориентироваться на рынке.

Координирует работу «пояса внедрения» региональный центр интеллектуальной собственности и научно-технической информации ТюмГУ, который возглавляет кандидат юридических наук Вера Авдеева.

– ФЗ № 217 позволяет университету фиксировать свою долю участия и имущества правами на разработки,  – поясняет Вера Петровна. – Когда компания наберет обороты, станет получать стабильную прибыль, доля вуза в ней будет в размере 34 процентов, определенная законом. Сейчас об этом говорить рано, но заказы существуют, а значит, есть перспектива и надежда на экономические потоки в будущем. Более того, сейчас появляются компании, близкие по направлению тем, что организовывались раньше, и дополнительные соглашения позволяют сформировать своего рода холдинг, связывающий науку и производство.

Твори и пробуй


По идее, бизнес-структуры при университете должны быть самоокупаемыми. Но, как  и во «взрослом» бизнесе, здесь бывают «выстрелы» не только в «десятку», но  и в «молоко».
Тем не менее университет старается поддерживать молодых бизнесменов, давая время на «раскрутку».

Так, компания «АйТигри» ТюмГУ за год получила 800 тысяч руб-лей дохода на разработке информационных систем для одного из департаментов, подготовив ряд интересных, как утверждают системщики, вещей. Другое предприятие, созданное еще до выхода в свет ФЗ № 217, – ООО «Альтаиста» разработало и эксплуатирует бизнес-портал.

– Через проекты только этих компаний прошло более двадцати студентов института математики, естественных наук и информационных технологий ТюмГУ, которые получили опыт практической работы не только программиста, но  и менеджера, – рассказывает заместитель директора института, доктор технических наук, профессор Игорь Глухих. – Это как раз то, что стандартная программа не дает. Ребята участвуют и выигрывают в различных конкурсах, в том числе по программе «Старт» и «У.М.Н.И.К», получают поддержку от инвестиционных фондов. Даже если не будет большого результата от компании, создается среда, которая поддерживает эту деятельность. Студенты получают возможность попробовать себя, поработать в бизнесе, апробировать идеи.

У нынешних ребят другие возможности в вузе, чем лет семь-восемь назад. Хочешь, с тобой поработают, проведут через бизнес-инкубатор. Или участвуй в конкурсе, получай гранты на реализацию своей идеи. Или приходи в уже существующую компанию.

– По дипломникам и аспирантам вижу, насколько их проекты привязаны к реальным потребностям производства, – продолжает Игорь Николаевич. – По окончании вуза кто-то из них организовал свою фирму, это  в 23 года, и имеет зарплату тысяч шестьдесят. И все потому, что ребята получили в вузе не только знания, но  и соответствующий опыт внедрения разработок, ведения бизнеса.

Бренд университета


Для успешного продвижения продукта на рынке немаловажно, кто его представляет. И тут принадлежность к вузу с мировым именем (не побоимся этого слова) только на руку начинающим предпринимателям.

– Да, бренд университета вызывает доверие у партнеров и потребителей, – соглашается генеральный директор ООО «Эко Бизнес Проект» Наталья Микушина, – это гарантия определенного уровня качества. Кроме того, от имени университета можем участвовать в различных конкурсах. К примеру, недавно в Екатеринбурге проводился окружной конкурс по программе «Старт», и мы стали победителями по направлению «Биотехнология».

Университет должен выступать неким гарантом своих компаний, считает генеральный директор ООО «КБ-Информ», инженер кафедры безопасности Константин Бажин. По его видению, технопарк должен включать в себя структуры, которые работали бы на все компании. Чтобы предприятие могло не только рассчитывать на некий пиар, но  и заказывать, к примеру, анализ маркетинговой стороны своего дела.

– Опыт хоздоговорной деятельности у нас был  и раньше, – отмечает Константин Алексеевич. – Мы активно взаимодействуем с бизнесом, но проекты всегда узко ориентированы на конкретные предприятия или технологии. Поэтому с ними также непросто выходить на рынок. Думаю, необходимо более широко пропагандировать наши возможности в целом, и помощь университета здесь бесценна.

Справка

Государство оказывает вузам финансовую поддержку в развитии инновационной деятельности. По грантам можно получить сотни миллионов рублей. ТюмГУ выиграл три гранта.
328Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Настасью Самбурскую видели на рынке "Михайловском".
На минувшей неделе в адрес редакции поступило 36 письменных и устных обращений читателей.
«Целины» в это лето было предостаточно: Якутия, Ямал, Тюмень, Урал, Крым, Краснодар и даже Бангладеш. Подвести итоги в мультицентре «Моя территория» собралось около двух десятков студентов.
Второй год подряд делегация Тюменской области из числа активистов регионального отделения Всероссийского движения «Юнармия» посещает Внешние острова Финского залива.
Тюмень вновь радует горожан теплым солнцем.
Трудиться Галина Бенке начала в 1946 году, продолжая учиться в школе, и сейчас, несмотря на преклонный возраст, не мыслит себя без дела. 
Грант в размере 230 тысяч рублей направят на организацию в областной столице школы электронной музыки для молодых людей старше 16 лет.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи