Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Великая тайна чудотворного Абалакского образа

Слушать новость
Великая тайна чудотворного Абалакского образа. .

Чтобы пролить свет на историю исчезновения иконы Богоматери Абалакской, редакция газеты представляет вниманию читателей статью известного специалиста в области иконописи, искусствоведа Тамары Крючковой.

Безвозвратно погибла или ждет своего часа?


Среди дошедших до нашего времени икон в действующих храмах, иркутских музеях и собраниях коллекционеров не удалось пока найти ни драгоценный дар святителя Иоанна (Максимовича), ни ее иркутский список. Либо они безвозвратно погибли в большевистское лихолетье 20–30‑х годов XX столетия, либо ждут своего часа в укромном месте.

Неизвестно местонахождение и тобольской иконы Богоматери Абалакской. В Абалакском монастыре находится один из ее списков одинаковой величины с оригиналом, который называют «Наместницею».

В архиве РУ ФСБ РФ по Иркутской области есть материал, проливающий свет на историю чудотворной тобольской иконы в 1920‑е годы.

28 апреля 1922 года в Иркутске был арестован архиепископ Иркутский и Верхоленский Анатолий (Каменский), друг и сподвижник патриарха Тихона (Белавина). Это была спланированная большевистская акция против иерархов Русской православной церкви, которых по однообразной схеме обвиняли в сокрытии и расхищении церковных ценностей, контрреволюционной деятельности против советской власти и связях с бандитскими организациями.

По делу Анатолия (Каменского) 21 мая 1922 года был допрошен епископ Тюменский Иринарх (Синеоков-Андреев Иоанн Данилович). В протоколе допроса записано: «Рака с мощей Святителя Иоанна, иконы Абалакской Божией Матери и Тобольской Божией матери были эвакуированы на общем основании колчаковской властью в г. Томск. Раку с мощей и Тобольскую икону Божией Матери сопровождали протоиерей Касымов, а Абалакскую Божию Матерь сопровождал игумен Вениамин, первый из них находится, вероятно, в Тобольске, а последний в Тюменском монастыре на отдыхе. Сами же мощи оставлены в Тобольске под соборным сподом. Абалакскую Божию Матерь и Тобольскую икону Божией Матери я привез в Тюмень, а из Тюмени их отправили в Тобольск.

Из Томска раку вывез архиепископ Анатолий, который на одной из станций бросил поезд со святынями из-за какого-то затруднения, и около Мариинска я встретил поезд со святынями без возглавляющего и по просьбе сопровождающих пересел в их поезд и доставил раку в Иркутск. Там она была помещена в Иннокентиевском монастыре, затем, по слухам, советской властью взята и помещена в музей, где  в настоящее время находится. Не знаю, но, по слухам, в музее ее нет. Мощи Святителя Иоанна в настоящее время стоят в Тобольском соборе в гробу на видном месте. Больше показать ничего не могу, в чем и подписуюсь, епископ Тюменский Иринарх».

О вывозе на восток церковных ценностей свидетельствовал также допрошенный 23 мая 1922 года заведующий общим делопроизводством Томского губфинотдела Закашляев.

Конечно, к этим материалам надо относиться осторожно, так как духовные лица, которых допрашивали большевики, охотившиеся за церковными богатствами, старались сделать все, чтобы сохранить духовные сокровища. С этой целью они могли скрыть или исказить известные им факты. Но мы вводим в научный обиход эти свидетельства, так как в будущем из отдельных осколков может выявиться реальная картина событий и появится возможность найти чудотворную святыню – икону Богоматери Абалакской.

Тамара КРЮЧКОВА,  г. Иркутск

Чтобы пролить свет на историю исчезновения иконы Богоматери Абалакской, редакция газеты представляет вниманию читателей статью известного специалиста в области иконописи, искусствоведа Тамары Крючковой.

Безвозвратно погибла или ждет своего часа?


Среди дошедших до нашего времени икон в действующих храмах, иркутских музеях и собраниях коллекционеров не удалось пока найти ни драгоценный дар святителя Иоанна (Максимовича), ни ее иркутский список. Либо они безвозвратно погибли в большевистское лихолетье 20–30‑х годов XX столетия, либо ждут своего часа в укромном месте.

Неизвестно местонахождение и тобольской иконы Богоматери Абалакской. В Абалакском монастыре находится один из ее списков одинаковой величины с оригиналом, который называют «Наместницею».

В архиве РУ ФСБ РФ по Иркутской области есть материал, проливающий свет на историю чудотворной тобольской иконы в 1920‑е годы.

28 апреля 1922 года в Иркутске был арестован архиепископ Иркутский и Верхоленский Анатолий (Каменский), друг и сподвижник патриарха Тихона (Белавина). Это была спланированная большевистская акция против иерархов Русской православной церкви, которых по однообразной схеме обвиняли в сокрытии и расхищении церковных ценностей, контрреволюционной деятельности против советской власти и связях с бандитскими организациями.

По делу Анатолия (Каменского) 21 мая 1922 года был допрошен епископ Тюменский Иринарх (Синеоков-Андреев Иоанн Данилович). В протоколе допроса записано: «Рака с мощей Святителя Иоанна, иконы Абалакской Божией Матери и Тобольской Божией матери были эвакуированы на общем основании колчаковской властью в г. Томск. Раку с мощей и Тобольскую икону Божией Матери сопровождали протоиерей Касымов, а Абалакскую Божию Матерь сопровождал игумен Вениамин, первый из них находится, вероятно, в Тобольске, а последний в Тюменском монастыре на отдыхе. Сами же мощи оставлены в Тобольске под соборным сподом. Абалакскую Божию Матерь и Тобольскую икону Божией Матери я привез в Тюмень, а из Тюмени их отправили в Тобольск.

Из Томска раку вывез архиепископ Анатолий, который на одной из станций бросил поезд со святынями из-за какого-то затруднения, и около Мариинска я встретил поезд со святынями без возглавляющего и по просьбе сопровождающих пересел в их поезд и доставил раку в Иркутск. Там она была помещена в Иннокентиевском монастыре, затем, по слухам, советской властью взята и помещена в музей, где  в настоящее время находится. Не знаю, но, по слухам, в музее ее нет. Мощи Святителя Иоанна в настоящее время стоят в Тобольском соборе в гробу на видном месте. Больше показать ничего не могу, в чем и подписуюсь, епископ Тюменский Иринарх».

О вывозе на восток церковных ценностей свидетельствовал также допрошенный 23 мая 1922 года заведующий общим делопроизводством Томского губфинотдела Закашляев.

Конечно, к этим материалам надо относиться осторожно, так как духовные лица, которых допрашивали большевики, охотившиеся за церковными богатствами, старались сделать все, чтобы сохранить духовные сокровища. С этой целью они могли скрыть или исказить известные им факты. Но мы вводим в научный обиход эти свидетельства, так как в будущем из отдельных осколков может выявиться реальная картина событий и появится возможность найти чудотворную святыню – икону Богоматери Абалакской.

Тамара КРЮЧКОВА,  г. Иркутск



Уроки родиноведения: скульптор Владимир Шарапов

26 марта

В Тюмени открывается терапевтическая выставка художников из Сибири и Москвы

26 марта